Решение от 17.02.2011г. по делу №2-153/2011 по заявлению об отмене постановления территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-153/2011г. РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Камешково 17 февраля 2011 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего, судьи Травина И.А., при секретаре Быковой И.В., с участием прокурора Камешковского района Антонова А.А., представителея заявителя- кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1 Зуева А.Е., действующего на основании доверенности, ...., Сысоева Н.А.., представителя заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии Камешковского района Манушиной Г.А., заинтересованного лица - кандидата в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1 Новикова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по заявлению Зуева Александра Евгеньевича об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №118 от 28 января 2011 года «О регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1»,

У С Т А Н О В И Л:

29 января 2011 года заявитель, Зуев А.Е., постановлением № 143 от 29 января 2011 года территориальной избирательной комиссии Камешковского района был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 на основании пакета документов, представленных в полном соответствии со ст. 28-33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003 года (далее - Избирательный «деке).

Кандидат по тому же одномандатному избирательному округу № 1, Новиков А.В. выдвинут в порядке самовыдвижения 13 января 2011 года, а 21 января 2011 года Новиковым А.В. были сданы в избирательную комиссию документы (включая подписные листы) для регистрации.

28 января 2011 года территориальная избирательная комиссия Камешковского района, исполняющая обязанности окружной комиссии по данному округу, своим постановлением № 121 зарегистрировала Новикова А.В.. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Зуев А.Е. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района (далее ТИК) № 121 от 28 января 2011 года «О регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1

В обоснование заявленных требований Зуев А.Е.указал, что ТИК Камешковского района была обязана в силу п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса отказать Новикову А.В. в регистрации, поскольку кандидатом был нарушен порядок предоставления документов и сбора подписей. Так, изготовление подписных листов из избирательного фонда кандидатом Новиковым А.В. не оплачивалось, более того избирательный фонд им не был создан вообще, тем самым было нарушено положение п.3 ст. 31 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г. (далее Избирательный кодекс).

В нарушение Приложения № 4 к Избирательному кодексу, Новиковым А.В. в шапке всех подписных листов не указано полностью его место жительства, а так же наименование избирательного округа, что является, по мнению заявителя, существенным нарушением оформления подписного листа, влекущее признанию 100% подписей недействительными.

Также Зуев А.Е. указывает, что во всех подписных листах указано место работы Новикова А.В., которое не подтверждено сведениями трудовой книжки.

Кроме этого, Зуев А.Е. указывает на то, что в подписном листе 1 под номером 5 имеется исправление (в виде зачеркивания) в отчестве избирателя, которое специально не оговорено избирателем или лицом, заверяющим подписи. На листе2 в строке3 подпись ФИО2, .... года рождения, не указан месяц и день рождения. На листе 3 в строке 9 подпись ФИО1, .... года рождения, личность удостоверена паспортом, выданным Дата обезл., который является недействительным в связи с его незаменой при достижении возраста 45 лет.

По мнению заявителя, кандидатом Новиковым А.В. было нарушено положение п. 3 ст. 31 Избирательного кодекса, устанавливающее, что «Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, фонда инициативной группы по отзыву депутата, выборного должностного лица». Изготовление подписных листов Новиковым А.В. из избирательного фонда не оплачивалось. Избирательный фонд не был им создан вообще, что подтверждается письменным заявлением об отказе от создания избирательного фонда и финансирования избирательной кампании, поданным Новиковым А.В. в территориальную избирательную комиссию Камешковского района.

С учетом данных обстоятельств, заявитель считает, что все 100 % подписей, представленных Новиковым А.В. для регистрации, должны были быть признаны избирательной комиссией по закону недействительными, по подп. «а,д, ж» п. 12 ст. 33 Избирательного кодекса

Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Сысоев Н.А. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Отметил, что кандидатом Новиковым А.В. были допущены существенные нарушения избирательного законодательства, каждое из которых является самостоятельным основанием для отказа его в регистрации в качестве кандидата.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Камешковского района Манушина Г.А. требования Зуева А.Е. не признала и пояснила, что утверждение заявителя Зуева А.Е. находится в противоречии с действующим законодательством. Новиковым А.В. избирательный фонд не создавал вообще, что подтверждается письменным заявлением об отказе в создании избирательного фонда и финансировании избирательной компании, поданным Новиковым А.В. в ТИК Камешковского района 13.01.2011, одновременно с подачей заявления о выдвижении.

Согласно п. 8 статьи 56 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательному округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится.

Пункт 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет аналогичное содержание по этому вопросу.

Данное условие закона кандидатом Новиковым А.В. выполнено.

Территориальная избирательная комиссия считает, что требования п.3 ст. 31 Избирательного кодекса Владимирской области к данной ситуации не относится, т.к. подписные листы в количестве 4 штук изготовлены лично Новиковым А.В. и оплата за их изготовление не производилась.

По аналогии с данной ситуацией следует рассматривать положения подпункта б) пункта 7 ст. 75 Избирательного кодекса Владимирской области «Основания аннулирования регистрации кандидата...»

Регистрация кандидата может быть отменена судом в случае:

«Использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов».

Аналогичную норму содержит подпункт б) пункта 5 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Расходы на изготовление 4 подписных листов составляют около 2 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Избирательного кодекса Владимирской области, в подписном листе. .. также указывается наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей.

Сбор подписей Новиковым проводился в нескольких населенных пунктах Камешковского района входящих в одномандатный избирательный округ № 1, наименование этих населенных пунктов и было указано Новиковым А.В. в «шапках» подписных листов.

Считают, что данным фактом форма подписного листа Новиковым А.В. не была нарушена.

Утверждение заявителя Зуева А.Е. о том, что, что в подписном листе данные о месте работы кандидата Новикова А.В. (....) не соответствуют данным его трудовой книжки находится в противоречии с действующим законодательством. Согласно записи в трудовой книжке Новикова А.В. он работает в ...., что фактически и указано в подписных листах.

Указания заявителя Зуева на то, что в подписном листе 2 в строке 3 в подписи ФИО2, .... года рождения не указана дата и месяц рождения, ТИК Камешковского района считает незначительным нарушением заполнения формы подписного листа, так как в графе «год рождения» ФИО2 указан .... год.

Заявление Зуева о том, что подпись ФИО1 в подписном листе 3 в строке 9 содержит недостоверные сведения об избирателе, а именно указаны недостоверные паспортные данные, основаны на предположении и не подтверждены документально.

Кандидатом Новиковым А.В. в соответствии с требованиями Избирательного кодекса Владимирской области в территориальную комиссию Камешковского района было представлено четыре подписных листа в сброшюрованном и пронумерованном виде, в каждом подписном листе указано количество подписей: в 3 подписных листах по 10 подписей, в одном подписном листе 4 подписи. Общее количество листов 4 и подписей 34 указано на склейке подписных листов и в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку Новикова А.В.

Таким образом, ТИК Камешковского района считает, что подписные листы, представленные Новиковым А.В. для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты соответствуют требованиям Избирательного кодекса Владимирской области.

Вместе с тем, представитель ТИК Камешковского района в судебном заседании согласился с отсутствием в подписных листах полных сведений о месте жительства кандидата Новикова А.В., отсутствием наименования избирательного округа, а так же наличие исправления отчества избирателя на листе 1 строка 5 без соответствующего заверения.

Новиков А.В. с требованиями Зуева А.Е. не согласен, считает, что форма подписных листов им не нарушена. Отмечает, также, что Избирательный кодекс Владимирской области не требует от кандидатов обязательного создания избирательного фонда, если число избирателей в округе не превышает пяти тысяч.

Вместе с тем он согласен с тем, что в подписных листах не указана улица, номер дома и квартиры его жительства, а так же отсутствует наименование избирательного округа. При этом Новиков А.В. указывает на то, что форма заполнения подписных листов была выдана ему избирательной комиссией.

Он так же признает, что имеется исправление отчества избирателя в 1 подписном листе на 5 строке, а также отсутствие месяца и дня рождения избирателя .... года рождения на 2 листе в 3 строке.

Он считает данные нарушения несущественными и просил в удовлетворении требования отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Камешковского района, полагавшего необходимо удовлетворить требования заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области №691 от 14 декабря 2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва на 13 марта 2011 года.

Решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области №688 от 23 ноября 2010 года утверждена схема восьми одномандатных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва.

Зуев А.Е. и Новиков А.В. зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 указанного ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в подп. «д» п.23.1 ст. 33 Избирательного кодекс Владимирской области» от 29.01.2003года.

Пунктом 44 ст.2 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Согласно ст. 32 Закона Владимирской области от 06.06.2006 N 78-ОЗ подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей.

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 3 Избирательного кодекса Владимирской области основные термины и понятии, используемые в настоящем кодексе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласноподп. «д» п. 12 ст. 33 Избирательного кодекса, признаются недействительными все подписи в подписном листе в случае, если сбор подписей осуществлялся с нарушением требований статьи 31 настоящего Кодекса или если заполнение подписного листа не соответствует требованиям, изложенным в статье 32 настоящего Кодекса, и (или) подписной лист оформлен не в соответствии с приложениями 2, 2-1, 2-2, 2-3, 3, 4 к настоящему Кодексу.

Подпункт «ж» пункта 12 ст.33 Избирательного кодекса предусматривает признание недействительными подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.

Судом установлено, что во всех подписных листах, представленных в ТИК Камешковского района, в сведениях о месте жительства кандидата Новикова А.В. не указаны наименование улицы, номера дома и квартиры, а так же наименование избирательного округа №1- одномандатный.

Отсутствие данных сведений, является нарушением ч.1 ст.32 Избирательного кодекса.

В судебном заседании так же установлено наличие исправления отчества избирателя в 1 подписном листе на 5 строке, а также отсутствие месяца и дня рождения избирателя 1992 года рождения на 2 листе в 3 строке.

Таким образом, все подписи в подписных листах, представленных кандидатом Новиковым А.В. подлежат признанию недействительными.

Следовательно, постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района № 121 от 28 января 2011 года «О регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1» подлежит отмене на основании подп. «д» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Признавая обоснованность требований заявителя в части признания недействительным и отмене постановления ТИК №121 от 28 января 2011 года, суд, вместе с тем не может согласиться с доводами заявителя о том, что 100% подписей, представленных Новиковым А.Е. для регистрации должны быть признаны избирательной комиссией недействительными в виду того, что изготовление подписных листов не оплачивалось из избирательного фонда, поскольку согласно п.8 ст. 56 Избирательного кодекса Владимирской области создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится.

Постановлением ТИК Камешковского района №15 от23 сентября 2010 года утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, согласно которой численность округа составляет 2999 человек.

Не может суд согласиться также с позицией заявителя об отсутствии в подписных листах сведений о действительном месте работы кандидата в депутаты Новикова А.В..

Как следует из материалов дела, Новиковым А.В. в подтверждение сведений о месте работы, указанных в заявлении представлена копия трудовой книжки № от Дата обезл., что свидетельствует о выполнении им требований п.2 ст.28 Избирательного кодекса Владимирской области.

Указание Новиковым А.В. в заявлении места работы как .... при отсутствии названия головного предприятия .... суд не может расценивать, как отсутствие сведений о месте работы.

Необоснованную суд считает и ссылку заявителя на недостатки в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах (кроме подписных листов), поскольку в нарушение требований п.4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, Новиков А.В. не был надлежащим образом уведомлен избирательной комиссией о допущенных им нарушениях при оформлении документов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,260.1,261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Зуева А.Е. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Камешковского района №118 от 28 января 2011 года «О регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1»-удовлетворить.

Постановление территориальной избирательной комиссии Камешковского района №118 от 28 января 2011 года «О регистрации Новикова А.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по одномандатному избирательному округу №1» признать незаконным и отменить.

Кассационная жалоба на решение может быть подана во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение 5 дней со дня принятия судом указанного решения.

Председательствующий: И.А.ТРАВИН

Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2011 года