дело № 2-449/2011,решением от 15 ноября 2011 года иск прокурора района ,поданный в интересах лица,имеющего статус ребенка-сироты,удовлетворен



Дело №2-449/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                                                         15 ноября 2011 года

     Камешковский районный суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи                                                                               АБРАМОВА М.В.

с участием старшего помощника прокурора Камешковского района                 БЕЛЛЕВИЧ М.А.

при секретаре                                                                                                            ПИСКОВОЙ Н.Н.

а также с участием представителя ответчика Воробьевой Е.В., действующей по доверенности от Дата обезл., представителя третьих лиц - администрации Владимирской области, Департамента образования администрации Владимирской области Назаренко О.А., действующей по доверенностям соответственно от Дата обезл. и Дата обезл.,

     рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по иску прокурора Камешковского района, действующего в интересах Хахина Романа Валерьевича к администрации Камешковского района о внеочередном обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Камешковского района Владимирской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хахина Р.В. к администрации Камешковского района Владимирской области о предоставлении Хахину Р.В., обладающему статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее .... кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма. В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просит установить срок до 01 июля 2012 года.

     В обоснование иска указано, что Хахин Р.В., Дата обезл. года рождения является лицом из числа детей-сирот. Решением Камешковского районного суда от 12 августа 2003 года его родители - .... лишены родительских прав, отец умер Дата обезл.. Согласно постановления главы администрации Камешковского района от Дата обезл. Хахин Р.В. направлен в детский дом.

     Постановлением главы МО Брызгаловское от Дата обезл. Хахин Р.В. принят на учет нуждающихся в жилом помещении, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного жилья. В 2009 году Хахин Р.В. закончил областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Хахин Р.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на него распространяются социальные гарантии, установленные этим Законом. Соответственно Хахин Р.В. должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по договору социального найма.

     В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям.

     Хахин Р.В. в судебное заседание не явился, по телефону сообщил, что приехать не может по состоянию здоровья, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

     Ответчиком представлены возражения на иск, где указано, что объем расходов на приобретение жилья определяется департаментом образования администрации Владимирской области при формировании бюджета области на очередной финансовый год. В 2011 году бюджет района получил субвенции на приобретение жилья детям-сиротам в размере 700,0 тыс. рублей из федерального бюджета; 702,0 тыс. рублей из областного бюджета. За счет указанных средств были обеспечены жилыми помещениями фио1., фио2 Хахин Р.В. на 01 апреля 2011 года в списке нуждающихся числился за . Администрация считает, что возложение обязанностей по исполнению государственных полномочий без обеспечения финансовыми средствами за счет средств субвенции в надлежащем объеме, противоречит действующему законодательству, в связи с чем исковые требования без привлечения администрации Владимирской области в качестве соответчика удовлетворению не подлежат.

     В судебном заседании представитель ответчика Воробьева Е.В. дополнительно пояснила, что новой редакцией Устава Камешковского района не предусмотрена возможность привлечения собственных денежных средств на обеспечение отдельных государственных полномочий, в том числе и по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, к ним приравненным жилыми помещениями. Соответствующие изменения были внесены в постановление главы администрации района от 23.08.2005 года №592 «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Представитель третьих лиц администрации Владимирской области, департамента образования администрации Владимирской области Назаренко О.А. возражает против удовлетворения иска, пояснив что Хахин Р.В. является наследником после смерти отца - ...., который в свою очередь имел в собственности жилое помещение. Поэтому возникает вопрос о правомерности постановки Хахина Р.В. на учет как лица, не имеющего закрепленного жилья. Все свои обязательства администрация области выполняет, в 2011 году на указанные цели Камешковскому району было перечислено 2 327 000 рублей.

     Заслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

     Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

     В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

     В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

     Статья 8 указанного Федерального закона также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

     На основании п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ (ред. от 03.11.2010) «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

     Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

     В соответствии с пп. 2,3,6,7 Постановления Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 года №398 (ред. от 26.04.2010) «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилое помещение предоставляется вне очереди по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

     Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина - получателя жилья нуждающимся в жилом помещении.

     Органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств.

     В соответствии с п.8 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года №201-ОЗ (ред. от 14.07.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

     В соответствии со ст.2 указанного Закона отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления, в том числе, муниципального образования Владимирской области Камешковский район.

     Согласно п.3.1 Положения о порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением главы администрации Камешковского района №592 от 23.08.2005 года, с учетом изменений, внесенных в данное постановление от 07.11.2011 года жилые помещения приобретаются администрацией Камешковского района на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц с торгов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

     Пунктом 3 ст.16 Устава Камешковского района (в ред. от 25.06.2010 года) предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района, осуществляется только за счет предоставляемых районному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

     В то же время новой редакцией пункта 2.6 приложения №1 к постановлению главы администрации района от 23.08.2005 года №592 определено, что администрация Камешковского района вправе направлять собственные доходы местного бюджета на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке предусмотренных уставом Камешковского района.

     Судом установлено, что Хахин Р.В., Дата обезл. года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

     Решением Камешковского районного суда Владимирской области от 12 августа 2003 года родители Хахина Р.В.: мать - ....., отец - ..... лишены родительских прав. Хахин В.Д. умер Дата обезл., что подтверждается свидетельством о смерти .... .... от Дата обезл..

     Постановлением главы администрации Камешковского района от Дата обезл. года Хахин Р.В. был направлен в детский дом.

     В июне 2009 года Хахин Р.В. окончил областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище » ...., что подтверждается копией свидетельства об уровне квалификации .... от Дата обезл..

     Постановлением главы МО Брызгаловское от Дата обезл. Хахин Р.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного жилья.

     Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на учете в администрации Камешковского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях на Дата обезл., Хахин Р.В. числится за .

     Таким образом, Хахин Р.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, иного жилья на праве собственности или на праве пользования не имеет, что подтверждается справкой ГУ «БТИ» от 12.12.2008 года и сведениями Камешковского отдела Управления Росрегистрации по Владимирской области от 11.12.2008 года, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но до настоящего времени не обеспечен им, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

     Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Камешковского района Владимирской области, поскольку предоставление Хахину Р.В. жилого помещения по договору социального найма является обязанностью муниципального образования и не противоречит ст ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

     Размер жилого помещения, подлежащего предоставлению Хахину Р.В. на семью из одного человека в соответствии с п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ (ред. от 03.11.2010) «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - не менее 26 кв.м. общей площади.

     Доводы ответчика о том, что при обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа органы местного самоуправления зависят от перечисления денежных средств администрацией Владимирской области, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указанные доводы относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора. Защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

     При этом, с учетом наступления нового финансового года, предположительных сроках поступления денежных средств и времени, необходимого для проведения торгов, суд считает, что срок предложенный прокурором - до 01 июля 2012 года является обоснованным, реальным, позволяющим своевременно исполнить судебное решение.

     На основании изложенного и руководствуясь ст ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Иск прокурора Камешковского района в интересах Хахина Романа Валерьевича к администрации Камешковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.

     Обязать администрацию Камешковского района Владимирской области в срок до 01 июля 2012 года предоставить во внеочередном порядке Хахину Роману Валерьевичу, Дата обезл. года рождения, на условиях социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования ...., общей площадью не менее .... кв.м.

     Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение десяти дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ                                                                    М.В.АБРАМОВ