ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Камешково 14 февраля 2011 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего, судьи Травина И.А., при секретаре Быковой И.В., с участием помощника прокурора Камешковского района Уткина И.А., представителя заявителя- кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7 Лопатина В.Г., действующего на основании доверенности, .... Сысоева Н.А., представителя заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии ...., Ножкина М.В., действующего на основании доверенности Дата обезл., заинтересованного лица - кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7 Евсеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по заявлению Лопатина В.Г. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №120 от 28 января 2011 года «О регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 140 29 января 2011 года Лопатин В.Г. был зарегистрирован территориальной избирательной комиссии Камешковского района кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7, на основании пакета документов (в том числе подписных листов), представленных в полном соответствии со ст. 28, 31-33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003 года (далее - Избирательный кодекс)
Кандидат по тому же одномандатному избирательному округу № 7 Евсеев А.А. был выдвинут в порядке самовыдвижения 25 января 2011 года, а 26 января 2011 года Евсеевым А. А. были сданы в избирательную комиссию документы (включая подписные листы) для регистрации.
28 января 2011 года территориальная избирательная комиссия Камешковского района, исполняющая обязанности окружной комиссии по данному округу, своим Постановлением № 120 зарегистрировала Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.
Сысоев Н.А., действующий на основании доверенности в интересах кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области по одномандатному округу №7 Лопатина В.Г., полагая, что Евсееву А.А. необходимо было отказать в регистрации кандидатом в связи с нарушениями ею требований избирательного законодательства, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №120 от 28 января 2011 года «О регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7» и об отмене данного постановления.
В обоснование заявленных требований указано, что данным постановлением нарушены права других кандидатов, в том числе и Лопатина В.Г..
При принятии территориальной избирательной комиссией Камешковского района Постановления № 120 о регистрации Евсеева А.А. в качестве кандидата, комиссией были не приняты во внимание многочисленные нарушения требований Избирательного кодекса со стороны Евсеева А.А., которые являются основанием для отказа в регистрации.
Так, кандидатом Евсеевым А.А. было сдано в избирательную комиссию для регистрации 34 подписи избирателей на 4 листах, из которых территориальной избирательной комиссией, согласно протоколу об итогах проверки подписных листов, проверено 34.Согласно данному протоколу, в числе проверенных 34 подписей недостоверных и недействительных не выявлено.
Однако данный вывод территориальной избирательной комиссии, по мнению заявителя, не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что кандидатом Евсеевым А.А. было нарушено положение п. 3 ст. 31 Избирательного кодекса, устанавливающее, что «Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, фонда инициативной группы по отзыву депутата, выборного должностного лица».
Изготовление подписных листов Евсеевым А.А. из избирательного фонда не оплачивалось, более того, избирательный фонд не был им создан вообще, что подтверждается письменным заявлением об отказе от создания избирательного фонда и финансирования избирательной кампании, поданным Евсеевым А.А. в территориальную избирательную комиссию Камешковского района 25 января 2011 года, одновременно с подачей заявления о выдвижении.
Кроме этого, во всех четырех подписных листах в поддержку выдвижения Евсеева А.А. указаны сразу несколько наименований населенных пунктов, что нарушает установленную Избирательным кодексом форму подписного листа, что, в свою очередь так же влечет признание всех подписей на подписных листах недействительными.
Сборщиком подписей, согласно данным всех подписных листов (100% представленных подписей), являлся непосредственно кандидат Евсеев А.А., чья копия паспорта, заверенная территориальной избирательной комиссией, имеется среди документов, представленных им для выдвижения. По мнению заявителя, адрес места жительства указан Евсеевым А.А. при заверении подписных листов не в полном объеме, так как не включает в себя имеющееся в регистрационной отметке в паспорте указание на муниципальное образование ...., что также является основанием для признания недействительными все 100% подписей в подписных листах.
Как утверждает заявитель, сведения, о доходах и имуществе, представленные Евсеевым А.А., изложены с нарушением формы, предусмотренной Приложением 10 к Избирательному кодексу: отсутствует адрес места нахождения банка, в котором открыты счета на имя Евсеева АА..
Заявитель так же считает, что в подписных листах Евсеева А.А., которые собирались в его поддержку в различных населенных пунктах, отсутствует требуемое законом указание количества подписей по административно-территориальным единицам в любом виде (будь то на листах, обложке папки или на склейке).
По мнению заявителя, как подписные листы, так и сведения о доходах и имуществе, представленные в территориальную избирательную комиссию Евсеевым А.А. для выдвижения и регистрации, не соответствуют требованиям к оформлению документов, предъявляемым ст. 28 и 33 Избирательного кодекса, и не соответствовали им на дату принятия решения о регистрации кандидата.
Заявитель считает, что постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района № 120 от 28 января 2011 года «О регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 7» принято территориальной избирательной комиссией без законных на то оснований, необоснованно, вопреки закону и имеющимся в нем основаниям для отказа в регистрации.
Подобный подход к проверке документов кандидата Евсеева А.А.., его необоснованная регистрация, по мнению заявителя, нарушает гарантированный федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, гарантированное Конституцией РФ равенство граждан перед законом.
Законом (в том числе Избирательным кодексом) предъявляются требования к документам, подаваемым для выдвижения и регистрации кандидатов, носящие императивный характер в силу своей публично-правовой природы. Данные требования (в том числе касающиеся подписных листов), другие кандидаты, в том числе заявитель, Лопатин В.Г., соблюдают; обязанность территориальной избирательной комиссии Камешковского района (равно как и суда) - обеспечить равенство всех кандидатов перед Законом, в том числе обеспечить неотвратимость применения санкций за его нарушение.
В судебном заседании представитель Лопатина В.Г., Сысоев Н.А. действующий на основании доверенности, полностью поддержал заявленные требования.
Лопатин В.Г. в судебное заседание не явился, представив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом требований ч.1 ст.260.1 ГПК РФ, мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель территориальной избирательной комиссии Камешковского района, председатель комиссии, Ножкин М.В., не согласен с заявленными требованиями. При этом он пояснил, что, по мнению территориальной комиссии, решение о регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7 принято в соответствии с требованиями Федерального Закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Владимирской области «Избирательный Кодекс Владимирской области». При этом избирательные права других кандидатов, в том числе и заявителя Лопатина В.Г., территориальной избирательной комиссией Камешковского района - не были нарушены.
Утверждение заявителя о том Евсеев А.А. должен был создать избирательный фонд для изготовления 4 подписных листов находится в противоречии с законом. Евсеев А.А. избирательный фонд не создавал вообще, что подтверждается письменным заявлением об отказе в создании избирательного фонда и финансировании избирательной компании, поданным им в территориальную избирательную комиссию Камешковского района 25 января 2011 года, одновременно с подачей заявления о выдвижении.Подписные листы в количестве 4 штук изготовлены лично Евсеевым А.А. и оплата за их изготовление не производилась.
Ножкин М.В. так же не согласен с утверждением о том, что Евсеевым А.А. нарушены требований Избирательного кодекса при оформлении подписных листов- при заверении подписных листов не в полном объеме указано его место жительства, так в подписном листе нет указания на муниципальное образование .....
В паспорте кандидата Евсеева А.А. имеются следующие данные о его месте жительства: ...., что полностью соответствует данным, указанным в подписных листах.
Он так же не согласен с утверждением о том, что Евсеевым А.А. представлены в избирательную комиссию сведения о доходах и имуществе с нарушением формы, предусмотренной Приложением 10 к Избирательному кодексу- не указаны название и адрес банка, где открыт счет.
Данное утверждение, по его мнению, не соответствует действительности, т.к. из имеющихся сведений следует, что денежные средства Евсеева А.А. находятся на счёте ..... Проверяя данный документ, рабочая группа 26 января 2011 года обратилась к Евсеевау А.А. с запросом о подтверждении наличия вклада в указанном банке. В этот же день Евсеевым А.А. была предоставлена в территориальную комиссию справка .... от 26 января 2011 года, подтверждающей сведения Евсеева А.А. о наличии вклада в данном банке. Данная справка содержит полные сведения о наименовании, месте нахождения (адресе) банка, номере счета Евсеева А.А.. С учетом данных сведений, комиссия пришла к выводу, что Евсеев А.А. фактически указал адрес места нахождения банка и сведения о доходах и имуществе кандидата.
Представитель территориальной избирательной комиссии Камешковского района, Ножкин М.В. считает необоснованным также утверждение о том, что комиссией не учтено нарушение Евсеевым А.А.установленной Избирательным кодексом формы подписного листа, в частности в подписных листах указано несколько населенных пунктов места сбора подписей, что, по мнению заявителя, недопустимо.
Сбор подписей Евсеевым А.А. проводился в нескольких населенных пунктах муниципального образования ...., наименование этих населенных пунктов и было указано Евсеевым А.А. в «шапках» подписных листов.
Считаем, что данным фактом форма подписного листа Евсеевым А.А. не была нарушена.
Избирательная комиссия считает, что подписные листы, сведения о доходах и имуществе, представленные в ТИК Камешковского района Евсеевым А.А. для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты соответствуют требованиям Избирательного кодекса Владимирской области, постановление ТИК Камешковского района от 28.01.2011 № 120 «О регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7» принято обоснованно и на законных основаниях, без нарушений требований действующего законодательства, избирательные права заявителя Лопатина не нарушены.
Исследовав материалы дела, пояснения сторон, заключение прокурора, не поддержавшего заявление и полагавшего необходимым отказать в его удовлетворении, суд считает требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(далее- Федеральный закон), п. 6 ст. 75 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» от 13 февраля 2003 года №10-03 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, пунктами 23.1. - 23.3 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Такое же положение содержится в п. 2 ст. 260 ГПК РФ.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 25 января 2011 года Евсеев А.А. был выдвинут кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, и 26 января 2011 сдал в территориальную избирательную комиссию Камешковского района все документы (включая подписные листы) для регистрации.
28 января 2011 года территориальная избирательная комиссия Камешковского района, исполняющая обязанности окружной комиссии по данному округу, своим постановлением № 120 зарегистрировала Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.
29 января 2011 года, постановлением № 140 данной избирательной комиссией был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по тому же одномандатному избирательному округу №7 Лопатин В.Г., который через своего представителя обратился в суд с данным заявлением.
Согласно подп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона, подп. «д» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса, основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Избирательного кодекса, число подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 1 процент от числа избирателей на округе, т.е., в данном случае, 31 подпись. (Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 7, составляет 3038 человек, согласно Постановлению Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № 15 от 23 сентября 2010 года).
Сторонами не оспаривается тот факт, что кандидатом Евсеевым А.А. было сдано в избирательную комиссию для регистрации 34 подписи, из которых территориальной избирательной комиссией, согласно Протоколу проверки подписных листов, проверено 34.Согласно данному Протоколу, все 34 проверенных подписи признаны достоверными, недействительных и недостоверных подписей не имеется.
Согласно подп. «д» п. 12 ст. 33 Избирательного кодекса, согласно которому, признаются недействительными все подписи в подписном листе в случае, если сбор подписей осуществлялся с нарушением требований статьи 31 настоящего Кодекса или если заполнение подписного листа не соответствует требованиям, изложенным в статье 32 настоящего Кодекса, и (или) подписной лист оформлен не в соответствии с приложениями 2, 2-1, 2-2, 2-3, 3, 4 к настоящему Кодексу.
Исследуя обстоятельства по доводу заявителя о том, что Евсеевым А.А. были нарушены требования п. 3 ст. 31 Избирательного кодекса предусматривающего, что изготовление подписных листов должно быть оплачено из избирательного фонда кандидата суд исходит из того, что сам по себе факт отсутствия оплаты изгoтoвлeния подписных листов из избирательного фонда действующим законодательством не предусмотрен в качестве самостоятельного основания для признания подписных листов недействительными. Более того, согласно п.8 ст.56 Избирательного кодекса, создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится.
Как установлено в судебном заседании и не опровергнуто заявителем, подписные листы были изготовлены самим кандидатом Евсеевым А.А.. с использованием принадлежащей ему компьютерной техники и материалов. Доказательств того, что Евсеев А.А. на эти цели использовались денежные средства, составляющее более 5% установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, не имеется.
Не может суд согласиться и с позицией заявителя о том, что Евсеевым А.А. при заполнении подписных листов нарушены его формы, установленные Приложением №4 к Избирательному кодекс.
Согласно п.1 ст.32 Избирательного кодекса в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования. Кроме этого, в подписном листе также указывается наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей.
Как установлено в судебном заседании, сбор подписей Евсеевым А.А. проводился в нескольких населенных пунктах муниципального образования ...., наименование этих населенных пунктов и было указано им в «шапках» подписных листов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указание в подписных листах населенных пунктов, не является нарушением формы подписных листов, установленных приложением №4 к Избирательному кодексу
В части нарушения Евсеевым А.А. при заполнении графы подписного листа о месте жительства лица собирающего подписи, а так же кандидата в депутаты, суд не может согласиться с позицией заявителя о том, что указание им места жительства: ...., без указания муниципального образования ...., является существенным нарушением оформления подписного листа и влечет признание недействительности 100% подписей.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона, а так жеп.5 ст.3 Избирательного кодекса адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исследуя в судебном заседании паспорт Евсеева А.А.(л.№5 паспорта), а также полученные по запросу суда сведения о его регистрации, поступившие из администрации муниципального образования ...., ТП г. Камешково МРО УФМС России по Владимирской области в г.Коврове установлено, что Евсеев А.А. зарегистрирована по адресу: .... Именно этот адрес места проживания указан Евсеевым А.А. в подписных листах, как кандидата в депутаты, так и лица, собирающего подписи, в связи с чем, суд не усматривает каких- либо нарушений избирательного законодательства, в том числе и связанных с оформлением подписного листа в части указания места проживания.
Таким образом, судом установлено, что объем содержащейся в подписных листах информации не увеличен и не уменьшен, последовательность граф не изменена.
Следовательно, доводы заявителя о том, что представленные Евсеевым А.А. подписные листы не соответствуют форме, утвержденной законом, являются несостоятельными.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что при рассмотрении территориальной избирательной комиссией вопроса о регистрации Евсеева А.А. в качестве кандидата в депутаты имелись основания для отказа в такой регистрации в соответствии с подп. «в1» п.23.1 ст33 Избирательного кодекс в связи с нарушением п.3 ст.33 Избирательного кодекса., которая гласит, что подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей, собранных по каждой административно-территориальной единице.
Как установлено в судебном заседании кандидатом Евсеевым А.А. в соответствии с требованиями Избирательного кодекса в территориальную комиссию Камешковского района было представлено четыре подписных листа в сброшюрованном и пронумерованном виде, в каждом подписном листе указано количество подписей: в 3 подписных листах по 10 подписей, в одном подписном листе 4 подписи. Общее количество подписей 34 указано в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку Евсеева А.А.
Что касается требования заявителя в части указания Евсеевым А.А. сведений о вкладах в банке с нарушением формы, предусмотренной Приложением №10 к Избирательному кодексу.
Согласно п. 3 ст. 28 Избирательного кодекса, вместе с заявлением о выдвижении, в комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Как установлено в судебном заседании, в сведениях, представленных Евсеевым А.А. 25 января 2011 года в избирательную комиссию согласно форме Приложения №10, в разделе «наименование и место нахождения (адрес) банка, номер счета, остаток» указано наименование и место нахождение банка - ..... На следующий день, Евсеевым А.А.. была предоставлена дополнительная справка .... с указанием полного адреса данного банка, подтверждающей наличие на его имя денежного вклада.
Данные обстоятельства в судебном заседании были подтверждены так же свидетелем-...., ФИО1.
С учетом изложенного, суд не может согласиться с позицией заявителя о том, что на момент дня заседания территориальной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Евсеева А.А., т.е. 28 января 2011 года, данные нарушения не исправлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанные заявителем ошибки не являются основанием для отказа в регистрации Евсеева А.А. как кандидата в депутаты.
Данными о том, что указанные недостатки были выявлены избирательной комиссией, кандидату в депутаты было направлено уведомление об их уточнении, суд не располагает, а, следовательно, нет оснований для признания регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты незаконной. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «6.1» и (или) «6.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 названной 38 статьи Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
руководствуясь ст.ст.194-199,260.1,261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Лопатина В.Г. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №120 от 28 января 2011 года «О регистрации Евсеева А.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №7»- отказать,
Кассационная жалоба на решение может быть подана во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение 5 дней со дня принятия судом указанного решения.
Председательствующий: И.А.ТРАВИН
Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2011года.