об обязании произвести демонтаж рекламной конструкции



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года Каменский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Громовой М.В.,

с участием помощника прокурора г. Каменск-Шахтинского Ионова К.Ю.

представителя ответчика Администрации г. Каменск-Шахтинского Хворостяной Н. А.,

при секретаре Пановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к «Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права», Администрации ... о признании недействительным разрешение Номер обезличен, выданного на стационарный отдельно стоящий рекламный щит (рекламную конструкцию), признании незаконным постановления Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена года «О размещении и эксплуатации стационарного отдельно стоящего рекламного щита, обязании произвести демонтаж рекламной конструкции отдельно стоящего рекламного щита,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд с иском к «Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права», Администрации ... о признании недействительным разрешение Номер обезличен, выданного на стационарный отдельно стоящий рекламный щит (рекламную конструкцию), признании незаконным постановления Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена года «О размещении и эксплуатации стационарного отдельно стоящего рекламного щита, обязании произвести демонтаж рекламной конструкции отдельно стоящего рекламного щита. В обоснование своих требований указал, что Прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории ... федерального законодательства о рекламе, в ходе которой Дата обезличена г. по адресу: ... вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ..., ..., ..., вблизи автомобильной дороги, была обнаружена отдельно стоящая рекламная конструкция, размером 2х3 м., не соответствующая требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Указанная рекламная конструкция была установлена и принадлежит Донецкому филиалу «Институт управления бизнеса и права», зарегистрированному по адресу: юр. адрес: 3..., ..., ... ..., на основании разрешения Номер обезличен от Дата обезличена., выданного администрацией .... Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту Закон "О рекламе").Согласно пункту 9 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального раойна или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.Решением городской думы Номер обезличен от Дата обезличена года (действующей на момент выдачи разрешения Номер обезличен от Дата обезличена г.) утверждены правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы в ..., ..., и пос. Заводском. На момент выдачи разрешения Номер обезличен от Дата обезличена г. действовали вышеуказанные правила.В соответствии с вышеуказанными правилами разрешение на установку рекламоносителя выдаёт администрация .... Контроль за соблюдением правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы, за её размещением, техническим и эстетическим состоянием в городе Каменске-Шахтинском, координацию взаимодействия служб города по согласованию размещения рекламы осуществлял главный архитектор города (п. 2.3 вышеуказанных правил). Администрацией города ответчику было выдано разрешение Номер обезличен от Дата обезличена г. на установку рекламной конструкции по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ..., ..., ..., вблизи автомобильной дороги. FIO5 мэра города Номер обезличен от Дата обезличена г. «Об установке и эксплуатации отдельно стоящего рекламного щита Донецкому филиалу «Институт управления бизнеса и права» разрешена установка отдельно стоящего рекламного щита по вышеуказанному адресу. Данное постановление действует и на сегодняшний день. Срок действия выданного ответчику разрешения в техническом паспорте не указан. Оcмотр рекламной конструкции показал, что последняя установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст (далее по тексту - Государственный стандарт). Данный стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.Пункт 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 «На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м. от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.» В нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 рекламная конструкция установлена на высоте 2,52 м. от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы.В нарушении п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 рекламная конструкция установлена до дорожного знака «Въезд запрещен» на расстоянии 9,5 метра. Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта свидетельствует о нарушении прав участников дорожного движения на безопасность жизни и здоровья. Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.Согласно пункту 5 части 3 ст.25 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения".Выявленные нарушения требований федерального законодательства, создавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. Частью 5 пункта 20 ст. 19 Закона "О рекламе" предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта. Факт несоответствия спорной рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения доказан актом осмотра от Дата обезличена.Согласно пункту 21 ст. 19 Закона "О рекламе" в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник и иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции в течение трех дней. Непринятие ответчиками мер к демонтажу рекламной конструкции может привести к нарушению прав граждан, круг которых в конкретном количественном исчислении определить не представляется возможным, т.к. невозможно установить с достоверностью количество лиц, безопасность жизни и здоровья которых нарушается в результате неисполнения требований Государственного стандарта при установке спорной рекламной конструкции. На основании изложенного, просил суд признать недействительным разрешение Номер обезличен, выданное администрацией ... Донецкому филиалу «Институт управления бизнеса и права» на стационарный отдельно стоящий рекламный щит (рекламную конструкцию) по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ..., ..., ..., вблизи автомобильной дороги.Признать незаконным постановление Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена «Об установке и эксплуатации отдельно стоящего рекламного щита».Обязать Донецкий филиал «Институт управления бизнеса и права» произвести демонтаж рекламной конструкции - отдельно стоящего рекламного щита, установленного по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ..., ..., ..., вблизи автомобильной дороги.

... суда ... от Дата обезличена года по гражданскому делу была произведена замена ненадлежащего ответчика Донецкий филиал «Института управления бизнеса и права» на ответчика «Институт управления бизнеса и права « в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права».

В судебном заседании помощник прокурора ... - ... Ионов К. Ю. исковые требования прокурора г. Каменск - Шахтинского поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме, в обоснование исковых требований изложил аналогичные доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Каменск-Шахтинского Хворостяная Н. А.,, действующая на основании доверенности исковые требования не признала при этом пояснила, что Постановление Мэра вынесено законно и обоснованно в соответствии с согласованиями компетентных органов и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель ответчика «Института управления бизнеса и права « в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права» надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился о причинах неявки суду не сообщил. Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования прокурора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к «Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права», Администрации г. Каменск-Шахтинского о признании недействительным разрешение Номер обезличен, выданного на стационарный отдельно стоящий рекламный щит (рекламную конструкцию), признании незаконным постановления Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена года «О размещении и эксплуатации стационарного отдельно стоящего рекламного щита, обязании произвести демонтаж рекламной конструкции отдельно стоящего рекламного щита, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения города в т.ч. относится выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О рекламе» (ст. 16 п. 26).

Нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установлен порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в т.ч. последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения.

Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Согласно пункту 9 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Администраций города ... <данные изъяты> Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права», было выдано разрешение Номер обезличен от Дата обезличена на установку рекламного стационарного щита в районе ...

Осмотр рекламных конструкций показал, что последняя установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утв. постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст. Данный стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Пунктом 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы: на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не мене 2,0 м. от уровня поверхности участка, на котором, расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений на высоте не менее 4,5м.

В нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 рекламна конструкция по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи ...

Пунктом 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 установлено: расстояние от средств наружной рекламы размеров до 18 кв.м. до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м.

В нарушение п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 рекламная конструкция по адресу: ...

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта свидетельствует о нарушении прав участников дорожного движения на безопасность жизни и здоровья.

Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Согласно пункту 5 части 3 ст.25 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Выявленные нарушения требований федерального законодательства, создавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Частью 5 пункта 20 ст. 19 Закона "О рекламе" предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В сфере размещения рекламной конструкции подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В связи с этим применение ГОСТ Р 52044-2003 при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности в п.12 Положения установлено, что Госавтоинспекция в пределах своей компетенции осуществляет согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы. Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с «Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ», утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ от 8.06.1999 № 410 (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ от 7.09.1999 № 1892). В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 18.2 Наставления).

В соответствии с пунктом 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ « О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами Федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.

Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в переделах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению на момент рассмотрения данного дела, т.к. ни один технический регламент не принят. Поэтому в сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, был принят и введен в действие с 01.07.2003г. Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. № 124-ст в соответствии с Положением Закона РФ «О стандартизации» 1993 г., действующим до вступления в силу ФЗ РФ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации». В соответствии с п. 3 ст. 7 РФ «О техническом регулировании» обязательное требование к объектам технического регулирования устанавливается только нормами технических регламентов. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела ни один регламент не принят. Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 продолжает действовать, то он в соответствии с п. 1 ст. 46 РФ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативных правовых актов о безопасности дорожного движения.

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Согласно пункту 21 ст. 19 Закона "О рекламе" в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник и иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции в течение трех дней. Непринятие ответчиками мер к демонтажу рекламной конструкции может привести к нарушению прав граждан, круг которых в конкретном количественном исчислении определить не представляется возможным, т.к. невозможно установить с достоверностью количество лиц, безопасность жизни и здоровья которых нарушается в результате неисполнения требований Государственного стандарта при установке спорной рекламной конструкции.

Согласно п. 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе - по иску антимонопольного органа; обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

В силу п. 21 ст. 21 выше названного Закона в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к «Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права», Администрации г. Каменск-Шахтинского о признании недействительным разрешение Номер обезличен, выданного на стационарный отдельно стоящий рекламный щит (рекламную конструкцию), признании незаконным постановления Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена года «О размещении и эксплуатации стационарного отдельно стоящего рекламного щита, обязании произвести демонтаж рекламной конструкции отдельно стоящего рекламного щита- удовлетворить.

Признать незаконным постановление Мэра города № Номер обезличен от Дата обезличена года «об установке и эксплуатации отдельно стоящего рекламного щита, расположенного по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ... ... ...;.

Признать недействительным разрешение Номер обезличен от Дата обезличена г., выданное Администрацией ... «Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права» на установку рекламной конструкции по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ... ... ...;

Обязать «Институту управления бизнеса и права» в лице Донецкого филиала «Института управления бизнеса и права» произвести демонтаж рекламной конструкции - отдельно стоящего рекламного стенда, установленного по адресу: район железнодорожного вокзала (слева от здания гостиницы) вблизи здания Номер обезличен по ... ... ....

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: