решение по заявлению о признании незаконным постановления и обязании принять на учет



                                                                   РЕШЕНИЕ

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курилова ФИО16.,

с участием заявителя Шамшиной ФИО17 ее представителя адвоката Демиденко ФИО18., представителя <данные изъяты> Хворостяной ФИО19 при секретаре Митрофановой ФИО20.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шамшиной ФИО21 о признании незаконным п. <данные изъяты> Постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее с составом семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании Мэра города <данные изъяты> принять ее с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

                                                               УСТАНОВИЛ:

Шамшина ФИО22 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным п. <данные изъяты> Постановления Мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее с составом семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании Мэра <данные изъяты> принять ее с составом семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Мэру <данные изъяты> с заявлениями о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 годы. К заявлению о принятии ее на учет ею были предоставлены документы, согласно перечню, установленного п. 6 ст. 1 Областного Закона Ростовской области «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». Согласно постановлению Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 г. «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 годы» участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ее возраст и возраст ее супруга ФИО4 не превышает, установленного законом возраста, 35 лет. Она и их малолетняя дочь ФИО2 рождения ДД.ММ.ГГГГ г. на основании договора на передачу квартир в собственность являются сособственниками <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. Ее супруг ФИО4 на основании договора на передачу квартир в собственность, является сособственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Вторая дочь ФИО3, рождения ДД.ММ.ГГГГ г., в собственности жилого помещения не имеет, зарегистрирована по вышеуказанному адресу. Другого жилого помещения ни на праве собственности, ни в социальном найме она и члены ее семьи не имеют. Постановлением Мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в приеме на учет в качестве, нуждающейся в жилом помещении, в результате чего она и члены ее семьи не могут стать участниками подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 годы и приобрести жилое помещение, чем нарушается их конституционное право на жилище. Согласно ст. 3 Областного Закона отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 6 статьи 1 настоящего Областного закона; 2), представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек срок, предусмотренный частью 12 статьи 1 настоящего Областного закона. Решение об отказе в принятии на учет оформляется правовым актом органа местного самоуправления и должно содержать мотивированные основания такого отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Обжалуемое Постановление Мэра <данные изъяты> вынесено с нарушением Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», т.к. оно не содержит мотивированного отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные ч. 1 ст. 3 Областного Закона. Ею представлены в полном объеме документы, предусмотренные ч. 6 ст. 1 Областного закона и отсутствуют иные основания для отказа, в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, Шамшина ФИО23. просила суд признать незаконным п. <данные изъяты> Постановления Мэра <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также обязать Мэра <данные изъяты> принять ее с составом семьи из четырех человек (она, ее супруг ФИО4, дочь ФИО2, дочь ФИО3) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании Шамшина ФИО24. свои требования поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что она со своей семьей - супругом ФИО4, дочерьми ФИО2 и ФИО3 фактически проживают в <адрес>. Данная квартира состоит из трех жилых комнат. В данной квартире также проживают ее родители и брат. В <адрес> проживают родители ее мужа. У нее своя отдельная семья. Считает, что она имеет право для признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Лиц, проживающих в квартире и страдающих каким-либо заболеванием, не имеется.

В судебном заседании представитель заявителя - адвокат Демиденко ФИО25 требования заявителя поддержал, мотивируя доводами, указанными в заявлении, суду пояснил, что обжалуемое постановление является незаконным, так как не содержит мотивированного отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные ч. 1 ст. 3 Областного Закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

В судебном заседании представитель <данные изъяты> Хворостяная ФИО26. с требованиями заявителя не согласилась, суду пояснила, что заявление Шамшиной ФИО27 о постановке ее и членом ее семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и участии в Областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам. Решением данной комиссии было рекомендовано отказать Шамшиной ФИО28 в постановке на учет. При рассмотрении заявления было установлено, что Шамшина ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее дочь ФИО2 зарегистрированы по адресу:                   <адрес>. Ее супруг - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Оба супруга участвовали в приватизации, имеют в собственности жилье, кроме того в приватизации также принимала участие дочь - ФИО2 В сумме все лица проживающие в указанных квартирах имеют более <данные изъяты> кв.м на человека. Данное обстоятельство не отвечает требованиям ст. 51 ЖК РФ. Обжалуемое Постановление Мэра <данные изъяты> является законным и обоснованным. В нем содержится указание на основания отказа - п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно в связи с тем, что не подтверждается право Шамшиной ФИО30. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Обжалуемое постановление вынесено по существу заявления Шамшиной ФИО31. и не может нарушать ее права, так как является законным и обоснованным.

Изучив и исследовав материалы дела в их совокупности, дав им оценку, выслушав заявителя, ее представителя, представителя заинтересованного лица, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17 сентября 2001 г. № 675 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

В рамках данной Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 принята Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Согласно разделу 6 данной Подпрограммы порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ принято Постановление от 13 мая 2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на2002 - 2010 годы».

В соответствии с п. 5 данных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов па получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий >в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 6 Правил, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее -нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2 данной статьи, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений. занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как установлено в судебном заседании Постановлением Мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Шамшиной ФИО32 было отказано в принятии ее с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса.

В Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам указано, что оба супруга участвовали в приватизации, имеют в собственности жилье, кроме того в приватизации также принимала участие дочь -ФИО2, в сумме имеют более <данные изъяты> кв.м на человека, что не отвечает требованиям ст. 51 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, Шамшина ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее дочь ФИО2 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Супруг заявителя - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Согласно Договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, Шамшина ФИО34 и ее дочь ФИО2, являются сособственниками по <данные изъяты> доли каждый в праве собственности на <адрес>. Сособственниками данной квартиры также являются отец заявительницы - ФИО8(<данные изъяты> доли), мать заявительницы - ФИО9 (<данные изъяты> доли), брат заявительницы - ФИО10 (<данные изъяты> доли).

Данная квартира состоит из трех изолированных жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ супруг заявительницы -ФИО4 является сособственником в <данные изъяты> доле <адрес> в <адрес>. Сособственниками данной квартиры также являются мать ФИО4 - ФИО11 (<данные изъяты> доли), отец ФИО4 -ФИО12 (<данные изъяты> доли), брат - ФИО4 (<данные изъяты> доли).

Данная квартира состоит из двух жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ, участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Как указано выше, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ,гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Городской Думы <адрес>, установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - <данные изъяты> и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Учитывая, что в совокупности общая площадь двух жилых помещений: <адрес> в <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>), и таким образом, заявитель Шамшина ФИО35 члены ее семьи и остальные сособственники (всего <данные изъяты> человек) обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, то суд считает, что заявителя Шамшину ФИО36 и членом ее семьи нельзя признать нуждающимися в улучшений жилищных условий, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Других оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для признания Шамшиной ФИО37 и членов ее семьи нуждающимися в улучшений жилищных условий, судом также не установлено.

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в Определение от 28 мая 2009 г. № 604-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО13 на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Жилое помещение на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи. Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.

В своих доводах представитель заявителя - адвокат Демиденко ФИО38. ссылается на то, что обжалуемое постановление является незаконным, так как не содержит мотивированного отказа со ссылкой на основания, предусмотренные ч. 1 ст. 3 Областного Закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

В соответствии со ст. 3 Областного Закона Ростовской области от 7 октября 2005 года № 363-ЗС, «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 6 статьи 1 настоящего Областного закона; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек срок, предусмотренный частью 12 статьи 1 настоящего Областного закона. Решение об отказе в принятии на учет оформляется правовым актом органа местного самоуправления и должно содержать мотивированные основания такого отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из обжалуемого постановления следует, что Шамшиной ФИО39 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья», Областного Закона от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

Как указал Пленум ВС РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В судебном заседании установлено, что содержание оспариваемого Постановления, по существу соответствует требованиям закона (ст. 51 ЖК РФ), порядок принятия решения (форма, сроки, основания, процедура) в целом соблюден.

Суд считает, что отсутствие в обжалуемом постановлении указания на основания отказа, предусмотренные ч. 1 ст. 3 Областного Закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», нельзя признать существенным несоблюдением установленного порядка. влекущем безусловную отмену обжалуемого постановления.

Как указано выше обжалуемое постановление содержит основание отказа - а именно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, указание на данное основание отказа является обоснованным, понятным для гражданина, не вызывает сомнений в наличии каких-либо иных оснований отказа и позволяет по существу установить в связи с чем в удовлетворении заявления было отказано.

Кроме того, как указано в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд считает, что отсутствие в обжалуемом постановлении ссылки на пункт статьи 3 ОЗ «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», само по себе не нарушает конституционное право Шамшиной ФИО40. на жилище и не нарушает иных прав и свобод заявительницы.

Таким образом, дав оценку исследованным по делу доказательствам, суд считает, что п. <данные изъяты> Постановления Мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по существу заявления Шамшиной ФИО41 является законным, вынесено уполномоченным органом, при вынесении данного постановления не был существенно

нарушен порядок его принятия, и данным постановлением права и свободы заявителя не нарушены.

Поэтому суд считает, что в удовлетворении заявления Шамшиной ФИО42. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 254 ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Шамшиной ФИО43 о признании незаконным п. <данные изъяты> Постановления Мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Шамшиной ФИО44 с составом семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании Мэра <данные изъяты> принять Шамшину ФИО45 с составом семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.