Решение от 21.02.2011г. по делу №2-154/2011г. по заявлению об отмене постановления территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-154/2011г. РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Камешково 21 февраля 2011 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего, судьи Травина И.А., при секретаре Мишиной Н.Н., с участием прокурора Камешковского района Антонова А.А., представителей заявителя - кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №6 Куликова С.А., действующих на основании доверенности, .... Сысоева Н.А. и Смирновой Е.А., представителей заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Камешковского района, председателя комиссии - Манушиной Г.А., Ножкина М.В. действующего на основании доверенности от Дата обезл.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по заявлению Куликова С.А. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №346 от 04 февраля 2011 года «О регистрации Данилова И.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №6», выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области №691 от 14 декабря 2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва на 13 марта 2011 года.

Решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области №688 от 23 ноября 2010 года утверждена схема восьми одномандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва.

30 января 2011 года, постановлением № 208 территориальной избирательной комиссии Камешковского района Куликов С.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Кандидат по тому же одномандатному избирательному округу 04 февраля 2011 года территориальная избирательная комиссия Камешковского района, исполняющая обязанности окружной комиссии по данному округу, своим постановлением № 346 зарегистрировала Данилова И.А., выдвинутого избирательным объединением «Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

Куликов С.А. полагая, что Данилову И.А. необходимо было отказать в регистрации кандидатом в связи с нарушениями ею требований избирательного законодательства, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №346 от 04 февраля 2011 года «О регистрации Данилова И.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №6» и об отмене данного постановления.

В обоснование заявленных требований указано, что данным постановлением нарушены его права по следующим основаниям:

Избирательный кодекс Владимирской области (далее Избирательный кодекс) в ст. 28-33 содержит строго регламентированные требования к наличию, оформлению и содержанию документов, представляемых кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления для уведомления о выдвижении и регистрации.

В свою очередь, п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса содержит перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, при наличии которых избирательная комиссия обязана отказать выдвинутому кандидату в регистрации. Данные основания возникают вследствие нарушения кандидатом установленного Избирательным кодексом порядка предоставления документов для выдвижения и регистрации.

По мнению заявителя, при принятии территориальной избирательной комиссией Камешковского района постановления № 346 о регистрации Данилова И.А. в качестве кандидата, избирательной комиссией не были приняты во внимание нарушения требований Избирательного кодекса со стороны Данилова И.А., которые являются основанием для отказа в регистрации.

1) Согласно подп. «в» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса, основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

Согласно п. 2 ст. 28 Избирательного кодекса, вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В нарушение данного требования, Даниловым И.А. не предоставлены документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения о месте работы и должности, что влечет отказ в регистрации кандидатом по подп. «в» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса РФ.

Необоснованная регистрация кандидата Данилова И.А. нарушает гарантированный федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, гарантированный Избирательный кодексом принцип участия граждан в выборах на общих основаниях, гарантированное Конституцией РФ равенство граждан перед законом.

Законом (в том числе Избирательным кодексом) предъявляются требования к документам, подаваемым для выдвижения и регистрации кандидатов, носящие императивный характер в силу своей публично-правовой природы. Данные требования другие кандидаты, в том числе заявитель, Куликова С. А., соблюдают; обязанность территориальной избирательной комиссии Камешковского района (равно как и суда) - обеспечить равенство всех кандидатов перед Законом, в том числе обеспечить неотвратимость применения санкций за его нарушение.

В судебном заседании представители КуликоваС.А., Сысоев Н.А. и Смирнова Е.А., действующие на основании доверенности, полностью поддержали заявленные требования.

Куликов С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, с учетом требований ч.1 ст.260.1 ГПК РФ, мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители территориальной избирательной комиссии Камешковского района, председатель комиссии, Манушина Г.А. и Ножкин М.В., не согласны с заявленными требованиями. При этом они пояснили, что постановлением № 346 от 04 февраля 2011 года территориальная избирательная комиссия зарегистрировала Данилова И.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 6 в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области». При этом избирательные права других кандидатов, в том числе и заявителя Куликова С.А., территориальной избирательной комиссией Камешковского района нарушены не были.

Утверждение заявителя Куликова С.А. о том, что кандидат Данилов И.А. не подтвердил указанные в заявлении сведения об основном месте работы, и не представил в ТИК Камешковского района копию документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата сведения об основном месте работы, считают необоснованным, так как согласно записи в трудовой книжке Данилова И.А. он работает в .....

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Данилов И.А. указал более полное наименование места работы, а именно ...., что, по мнению территориальной избирательной комиссии Камешковского района, не является нарушением Избирательного кодекса Владимирской области и не может служить основанием для отмены регистрации Данилова И.А. в качестве кандидата в депутаты.

Они также не согласны с утверждением Куликова С.А. о том, что кандидат Данилов И.А., представил в избирательную комиссию сведения, о доходах и имуществе, с нарушением формы, предусмотренной приложением 10 к Избирательному кодексу Владимирской области:

Так в сведениях о банковских счетах Данилова И.А. отсутствует адрес банка, где открыты счета на его имя.

Считают, что кандидатом Даниловым И.А. в комиссию были представлены сведения о доходах и имуществе в полном объеме и нарушения Избирательного кодекса Владимирской области при заполнении приложения 10 отсутствуют. Так в графе «Денежные средства, находящиеся на счетах в банках» Даниловым И.А. указано ..... При принятии решения о регистрации Данилова И.А. кандидатом в депутаты Территориальная избирательная комиссия не имела оснований для отказа Данилову И.А. в регистрации кандидатом в депутаты по основаниям приведенными заявителем, так как комиссия считает, что Даниловым И.А. сведения об адресе банка, где открыты его счета, указаны в соответствии с требованиями Избирательного кодекса Владимирской области, указан номер филиала .... место его нахождения ..... Других филиалов .... с данным номером в городе Камешково не существует.

Представители избирательной комиссии так же считают, что утверждение заявителя о том, что кандидат Данилов И.А. не представил уведомление в избирательную комиссию Камешковского района о не создании избирательного фонда строится на предположениях заявителя и не носит под собой правовых оснований.

Действительно в день представления документов для регистрации (25.01.2011) кандидатом Даниловым И.А. не было представлено заявление о не создании избирательного фонда, данное заявление было представлено в избирательную комиссию 26 января 2011 года до момента окончания приема документов для регистрации (18.00). Указание в заявлении даты 24.01.2011 они считают технической ошибкой кандидата, которая не может являться основанием для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты.

Таким образом, они считают, что документы, представленные в территориальную комиссию Камешковского района Даниловым И.А. для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты соответствуют требованиям Избирательного кодекса Владимирской области, постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района от 04 февраля 2011 года № 346 «О регистрации Данилова И.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу № 6» принято обоснованно и на законных основаниях, без нарушений требований действующего законодательства, избирательные права заявителя Куликова С.А. не нарушены.

Регистрация кандидатов в депутаты, в том числе Куликова С.А. и Данилова И.А., территориальной избирательной комиссией Камешковского района проходила в соответствии с действующим избирательным законодательством и основывалась на принципе равенства кандидатов перед законом и гарантированным Конституцией РФ равенством граждан перед законом.

Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №6 Данилов И.А. с требованиями заявителя не согласен и пояснил, что 25 января 2011 года им в территориальную избирательную комиссию Камешковского района были поданы документы на выдвижение его кандидатом по одномандатному избирательному округу № 6 Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

04 февраля 2011 года территориальная избирательная комиссии Камешковского района постановлением № 346 зарегистрировала его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу.

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета народных депутатов он указал основное место работы: ...., занимаемая должность .....

В трудовой книжке в графе - сведения о работе — значиться основное место работы .....

Действительно, на основании приказа .... с Дата обезл. название .... стало носить более развернутое наименование - ..... При этом название самого ...., функции .... не изменились.

При подаче заявления, к трудовой книжке он приложил справку № 1 от 13 января 2011 года об уточнении наименования его места работы, однако члены комиссии справку ему вернули, объяснив это тем, что достаточно копии трудовой книжки.

В правилах ведения и хранения трудовых книжек предусмотрен перечень сведений вносимых в трудовую книжку работника, в том числе и новое наименование организации в случае ее реорганизации. В его случае реорганизации филиала не было.

В избирательную комиссию им также были предоставлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. В графе «Денежные средства, находящиеся на счетах в банках» им было указано наименование банка, номер счета, остаток денежных средств. Эти сведения продублированы им со сберегательной книжки, так, как их указал сам банк.

Предполагая, что он не будет открывать специальный счет кандидата, ему было разъяснено, что до 26 января 2011 года он может изменить свое мнение и 26 января к 13-00 часам подойти в избирательную комиссию для возможного получения уведомления об открытии счета, т. е. ему было предложено подумать. Однако он оставил свое решение без изменения и реализовал свое право, передав 26 января 2011 года в комиссию заявление об отказе открытия счета.

Он считает, что с его стороны, как и со стороны избирательной комиссии каких либо серьезных нарушений не допущено.

Исследовав материалы дела, пояснения сторон заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 28 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет в числе других документов копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о месте работы или службы, занимаемой должности.

Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 35).

Статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 1).

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (пункт 1.1).

Основанием отказа в регистрации кандидата является, в частности, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24).

Аналогичные положения содержатся в Избирательном кодексе Владимирской области.

Согласно п.п. 1,2 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу п.2 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

При выдвижении избирательным объединением кандидата (кандидатов) по одномандатному избирательному округу (одномандатным избирательным округам), а также в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в окружные избирательные комиссии, а при проведении выборов главы муниципального образования - в избирательную комиссию, организующую выборы, следующие документы:

1) официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию устава политической партии, иного общественного объединения;

2) официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования;

4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. (п. 18 ст. 30 Избирательный кодекс Владимирской области, в ред. от 09.08.2010 N 70-ОЗ).

Как установлено в судебном заседании и никем не оспаривалось, Данилов И.А. в установленный законом срок представил в территориальную избирательную комиссию все документы, необходимые для регистрации кандидата.

Как следует из материалов дела, Даниловым И.А. в подтверждение сведений о месте работы, указанных в заявлении представлена копия трудовой книжки № от Дата обезл., что свидетельствует о выполнении им требований п.2 ст.28 Избирательного кодекса .....

Указание Даниловым И.А. в заявлении места работы как ...., .... соответствует последней записи за № от Дата обезл..

Действительно в трудовой книжке Данилова И.А. отсутствует запись о предприятии ...., филиалом которого является .....

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Даниловым И.А. одновременно с подачей пакета необходимых документов 25 января 2011 года в избирательную комиссию предоставлялась историческая справка №1 от 13 января 2011 года, подтверждающая полное наименование организации, согласно которой он действительно работает в .... по настоящее время в должности ....

Данные сведения могут свидетельствовать лишь о более точном указании Даниловым И.А. места работы, а не отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Что касается требования заявителя в части указания Даниловым И.А. сведений о вкладах в банке с нарушением формы, предусмотренной Приложением №10 к Избирательному кодексу.

Согласно п. 3 ст. 28 Избирательного кодекса, вместе с заявлением о выдвижении, в комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Как установлено в судебном заседании, в сведениях, представленных Даниловым И.А. 25 января 2011 года в избирательную комиссию согласно форме Приложения №10, в разделе «наименование и место нахождения (адрес) банка, номер счета, остаток» указано наименование и место нахождение банка – ..... Других филиалов .... с данным номером в городе Камешково не существует.

Не указание Даниловым И.А. улицы, номера дома, где находится данное финансовое учреждение, не может свидетельствовать о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, а может служить лишь основанием для уточнения указанных сведений.

Данными о том, что указанные недостатки были выявлены избирательной комиссией, кандидату в депутаты было направлено уведомление об их уточнении, суд не располагает, а, следовательно, нет оснований для признания регистрации Данилова И.А.кандидатом в депутаты незаконной. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «6.1» и (или) «6.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 названной 38 статьи Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Не может суд согласиться и с требованиями заявителя о наличии оснований для отказа в регистрации Данилова И.А. в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №6 в связи с наличием среди документов, предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Даниловым И.А. 25 января 2011 года при сдаче документов в избирательную комиссию не представлено заявление о не создании избирательного фонда. Однако данные обстоятельства, как и дата написания - 24.01.2011, указанная в заявлении о не создании избирательного фонда не могут служить бесспорным доказательством утверждения заявителя о том, что указанное заявление было представлено в избирательную комиссию до подачи всех других документов.

Представители избирательной комиссии и сам Данилов И.А. утверждают, что уведомление о несоздании избирательного фонда было представлено в избирательную комиссию 26 января 2001 года, т.е. в пределах установленного срока предоставления документов о выдвижении.

В состав пакета документов, рассмотренных избирательной комиссией при принятии решения о регистрации Данилова И.А. кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №6, данное уведомление входило, вопросов об отсутствии необходимых для регистрации документов у комиссии не возникало.

При таких обстоятельствах, указанные утверждения заявителя суд считает необоснованными и несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,260.1,261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Куликова С.А. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №346 от 04 февраля 2011 года «О регистрации Данилова И.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №6», выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 5 дней во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.

Председательствующий: И.А.ТРАВИН

Решение в окончательной форме изготовлено 23 февраля 2011 года