Дело № 2-149/2011г. РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Камешково 21 февраля 2011 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего, судьи Травина И.А., при секретаре Мишиной Н.Н., с участием заместителя прокурора Камешковского района Иванова С.Ф., заявителя Савватеевой Е.М., представителя заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Камешковского района Сысоева Н.А., действующий на основании доверенности от Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по заявлению Савватеевой Е.М. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №347 от 04 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №2» выдвинутой Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», о возложении на территориальную избирательную комиссию Камешковского района обязанности по принятию решения о регистрации Савватеевой Е.М. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №2,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области №691 от 14 декабря 2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва на 13 марта 2011 года.
Решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области №688 от 23 ноября 2010 года утверждена схема восьми одномандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва.
Савватеева Е.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района № 347 от 04 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2», и обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2.
В обоснование требований, поддержанных в судебном заседании, Савватеева Е.М. пояснила, что она неоднократно пыталась представить в территориальную избирательную комиссию Камешковского района все необходимые документы для регистрации её в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Камешковский район пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Однако ей по самым различным причинам отказывали в этом. Лишь в последний день, установленный Законом, а именно 26 января 2011 года она настояла на принятии представленных ею документов, т.е. уведомила территориальную избирательную комиссию Камешковского района о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Камешковский район пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7, выдвинутого избирательным объединением «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», и представила все необходимые документы.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Камешковского района № 347 от 04 февраля 2011 года ей было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2 на основании подп. «в» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, в связи с отсутствием документа об образовании и свидетельства о браке. Данное решение избирательной комиссии она считает незаконным и необоснованным, поскольку в нарушение п.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.4 ст.33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», избирательная комиссия не уведомила её о неполноте представленных сведений. Савватеева Е.М. читает, что избирательная комиссия Камешковского района не вправе была принимать такое решение, не известив её о том, какие конкретно сведения отсутствуют в представленных ею документах, либо какие конкретно из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, и в какой срок необходимо было устранить выявленные недостатки.
Представитель территориальной избирательной комиссии Камешковского района Сысоев Н.А требования не признал и пояснил, что действительно постановлением № 347 от 04 февраля 2011 года территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2 в соответствии с требованиями п. 6 ст.16 и подп. «в» п. 23.1. ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее -Избирательный кодекс), а именно по причинам отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Такое же основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено и подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 28 Избирательного кодекса, в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы занимаемая должность.
Данное требование кандидатом Савватеевой Е.М. не было полностью выполнено: среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовал документ, необходимый в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в частности, документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об образовании, а так же не было представлено свидетельство о заключении брака, подтверждающее смену фамилии.
Поскольку указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании кандидата Савватеевой Е.М.. не были подтверждены какими-либо документами, территориальной избирательной комиссией было принято единственно законное решение по данному нарушению, а именно отказ в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 7 на основании подп. «в» п. 23.1. ст. 33 Избирательного кодекса и подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Ссылки заявителя Савватеевой Е.М. на нормы, содержащиеся в п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, в п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса, «Разъяснениях порядка применения п. 1.1, подп. «в1», «в2» п. 24, подп. «б1», «б2» п. 25, подп. «з», «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несостоятельны и не основаны на законе.
Согласно указанным нормам, избирательная комиссия извещает кандидата только об обнаруженных фактах нарушений требований закона к оформлению представленных документов, (основания подп. «в1» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса, подп. «в1» п. 24 ст. 38 Федерального закона) и обнаруженных фактах неполноты сведений о кандидатах (основания подп. «в2» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса, подп. «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона), и только по ним не имеет права отказывать кандидату в регистрации в случае отсутствия такого извещения.
В данном же случае (что не отрицается и самим заявителем) основанием для отказа в регистрации являются подп. «в» п.23.1. ст. 33 Избирательного кодекса и подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона, связанный с не предоставлением подтверждающих указанные в заявлении сведения документов, что обоснованно указано в постановлении № 347 от 04 февраля 2011 года.
На основании указанных выше обстоятельств, комиссия приняла решение отказать Савватеевой Е.М. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2.
Таким образом, территориальная избирательная комиссия Камешковского района считает постановление от 04 февраля 2011 № 329 «Об отказе в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2» законным и обоснованным и просит суд в удовлетворении заявления об отмене вышеуказанного постановления отказать
Заслушав заявителя, представителя избирательной комиссии, исследовав письменные доказательства по делу, заключение зам. прокурора Камешковского района, полагавшего, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 28 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет в числе других документов копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 35).
Статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 1).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (пункт 1.1).
Основанием отказа в регистрации кандидата является, в частности, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24).
Аналогичные положения содержатся в Избирательном кодексе Владимирской области.
Согласно п.п. 1,2 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу п.2 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
При выдвижении избирательным объединением кандидата (кандидатов) по одномандатному избирательному округу (одномандатным избирательным округам), а также в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в окружные избирательные комиссии, а при проведении выборов главы муниципального образования - в избирательную комиссию, организующую выборы, следующие документы:
1) официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию устава политической партии, иного общественного объединения;
2) официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования;
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. (п. 18 ст. 30 Избирательный кодекс Владимирской области, в ред. от 09.08.2010 N 70-ОЗ).
Как установлено и никем не оспаривалось в судебном заседании, Савватеева Е.М. в установленный законом срок представила в территориальную избирательную комиссию все документы, необходимые для регистрации кандидата.
Вместе с тем, на заседании территориальной избирательной комиссии Камешковского района 04 февраля 2011 года было принято решение об отказе в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2 ввиду того, что сведения об образовании, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты не подтверждены документом об образовании, что является нарушением требований п.2 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области и в соответствии в подп. «в» п.23.1 ст. 33 данного Кодекса является основанием для отказа в регистрации кандидатом.
Суд не может согласиться с мнением представителя заинтересованного лица о том, что действия избирательной комиссии в части принятия решения об отказе в регистрации Савватеевой Е.М., являются законными и обоснованными по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты Савватеева Е.М. указала о наличии у нее .... образования, в подтверждение чего представила в территориальную избирательную комиссию копию диплома ...., выданного на фамилию Савиной Е.М. Кроме того, в избирательную комиссию была представлена копия трудовой книжки, принадлежащей Савватеевой Е.М., а так же, по требованию комиссии, копия свидетельства о расторжении брака.
Разрешая заявленные Савватеевой Е.М. требования и удовлетворяя их, суд исходит из того, что ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни закон Владимирской области "Избирательный кодекс Владимирской области" не предусматривают обязанности кандидата представлять в избирательную комиссию свидетельства о заключении брака (перемене фамилии). В данном случае, суд считает, что факт перемены фамилии может быть подтвержден иными документами. Применительно к Савватеевой Е.М. он подтвержден копией трудовой книжки, содержащей запись со сведениями о перемене фамилии со ссылкой свидетельств о заключении брака.
При таких данных следует признать правильным вывод суда о незаконности отказа окружной избирательной комиссии в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному округу №2. в связи с отсутствием документа, подтверждающего указанные в заявлении Савватеевой Е.М. сведения об образовании.
В судебном заседании исследовались подлинники документов, в частности свидетельство о рождении, трудовой книжки, свидетельствующих о перемене фамилии с Савиной на Савватееву. Свидетельство о заключении брака сдано в связи с расторжением брака и получением свидетельства о расторжении брака.
В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Камешковского района не отрицал, что кандидат Савватеева Е.М. не была уведомлена о выявлении неполноты представленных сведений или несоблюдения требований закона к оформлению документов, и ей не предоставлялся срок для устранения выявленных недостатков.
Таким образом, суд считает, что право кандидата быть зарегистрированным избирательной комиссией было нарушено, так как за трое суток он не был уведомлен о неполноте представленных сведений, что лишило его возможности своевременно в соответствии с требованиями Избирательного кодекса представить недостающие сведения. В связи с чем, законных оснований для отказа Савватеевой Е.М. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Савватеевой Е.М. были представлены все необходимые документы для регистрации кандидата, суд считает возможным обязать территориальную избирательную комиссию Камешковского района зарегистрировать её кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 2.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,260.1,261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Савватеевой Е.М. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №347 от 04 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №2» выдвинутой Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», о возложении на территориальную избирательную комиссию Камешковского района обязанности по принятию решения о регистрации Савватеевой Е.М. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №2 – удовлетворить.
Постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района №347 от 04 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Савватеевой Е.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №2» - отменить.
Обязать территориальную избирательную комиссию Камешковского района зарегистрировать Савватееву Е.М., выдвинутую Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия России», в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №2.
Решение суда может быть обжаловано в течение 5 дней во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.
Председательствующий: И.А.ТРАВИН
Решение в окончательной форме изготовлено 23 февраля 2011 года