Дело № 2-125/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камешково 11 февраля 2011 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Стеций С.Н.,
при секретаре судебного заседания Рябининой М.В.,
с участием:
прокурора .... Антонова А.А.
представителя заявителя Сысоева Н.А., действующего на основании доверенности от Дата обезл., выданной сроком на ....
заинтересованных лиц: Зеленухи Н.С., представителя Территориальной избирательной комиссии Смирновой Е.А., действующей на основании доверенности от Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Игониной .... об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии .... № от Дата обезл.,
У С Т А Н О В И Л:
Игонина Н.Ф. обратилась в суд с заявлением об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии .... (далее ТИК) № от Дата обезл. «О регистрации Зеленухи Н.С. кандидатом на должность главы муниципального образования ....».
В обоснование заявленных требований указала, что Дата обезл. Постановлением № ТИК .... она зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального образования .... Территориальной избирательной комиссией ...., исполняющей обязанности избирательной комиссии муниципального образования ...., Постановлением № от Дата обезл. был зарегистрирован кандидатом на ту же должность Зеленуха Н.С. Заявитель считает, что ТИК .... была обязана в силу п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса отказать Зеленухе Н.С в регистрации, поскольку кандидатом был нарушен порядок предоставления документов и сбора подписей. Так, изготовление подписных листов из избирательного фонда кандидатом Зеленухой Н.С. не оплачивалось, более того избирательный фонд им не был создан вообще, тем самым было нарушено положение п.3 ст. 31 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г. (далее Избирательный кодекс). В нарушение Приложения № 4 к Избирательному кодексу, Зеленухой Н.С. в шапке всех подписных листов не указан субъект РФ, что является, по мнению заявителя, существенным нарушением оформления подписного листа, влекущее признанию 100% подписей недействительными. Также указывает, что сведения о доходах и имуществе представлены кандидатом с нарушением формы, утвержденной Приложением № 10 к Избирательному кодексу, а именно в сведениях о банковском счете Зеленухи Н.С. отсутствуют адреса и наименования банков, в которых открыты счета. Кроме этого, в нарушение п.2 ст.28 Избирательного кодекса в заявлении кандидата не указаны сведения о серии и номере паспорта, дате его выдачи, наименовании или коде органа, выдавшего паспорт. Данное нарушение, согласно подп. «в1» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса также является основанием для отказа в регистрации кандидата. По мнению заявителя, подобный подход к проверке документов кандидата Зеленухи Н.С., его необоснованная регистрация, нарушает гарантированный Конституцией РФ, федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом.
Заявитель, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Отметил, что кандидатом Зеленухой Н.С. были допущены существенные нарушения избирательного законодательства, каждое из которых является самостоятельным основанием для отказа его в регистрации в качестве кандидата.
Представитель Территориальной избирательной комиссии .... Смирнова Е.А. требования Игониной Н.Ф. признала в части нарушения оформления подписных листов. Указала, что на всех представленных Зеленухой Н.С. подписных листах в графе «место жительства» не указан субъект Российской Федерации. Остальные доводы заявителя считает необоснованными.
Зеленуха Н.С. с требованиями Игониной Н.Ф. не согласен, считает, что форма подписных листов им не нарушена. Субъект Российской Федерации - Владимирская область в подписном листе он указал в графе «наименования муниципального образования, населенного пункта». Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, оформлены им по форме, установленной Приложением №10 к Избирательному кодексу. Отмечает, также, что Избирательный кодекс Владимирской области не требует от кандидатов обязательного создания избирательного фонда, если число избирателей в округе не превышает пяти тысяч. Просил в удовлетворении требований Игониной Н.Ф. отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ...., полагавшего необходимо удовлетворить требования заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Решением Совета народных депутатов .... № от Дата обезл. назначены выборы депутатов Совета народных депутатов муниципального образования .... третьего созыва и главы муниципального образования .... на 13 марта 2011 года.
Игонина Н.Ф. и Зеленуха Н.С. зарегистрированы кандидатами на должность главы муниципального образования ....
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «д» пункта 24 ст. 38 указанного ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичная норма содержится и в подп. «д» п.23.1 ст. 33 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г.
Пунктом 44 ст.2 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
Согласно ст. 32 Закона Владимирской области от 06.06.2006 N 78-ОЗ подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст. 3 Избирательного кодекса Владимирской области основные термины и понятии, используемые в настоящем кодексе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Судом установлено, что во всех подписных листах, представленных в ТИК ...., в сведениях о месте жительства кандидата Зеленухи Н.С. не указан субъект Российской Федерации - Владимирская область.
Таким образом, все подписи подлежат признанию недействительными. Следовательно, Постановление территориальной избирательной комиссии .... № от Дата обезл. «О регистрации Зеленухи Н.С. кандидатом на должность главы муниципального образования ....» подлежит отмене на основании подп. «д» п.12 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что 100% подписей, представленных Зеленухой Н.С. для регистрации должны быть признаны избирательной комиссией недействительными в виду того, что изготовление подписных листов не оплачивалось из избирательного фонда, поскольку согласно п.8 ст. 56 Избирательного кодекса Владимирской области создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится.
Решением Совета народных депутатов .... № от Дата обезл. утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов .... пятого созыва, согласно которой численность округа составляет 3242 чел +- 10%.
Необоснованную суд считает и ссылку заявителя на недостатки в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, поскольку в нарушение требований п.4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, Зеленуха Н.С. не был надлежащим образом уведомлен избирательной комиссий о допущенных им нарушений при оформлении документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Игониной .... удовлетворить.
Постановления Территориальной избирательной комиссии .... № от Дата обезл. «О регистрации Зеленухи Н.С. кандидатом на должность главы муниципального образования ....» - отменить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение пяти дней.
Председательствующий подпись С.Н. Стеций
Справка:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2011 года