Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Каменск-Уральский 01 февраля 2011 года Каменский районный суд Свердловской области в составе: судьи Гаирфановой Л.В. при секретаре Боцу Е.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-443/10 по иску Бикбулатова О.Р., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности в порядке приватизации, У с т а н о в и л: 18 февраля 2010 года Бикбулатов О.Р. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей <данные изъяты> с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права на приватизацию жилого помещения по адресу <адрес> в равных долях. В судебном заседании, истец Бикбулатов О.Р., указал, что его семья состоит из пяти человек: он, жена и трое несовершеннолетних детей <данные изъяты>. Проживают в квартире, состоящей из 2-комнат в доме по <адрес>. Он и дети зарегистрированы в данном жилом помещении. Вселились в ноябре 1997 года с разрешения Окуловской сельской администрации, на которую в 2000 году был выдан ордер на жилое помещение. В настоящее время он решил осуществить свое право на приватизацию, обратился с этим вопросом в Администрацию МО «Каменский городской округ», однако получил отказ, ввиду отсутствия на муниципальном балансе данного жилого помещения. Истец желает приватизировать данное жилое помещение, на что он и его дети, считает, имеют право, поскольку ранее не использовали право приватизации. Ответчик – представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил. В суд представлен отзыв ответчика, в котором указано, что <адрес> не является собственностью МО «Каменский городской округ» и не числится в реестре муниципальной собственности, однако Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа не возражает против удовлетворения требований истца Бикбулатова О.Р., кроме того, отзыв содержит просьбу о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д.29). Третьи лица Бикбулатова О.А., представители Окуловской сельской администрации, отдела СОГУП БТИ и РН <адрес>, будучи извещенными надлежащим образом о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, причину не явки суду не сообщили, письменного отзыва относительно заявленных исковых требований, других ходатайств также не предоставили. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и мнения истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц. Выслушав истца Бикбулатова О.Р., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище и не может быть произвольно лишен жилья. Согласно ст.2 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Как установлено в судебном заседании Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа не заключил с истцом договор передачи жилого помещение в собственность граждан, в виду в виду того, что жилой <адрес> не является муниципальной собственностью. Согласно абз.1 ст. 9 Закона РФ «№ 4218-1 от 24.12.92 г. «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 1 марта 2005 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий должен был быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (если они определены) иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. Обязанность и порядок принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда были предусмотрены п. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, где установлен срок – не более 6 месяцев со дня утверждения плана приватизации. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Из объяснения истца, не доверять которому у суда нет оснований, установлено, что <адрес> была предоставлена ему в 1997 году Окуловским сельским советом. Решением исполнительного комитета Совета народных депутатов от 26.10.2000 года на основании Постановления Главы Окуловской сельской администрации Бикбулатову О.Р. был предоставлен ордер на право занятия жилого помещения по адресу <адрес> (л.д.11). Согласно справки с места жительства № 54, выданной 19.01.2011 года Главой Окуловской сельской администрации на основании похозяйсвтенной книги № 1 лицевой счет № 15 (л.д.33), копии паспорта истца (л.д.10), в жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы по месту жительства с 23.04.2088 года – Бикбулатов О.Р., с <данные изъяты> Как установлено истец Бикбулатов О.Р. постоянно проживает в жилом помещении по адресу <адрес> <адрес>, зарегистрирован там по месту жительства, свои обязанности по договору найма, в том числе по оплате жилого помещения исполняет в полном объеме. Как установлено из справок Окуловской сельской администрации № 55-57 от 19.01.2011 года, Бикбулатов О.Р., <данные изъяты> свое право на приватизацию не использовали (л.д.34-37) Из материалов дела видно, что Бикбулатов О.Р. обращался в Администрацию МО Каменского городского округа с заявлением о передаче спорного жилого помещения в долевую собственность (л.д.17). Не принят жилой <адрес> и в муниципальную собственностью, на что указывает отказ Бикбулатову О.Р. Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа (л.д.12). В силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ» объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находились, передавались в муниципальную собственность при акционировании предприятий. В соответствии с законодательством о приватизации объекты жилищного фонда не подлежали включению в перечень имущества, подлежащего приватизации, а до передачи в муниципальную собственность передавались в ведение приватизируемого предприятия. В силу действующего Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда, не имеющие статуса специализированного жилищного фонда, граждане могут занимать на условиях договора социального найма. Следовательно, исходя из анализа указанных выше нормативных актов, жилой <адрес> должен рассматриваться как объект муниципальной собственности. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Из всего выше изложенного следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на названное жилое помещение в судебном порядке. Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения за гражданином, имеющим право на приватизацию жилого помещения, может быть признано в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 31.12.2002), действовавшей на момент вселения детей истца в спорное жилое помещение, наниматель вправе вселить в установленном порядке в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи. Бикбулатов О.Р. зарегистрировал своих несовершеннолетних детей в жилое помещение – <адрес>, что также подтверждает его право пользования данным жилым помещением как нанимателя. Таким образом, требование истца о признании за ними права общей собственности на занимаемое жилое помещение в порядке бесплатной приватизации по ? доли за каждым жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> подлежит удовлетворению. Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л: Исковые требования Бикбулатова О.Р., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Бикбулатовым О.Р., Б.Г.О., Б.К.О., Б.С.О. в порядке приватизации право общей долевой собственности (по ? доли за каждым) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права на объект недвижимости. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Каменский районный суд. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Подлинник решения изготовлен и отпечатан в компьютерном варианте в совещательной комнате. Судья Каменского районного суда Свердловской области Л.В. Гаирфанова