Решение от 14.02.2011 г. по делу №2-134/2011 г. по заявлению об отмене постановления территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-134/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково 14 февраля 2011 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Стеций С.Н.,

при секретаре судебного заседания Рябининой М.В.,

с участием:

зам.прокурора Камешковского района Иванова С.Ф.,

представителя заявителя Смирновой Е.А., действующей на основании доверенности от Дата обезл., выданной сроком на шесть месяцев,

заинтересованных лиц: председателя Территориальной избирательной комиссии Манушиной Г.А., действующей на основании постановления Избирательной комиссии Владимирской области № от Дата обезл., Саврасова А.В., его представителя Сысуевой И.В., действующей на основании доверенности от Дата обезл.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбунцова .... об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл.,

у с т а н о в и л:

Горбунцов А.В. обратился в суд с заявлением об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Камешковского района (далее ТИК) № от Дата обезл. «О регистрации Саврасова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №».

В обоснование заявленных требований, поддержанных его представителем в судебном заседании, указано, что Дата обезл. Постановлением № ТИК Камешковского района он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №. Территориальной избирательной комиссией Камешковского района, исполняющей обязанности окружной комиссии по тому же округу, Постановлением № от Дата обезл. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Саврасов А.В. Заявитель считает, что данное решение ТИК Камешковского района подлежит отмене в судебном порядке, по следующим основаниям. Для регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области было необходимо представить в ТИК Камешковского района достоверные и действительные подписи избирателей в количестве 35 штук. Кандидатом Саврасовым А.В. в ТИК были представлены подписные листы в количестве 8 штук, содержащие 39 подписей избирателей. В результате проверки, проведенной рабочей группой ТИК, среди представленных Саврасовым А.В. подписей избирателей недействительных подписей выявлено не было. Вместе с тем, кандидатом был нарушен порядок предоставления документов и сбора подписей. Так в нарушение Приложения № 4 к Избирательному кодексу, в шапке всех подписных листов, представленных кандидатом Саврасовым А.В., в сведениях о месте жительства кандидата Саврасова А.В. не указан субъект РФ, что является, по мнению заявителя, и его представителя, нарушением оформления подписного листа, влекущим признанию 100% подписей недействительными. Представитель заявителя в судебном заседании также указала, что в копии паспорта кандидата Саврасова А.В. на стр.19 содержится отметка «Аннулировано». В соответствии с Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации» от 08 июля 1997 года № 828, девятнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В соответствии с п.6 ч.1 данного Положения запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. ТИК Камешковского района не был сделан надлежащим образом запрос в органы регистрационного учета граждан, также не был получен официальный ответ, что отметка в паспорте Саврасова А.В. «Аннулировано» предусмотрена Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», и что с данной отметкой паспорт кандидата Саврасова А.В. является действительным. По мнению представителя заявителя, ТИК Камешковского района ненадлежащим образом провела проверку документов кандидата в депутаты Саврасова А.В.

Не выполнив равные для всех кандидатов требования закона, кандидат Саврасов А.В. получил возможность быть зарегистрированным, не выполняя обязанностей и не соблюдая те ограничения, которые выполнил заявитель. То есть по мнению заявителя, кандидат Саврасов А.В. был зарегистрирован территориальной избирательной комиссией на льготных условиях, получил возможность использовать аналогичные с ним права, не выполняя аналогичных обязанностей, что является неравенством субъектов избирательного процесса и нарушает право иметь равные права и одинаковые правовые возможности для кандидатов.

Председатель Избирательной комиссии Владимирской области Коматовский В.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело по заявлению Горбунцова А.В. без участия их представителя. В письменном отзыве сообщил суду, что Избирательная комиссия Владимирской области считает заявление Горбунцова А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Кандидатом Саврасовым А.В. в Территориальную избирательную комиссию Камешковского района были представлены 8 подписных листов, содержащих 39 подписей избирателей. В шапке подписного листа в строке о месте жительства кандидата было указано «проживающего в ....». В соответствии с п.1 ст. 32 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения № 3,4 к Избирательному кодекса). В подстрочнике формы подписного листа, установленной приложением № 4 к Избирательному кодексу, в строке, где должна быть внесена запись о месте жительства кандидата, указано какие сведения необходимо внести кандидату: «наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата». Таким образом, кандидат при заполнении подписного листа в качестве места своего жительства должен указывать, в том числе сведения о наименовании субъекта РФ, где он проживает. Поскольку Саврасов А.В. указал неполные сведения о своем месте жительства во всех подписных листах, все подписи в поддержку кандидата Саврасова А.В. должны быть признаны недействительными на основании подп. «д» п.12 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области. Кроме этого, указывает, что кандидат вместе с заявлением о согласии баллотироваться представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Кандидатом Саврасовым А.В. в избирательную комиссию представлена копия паспорта, в котором на странице 19 стоит отметка «Аннулировано». Вместе с тем, в соответствии с п.6 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828 запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные данным положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные данным Положением является недействительным. Указанное положение не предусматривает проставления отметки «Аннулировано» на штампе о выдаче загранпаспорта. Поскольку паспорт Саврасова А.В. является недействительным в силу прямого указания Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации», следовательно кандидатом не была представлена в комиссию копия документа, удостоверяющего личность Саврасова А.В. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в соответствии с подп. «в» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Камешковского района Манушина Г.А. с заявленными требованиями Горбунцова А.В. не согласна, пояснила, что согласно п.5 ст. 2 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ, а также п. 5 ст.3 Избирательного кодекса Владимирской области адрес места жительства - адрес (Наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органе регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В паспорте Саврасова А.В. стоит отметка о регистрации по месту жительства, в соответствии с которой Саврасов А.В. зарегистрирован по адресу: ..... Именно этот адрес места жительства указан Саврасовым А.В. в подписных листах. Таким образом со стороны Саврасова А.В. не усматривается каких-либо нарушений избирательного законодательства, в том числе и связанных с оформлением подписного листа в части указания места жительства.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828 в паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, о регистрации и расторжении брака; о детях; о ранее выданных основанных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. На странице 19 представленного в избирательную комиссию паспорта Саврасова А.В. содержатся отметки о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Кроме того, Саврасовым А.В. в ТИК Камешковского района была предоставлена справка Отдела УФМС России .... .... свидетельствующая о том, что гражданин Саврасов А.В. получал паспорт гражданина России № в ОВД .... в связи с обменом паспорта гражданина СССР, и в настоящее время данный паспорт является действительным. В связи с чем, у ТИК Камешковского района не было оснований считать паспорт Саврасова А.В. недействительным, и не было правовых оснований для отказа Саврасову А.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 2.

Саврасов А.В. и его представитель считают предъявленное заявление кандидата Горбунцова А.В. незаконным и необоснованным. Не согласны с позицией заявителя о том, что указание Саврасовым А.В. места жительства: ...., без указания «Владимирская область» является существенным нарушением оформления подписного листа и влечет признание недействительности 100% подписей. В паспорте Саврасова А.В. стоит отметка о регистрации по месту жительства, в соответствии с которой он зарегистрирован по адресу: ..... Именно этот адрес места жительства указан Сарасовым А.В. в подписных листах. Кроме этого, согласно Уставу Владимирской области, город Владимир является административным (областным) центром. Что касается недействительности паспорта, пояснили, что на странице 19 паспорта Саврасова А.В. содержатся отметки о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, первая из которых содержит сведения о выданном ОЗП, вторая о выданном ОЗП взамен первого из-за истечения срока первого. Также пунктом 3 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрено, что образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются соответствующей службой МВД России, а на сегодняшний день соответствующей федеральной миграционной службой. Следовательно, на момент внесения записей и отметок в паспорт существовали именно те образцы печатей и штампов, которые были внесены в паспорт Саврасова А.В. Кроме этого обратили внимание суда, что представитель заявителя Смирнова Е.А. является членом ТИК Камешковского района с правом решающего голоса. В письме от 09.08.2010 года № 07-09/3288, адресованном Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице Председателя комиссии сообщила следующее, что участие члена избирательной комиссии в судебном разбирательстве по доверенности, выданной кандидатом, противоречит принципу равенства кандидатов и может свидетельствовать об их коррупционной связи в форме лоббирования интересов конкретных участников избирательного процесса путем возможного получения материального вознаграждения за определенные действия (позицию) члена избирательной комиссии, что является недопустимым.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение зам. прокурора ...., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требования заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Судом установлено, что Решением Совета народных депутатов Камешковского района № 691 от 14.12.2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва на 13 марта 2011 года.

Горбунцов А.В. и Саврасов А.В. зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области по одномандатному избирательному округу №.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 указанного ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится и в подп. «д» п.23.1 ст. 33 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г.

Согласно схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, утвержденной решением Совета народных депутатов Камешковского района № от Дата обезл., число избирателей в округе № составляет - 3521. Следовательно для регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области по данному округу необходимо представить в ТИК Камешковского района достоверные и действительные подписи избирателей в количестве 35 штук.

Пунктом 44 ст.2 ФЗ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии с подп. «д» п. 12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области недействительными признаются все подписи в подписном листе если заполнение подписного листа не соответствует требования, изложенным в ст. 32 настоящего Кодекса, и (или) подписной лист оформлен не в соответствии с приложением 2,3,4 к Кодексу.

Согласно ст. 32 Закона Владимирской области от 06.06.2006 N 78-ОЗ подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей.

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 3 Избирательного кодекса Владимирской области основные термины и понятии, используемые в настоящем кодексе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, понятие место жительства гражданина включает в себя: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры.

Судом установлено, что во всех подписных листах, представленных в ТИК Камешковского района, в сведениях о месте жительства кандидата Саврасова А.В. не указан субъект Российской Федерации - Владимирская область. То есть все подписные листы, представленные кандидатом Саврасовым А.В., заполнены с нарушением требований пункта 1 статьи 32 Избирательного кодекса Владимирской области. Следовательно все подписи, содержащиеся в подписных листах кандидата Саврасова А.В., в силу подп. «д» п. 12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, подлежат признанию недействительными.

При таких обстоятельствах, суд приходит в выводу, что оснований для регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Саврасова А.В. у ТИК Камешковского района не имелось. В связи с чем, Постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл. «О регистрации Саврасова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №» нельзя признать законным и обоснованным.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что ТИК Камешковского района ненадлежащим образом провела проверку представленного кандидатом Саврасовым А.В документа, удостоверяющего его личность - паспорта. Согласно п.3 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации» от 08.07.1997г. № 828, образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Федеральной миграционной службой. Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, кандидатом Саврасовым А.В. в ТИК Камешковского района была предоставлена справка Отдела УФМС России по .... в .... о том, что паспорт гражданина России Саврасова А.В. № № от Дата обезл., выданный ОВД ...., является действительным. Таким образом, суд считает, что у ТИК Камешковского района не было оснований считать представленный паспорт кандидата Саврасова А.В. недействительным.

Что касается того обстоятельства, что представитель заявителя Смирнова Е.А. является членом территориальной избирательной комиссии Камешковского района с правом решающего голоса, то данное обстоятельство, в силу положений главы 5 ГПК РФ, не препятствует Смирновой Е.А. представлять интересы гражданина по доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Горбунцова .... удовлетворить.

Постановление Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл. «О регистрации Саврасова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №» - отменить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение пяти дней.

Председательствующий С.Н. Стеций

Справка:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2011 года