2-119/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский
Свердловская область 03 апреля 2012 года
Каменский районный суд Свердловской области в составе:
судьи Гаирфановой Л.В.
при секретаре О.А. Буштухиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ласьковой Т.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество, в порядке приватизации,
У с т а н о в и л:
Т.В. Ласькова обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Каменского городского округа о признании права собственности на жилое помещение по <адрес>, в порядке приватизации.
В судебном заседании, Т.В. Ласькова пояснила, что в настоящее время в квартире по <адрес> зарегистрирована она и двое ее сыновей. Фактически они проживают по данному адресу с 1989 года, регулярно оплачивают коммунальные услуги. Указанное жилое помещение было предоставлено ее семье в связи с трудовыми отношениями ***» в 1989 году. Основанием для заселения являлся ордер, выданный на основании решения исполкома *** с/совета от <*** г.> №***. Впоследствии *** был реорганизован в Производственный кооператив «***»; ПК «***» - в ОАО «***». Правом приватизации она не воспользовалась. Другие члены семьи – И.Ф. Вараксин, В.С. Ласьков отказались от участия в приватизации спорной квартиры в ее пользу.
Ответчик – представитель Комитета по управлению имуществу МО «Каменский городской округ», будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил. В суд представлен отзыв ответчика, в котором указано, что <адрес> не является собственностью МО «Каменский городской округ» и не числится в реестре муниципальной собственности. Также в отзыве указано, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа не возражает против удовлетворения требований истца Т.В. Ласьковой, кроме того, отзыв содержит просьбу о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д. 34).
Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области, Отдел СОГУП БТИ и РН Каменского района, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, своего представителя не направили, причину неявки не сообщили. В суд представлены отзывы на иск, в которых они не высказали возражений на заявленное требование и оставили принятие решение на усмотрения суда, также отзывы содержат просьбу рассмотреть дело без участия их представителя (л.д. 33, 42-43).
Третье лицо – ОАО ***, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, причину неявки не сообщило. В суд представлен отзыв на иск, в котором не высказано возражений на заявленное требование.
Третьи лица – *** сельская администрация, И.Ф. Вараксин, В.С. Ласьков, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, возражений против удовлетворения иска суду не представили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца Т.В. Ласькову, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище и не может быть произвольно лишен жилья.
Как установлено в судебном заседании из ответа Комитета по экономике и управлению имуществом МО «Каменский городской округ» администрации МО «Каменский городской округ» жилое помещение по <адрес> муниципальной собственностью не является, в реестре муниципальной собственности не числиться. В связи с таким отказом истец не может заключать с ними договор приватизации на спорное жилое помещение (л.д. 11, 34).
Согласно ст.2 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно абз.1 ст. 9 Закона РФ «№ 4218-1 от 24.12.92 г. «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 1 марта 2005 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий должен был быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (если они определены) иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. Обязанность и порядок принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда были предусмотрены п. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, где установлен срок – не более 6 месяцев со дня утверждения плана приватизации. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из объяснения истца, не доверять которым у суда нет оснований, установлено, что <адрес> была предоставлена семье Т.В. Ласьковой в период ее трудовой деятельности, поскольку согласно, представленной стороной истца трудовой книжке (25-30), она работала в *** дояркой с <*** г.>.
Из ответа ОАО *** №*** от <*** г.> спорное жилое помещение на балансе данного предприятия не числится (л.д. 12).
Согласно справки с места жительства №***, выданной <*** г.> *** сельской администрацией (л.д. 22), в жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы по месту жительства: с <*** г.> - Т.В. Ласькова, аналогичные сведения указаны в паспорте Т.В. Ласьковой, а также с <*** г.> – сын И.Ф. Вараксин, с <*** г.> – сын В.С. Ласьков, которые в своих заявлениях от <*** г.> от участия в приватизации спорной квартиры отказались в пользу Т.В. Ласьковой (л.д. 23-24).
Как установлено из объяснений истца, представленных в материалы гражданского дела письменных доказательств, Т.В. Ласькова с 1989 года постоянно проживает в жилом помещении по адресу <адрес>, зарегистрирована там по месту жительства, свои обязанности по оплате жилого помещения исполняет в полном объеме (л.д. 19).
Свое право на приватизацию согласно представленной в материалы дела справки *** сельской администрации №*** от <*** г.> истец Т.В. Ласькова не использовала. Данный факт подтверждается также Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <*** г.> за №*** (л.д. 21, 41).
Из справки КУМИ Администрации Каменский городской округ от <*** г.> №*** жилое помещение по <адрес> в муниципальную собственность не принималось (л.д. 18).
В силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ» объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находились, передавались в муниципальную собственность при акционировании предприятий. В соответствии с законодательством о приватизации объекты жилищного фонда не подлежали включению в перечень имущества, подлежащего приватизации, а до передачи в муниципальную собственность передавались в ведение приватизируемого предприятия.
В силу действующего Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда, не имеющие статуса специализированного жилищного фонда, граждане могут занимать на условиях договора социального найма.
Следовательно, исходя из анализа указанных выше нормативных актов, жилое помещение по <адрес> должно рассматриваться как объект муниципальной собственности. Отсутствие прав на спорное жилое помещение подтверждается также сведениями Росреестра от <*** г.> за №*** (л.д. 41).
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из всего выше изложенного следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на названное жилое помещение в судебном порядке.
Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения за гражданином, имеющим право на приватизацию жилого помещения, может быть признано в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Ласьковой Т.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Ласьковой Т.В. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каменский районный суд или непосредственно в суд апелляционной инстанции.
Подлинник решения изготовлен в печатном виде в совещательной комнате.
Председательствующий: Л.В. Гаирфанова