решение от 16.02.2011 г. по делу №2-144/2011 г. о признании незаконным и отмене постановления ТИК о регистрации списка кандидатов



Дело № 2-144/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково 16 февраля 2011 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Стеций С.Н.,

при секретаре судебного заседания Рябининой М.В.,

с участием:

пом. прокурора .... Уткина И.А.

представителя заявителя Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Смирновой Е.А., действующей на основании доверенности от Дата обезл., выданной сроком ....

заинтересованных лиц: представителя территориальной избирательной комиссии Камешковского района Владимирской области Сысоева Н.А., действующего на основании доверенности № от Дата обезл., выданной сроком на ...., представителя Владимирского регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Шатрова В.Н., действующего на основании доверенности от Дата обезл., выданной сроком на ....

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Камешково гражданское дело по заявлению Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл.,

У С Т А Н О В И Л:

Избирательное объединение Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Камешковского района обратилось в суд с заявлением об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии № от Дата обезл. «О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по единому избирательному округу».

В обоснование заявленных требований, поддержанных представителем в судебном заседании, указано, что Дата обезл. Постановлением № ТИК Камешковского района зарегистрирован список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Камешковского района по единому избирательному округу. Территориальной избирательной комиссией Камешковского района Постановлением № от Дата обезл. был зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по единому избирательному округу. Заявитель считает, что данное решение ТИК Камешковского района подлежит отмене в судебном порядке по следующим основаниям.

Для регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района на основании подп. 2 пункта 17 статьи 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» было необходимо представить в ТИК Камешковского района официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2001г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии. Избирательное объединение Владимирское Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ представило в ТИК Камешковского района копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а именно, подтверждающего внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц «Владимирское региональное отделение политической партии «Партия Российских регионов», выданного Федеральной налоговой службой, и копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно, внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании решения о государственной регистрации, принятого Минюстом России, «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области», выданного Федеральной налоговой службой. Таким образом, по мнению заявителя, в ТИК Камешковского района не представлен необходимый документ для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, что в соответствии с подп. «б» пункта 23.2 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Также, заявитель полагает, что избирательное объединение Владимирское Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не предоставило и не подтвердило сведения о наименовании избирательного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно, наименование, указанное в документе, подтверждающее факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, что также является в соответствии подп. «б» пункта 23.2 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Представитель заявителя считает, что в ТИК Камешковского района необходимо было представить копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного Министерством Юстиции Российской Федерации, как того требуют нормы Избирательного кодекса Владимирской области. Пояснил, что на момент опубликования решения Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области о назначении выборов на 13 марта 2011 года, а именно, 17 декабря 2010 года, государственным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1313 «Вопросы Министерства юстиции российской Федерации» является Министерство юстиции Российской Федерации.

Также, представитель заявителя пояснил, что Законом Владимирской области от 09.08.2010 № 70-ОЗ "О внесении изменений в закон Владимирской области "Избирательный кодекс Владимирской области" были внесены изменения в пункт 17 статьи 30 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно, в подп.2 п.17 ст.30 законодатель конкретизировал какой именно документ должен представляться в избирательную комиссию и каким федеральным органом исполнительной власти этот документ выдается. До внесения изменений в Избирательный кодекс Владимирской области можно было представлять копию документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, выданного как Министерством юстиции РФ, так и Федеральной налоговой службой.

Также, в редакции Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 31.05.2010 года наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения, однако в действующей редакции Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 04.10.2010 года наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе, подтверждающем факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.

Не выполнив равные для всех кандидатов требования закона, кандидаты, выдвинутые Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по единому избирательному округу, получили возможность быть зарегистрированными, не выполняя обязанностей и не соблюдая те ограничения, которые выполнили кандидаты, выдвинутые избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Камешковского района по единому избирательному округу. То есть, по мнению заявителя, кандидаты СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ по единому избирательному округу были зарегистрированы Территориальной избирательной комиссией Камешковского района на льготных условиях, получили возможность использовать аналогичные права с кандидатами ЕДИНОЙ РОССИИ по единому избирательному округу, не выполняя аналогичных обязанностей, что является неравенством субъектов избирательного процесса и нарушает право иметь равные и одинаковые правовые возможности для кандидатов.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Камешковского района требования заявителя признал, пояснил, что в соответствии с подп. 2 п. 17 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области избирательное объединение Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области действительно должно было представить копию документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а именно, Министерством юстиции Российской Федерации.

Представитель избирательного объединения Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области считает требования избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Камешковского района незаконным и необоснованным. Пояснил, что не согласен с позицией заявителя о том, что в ТИК Камешковского района не был представлен документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, выданный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а также не представлены и не подтверждены сведения о наименовании избирательного объединения. Представитель пояснил, что государственная регистрация юридического лица при его создании была произведена Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Владимирской области, в связи с чем, документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ, выданным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выданное Федеральной налоговой службой.

Отметил, что Министерство юстиции Российской Федерации (и территориальные органы) наделено полномочиями на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», а Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области (прежнее наименование - Владимирское региональное отделение политической партии «Партия Российских регионов») было зарегистрировано 18 февраля 2003 года, то есть до принятия упомянутого Указа Президента РФ. Однако при этом представитель не отрицал, что свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданное Региональному отделению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, именно Управлением Министерства юстиции Российской Федерации во Владимирской области у них имеется.

Также пояснил, что документы при выдвижении соответствующими кандидатами и подлежащие представлению в избирательную комиссию, определены законом, их список является исчерпывающим, требовать представления документов, не предусмотренных законом, избирательная комиссия не вправе. Законом не предусмотрена обязанность предоставления в избирательную комиссию при выдвижении кандидата документа, подтверждающего изменение наименования избирательного объединения. В связи с чем, по мнению представителя, довод заявителя о том, что Избирательное объединение «Региональное отделение Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не подтвердило наименование избирательного объединения в соответствии с п.10 ст. 30 Избирательно кодекса Владимирской области, надуман.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора ...., полагавшего необходимым удовлетворить требования заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Судом установлено, что Решением Совета народных депутатов Камешковского района № 691 от 14.12.2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Камешковского района на 13 марта 2011 года.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «б» пункта 25 ст. 38 указанного ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).

Аналогичная норма содержится и в подп. «б» п. 23.2 ст. 33 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г.

Согласно п.2 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, иных предусмотренных настоящим Кодексом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 19 или 19.1 настоящей статьи.

В частности, в соответствии с подп.2 п.17 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области уполномоченный представитель избирательного объединения в избирательную комиссию представляет официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001г № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Согласно положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Таким образом, анализируя указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление в сфере регистрации общественных объединений, является Министерство юстиции Российской Федерации, следовательно, документом, подтверждающим факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, является документ, выданный Министерством юстиции Российской Федерации.

Как установлено и никем не оспаривалось в судебном заседании, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области», выданное Министерством юстиции Российской Федерации в ТИК Камешковского района не представлялось.

При этом, как следует из пояснений представителя Владимирского Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, данное свидетельство им было выдано Министерством юстиции Российской Федерации по Владимирской области Дата обезл. Однако Партия не посчитала необходимым предоставлять в территориальную избирательную комиссию данный документ, поскольку были представлены: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданные Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Владимирской области.

Действительно согласно ранее, действующему подп.2 п.17 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области в избирательную комиссию одновременно со списком кандидатов представлялся любой документ, подтверждающий факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии, ином общественном объединении. Однако Законом Владимирской области от 09.08.2010 года № 70-ФЗ в подп.2 п. 17 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области были внесены изменения, согласно которым законодатель конкретизировал, что в избирательную комиссию представляется документ, подтверждающий факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что уполномоченным представителем Владимирского Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ были предоставлены не все документы необходимые для регистрации списка кандидатов, суд считает, что оснований для регистрации данного общественного объединения у ТИК Камешковского района не имелось. В связи с чем, оспариваемое Избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» постановление о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по единому избирательному округу нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами представителя заявителя о том, что основанием для отказа в регистрации списка кандидатов также является не представление в ТИК Камешковского района сведений о наименовании избирательного объединения. Так как список документов, которые необходимо представить в избирательную комиссию для регистрации списка кандидатов, определен в пунктах 2,3 ст.28 и пунктах 14,17 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области. Документ, на который ссылается представитель заявителя, в данный список не включен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Камешковского района удовлетворить.

Постановление Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл. «О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по единому избирательному округу» - отменить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение пяти дней.

Председательствующий С.Н. Стеций

Справка:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2011 года.