об оспаривании действий работодателя ОВД и обязании его устранить нарушения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                         г.Каменск-Шахтинский Ростовской области

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Корчинова М.В.,

с участием помощника прокурора г.Каменска-Шахтинского Бердычевской С.В.,

представителя <данные изъяты> Портянниковой С.И.,

при секретаре Ковалевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об обжаловании действий работодателя <данные изъяты> в лице начальника <данные изъяты>, признании его действий незаконными и обязании его устранить нарушения ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции», определив Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением об обжаловании действий начальника <данные изъяты> <данные изъяты> в части не удовлетворения представления прокурора города и не определения порядка уведомления начальника <данные изъяты> <данные изъяты> как работодателя, о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, что создало благоприятные условия для различного рода безнаказанных коррупциогенных проявлений, как со стороны лиц, склоняющих государственного служащего к совершению коррупциогенных проявлений, так и со стороны самих государственных служащих и что повлекло за собой нарушение принципа противодействия коррупции - принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, регламентированного п.4ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции», признании их незаконными, и обязать его устранить нарушения ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции», определив Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, ссылаясь на то прокуратурой <данные изъяты>-<данные изъяты> проведена проверка исполнения требований Федерального закона N273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции». В результате проведения проверки установлено, что <данные изъяты> не в полном объеме осуществляются предусмотренные действующим законодательством мероприятия по противодействию коррупции. Так, согласно ч.1 ст.2 ФЗ N58-ФЗ от 27.05.2003г. «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции) государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. В соответствии с ч.5 ст.9 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции» представителем нанимателя (работодателем) государственных служащих должен быть разработан такой Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений. Согласно ст.20.1 Закона РФ от 18.04.1991г. N1026-1 «О милиции» на сотрудника милиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции". В ходе проведения проверки кадровой службы <данные изъяты> <данные изъяты> установлено, что представителем нанимателя в <данные изъяты> по городу является <данные изъяты> <данные изъяты>-<данные изъяты>. Однако, в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции до настоящего времени вышеуказанный порядок не разработан <данные изъяты>, что является недопустимым, поскольку указанное бездействие создает благоприятные условия для различного рода безнаказанных коррупциогенных проявлений, как со стороны лиц, склоняющих государственного служащего к совершению коррупциогенных проявлений, так и со стороны самих государственных служащих. Кроме того, вышеуказанное бездействие со стороны <данные изъяты> влечет за собой нарушение принципа противодействия коррупции - принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, регламентированного п.4ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции». Необходимо отметить, что прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ направлено представление начальнику <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В ответе <данные изъяты> на представление прокуратуры не содержится сведений об устранении нарушений ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции» в части создания нормативного документа, определяющего порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений. Таким образом, представление <данные изъяты> не рассмотрено по существу. <данные изъяты> в соответствии со ст.45 ГПК РФ, ст.9 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.20.1 Закона РФ от 18.04.1991г. N1026-1 «О милиции», просит удовлетворить данное заявление.

В судебном заседании <данные изъяты> Бердычевская С.В. заявленные требования поддержала, мотивируя доводами указанными в заявлении. Кроме того, пояснила, что представление <данные изъяты> по <данные изъяты> до настоящего времени не рассмотрено по существу что недопустимо так как нарушает права и свободы граждан, создав благоприятные условия для различного рода безнаказанных коррупциогенных проявлений, как со стороны лиц, склоняющих государственного служащего к совершению коррупциогенных проявлений, так и со стороны самих государственных служащих. Кроме того, вышеуказанное бездействие со стороны <данные изъяты> влечет за собой нарушение принципа противодействия коррупции - принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, регламентированного п.4ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции». В связи с вышеизложенным просит суд признать действия работодателя в лице начальника <данные изъяты> выразившиеся в не удовлетворении представления <данные изъяты> и не определении порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, признании их незаконными, и обязании устранить нарушения ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции», определив Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений

В судебном заседании представитель <данные изъяты> Портянникова С.И. требования заявителя не признала, суду пояснила, что представление <данные изъяты> было рассмотрено на оперативном совещании при <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> На занятиях по служебной подготовке с личным составом <данные изъяты>-<данные изъяты> неоднократно изучался ФЗ №273 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», Указ президента РФ от 19.05.2009г. «О мерах по противодействию коррупции». Личный состав <данные изъяты> был ознакомлен под роспись со ст. 159, 244, 285, 286,287, 292, 293, 300, 301, 303, 306, 307, 312, 316 и 327 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ. с личным составом <данные изъяты> в системе служебной подготовке был изучен приказ МВД РФ №680 от 31.08.2009г. «О перечне должностей в МВД РФ при назначении на которые граждане и при замещении, которых сотрудники ОВД, военнослужащие ВВ и федеральные государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов (супруга) и несовершеннолетних детей. С целью реализации п.6.1. плана МВД РФ «По противодействию коррупции» и с учетом данного приказа МВД РФ в <данные изъяты>-<данные изъяты> были переработаны и дополнены должностные обязанности всех сотрудников <данные изъяты>, которые указаны в перечне приказа МВД РФ №680 от 31.08.2009г. Также пояснила, что кроме сотрудников милиции в <данные изъяты> работают и граждане, с которыми заключен трудовой договор и они относятся к вольнонаемными работниками, не имеющих специальных званий МВД РФ. Какой либо Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, <данные изъяты> до настоящего времени отсутствует, так как законных оснований для определения такого порядка в настоящее время нет.

         Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив их в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить заявление <данные изъяты> по следующим основаниям.

          Заявление об обжаловании действий работодателя в лице <данные изъяты>, признании его действий незаконными и обязании его устранить нарушения законодательства, рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу положений ст. ст. 254, 258 ГПК РФ предметом судебного исследования по настоящему делу должно было являться соответствие оспариваемых действий (бездействия) <данные изъяты> как работодателя, требованиям действующего законодательства.

В силу положений части 1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно ст.2 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующем основном принципе, - признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Статьей 249 ГПК установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений. В соответствии с частью 1 названной статьи обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) соответствующих органов или лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

            Как установлено <данные изъяты> проведена проверка исполнения требований Федерального закона N273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции». В результате проведения проверки установлено, что <данные изъяты> не в полном объеме осуществляются предусмотренные действующим законодательством мероприятия по противодействию коррупции.

Так, согласно ч.1 ст.2 ФЗ N58-ФЗ от 27.05.2003г. «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

В соответствии с ч.l ст.9 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции) государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии с ч.5 ст.9 ФЗ от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции» представителем нанимателя (работодателем) государственных служащих должен быть разработан такой Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

Согласно ст.20.1 Закона РФ от 18.04.1991г. N1026-1 «О милиции» на сотрудника милиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В ходе проведения проверки кадровой службы <данные изъяты> установлено, что представителем нанимателя, работодателем в <данные изъяты> является начальник <данные изъяты>.

Согласно <данные изъяты> (копия приобщена к материалам дела), одними из основных задач <данные изъяты> является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на территории <данные изъяты>. В своей деятельности отдел внутренних дел руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указаниями и распоряжениями Президента Российской Федерации. <данные изъяты> <данные изъяты> является юридическим лицом, в гражданских отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы. Выступает истцом, ответчиком, заинтересованным лицом в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. <данные изъяты> возглавляет <данные изъяты>, который в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности <данные изъяты> и подчиненных подразделений, обеспечивает контроль за их выполнением.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> направлено представление <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (копия приобщена к материалам дела).

Согласно ответу <данные изъяты> на представление <данные изъяты> (копия приобщена к материалам дела), представление <данные изъяты> было рассмотрено на оперативном совещании при <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> На занятиях по служебной подготовке с личным составом <данные изъяты> г<данные изъяты> в течении ДД.ММ.ГГГГ неоднократно изучался ФЗ №273 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», Указ президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по противодействию коррупции». <данные изъяты> был ознакомлен под роспись со ст. 159, 244, 285, 286,287, 292, 293, 300, 301, 303, 306, 307, 312, 316 и 327 УК РФ. 27.09.2009г. с личным составом ОВД по <адрес> в системе служебной подготовке был изучен приказ МВД РФ №680 от 31.08.2009г. «О перечне должностей в МВД РФ при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники ОВД, военнослужащие ВВ и федеральные государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов (супруга) и несовершеннолетних детей. С целью реализации п.6.1. плана МВД РФ «По противодействию коррупции» и с учетом данного приказа МВД РФ в <данные изъяты> были переработаны и дополнены должностные обязанности всех сотрудников <данные изъяты> которые указаны в перечне приказа МВД РФ №680 от 31.08.2009г.

Согласно протоколу оперативного совещания <данные изъяты> (копия приобщена к материалам дела), ФИО6 <данные изъяты>, по вопросу поступившего <данные изъяты> <данные изъяты> представления сообщил, что в <данные изъяты> с личным составом на занятиях по служебной подготовке в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно изучался ФЗ «273 от 21.12.2008г. «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 19.05.2008г. «О мерах противодействия коррупции», Приказ МВД России №680 от 31.08.2009г. и статьи УК РФ. В связи с изложенным на данном совещании принято следующее решение - на основании методики оценки результатов оперативно-служебной деятельности, предусмотренной приказом МВД России от 05.10.2005г. №815, как самостоятельных структурных подразделений, так и по отдельным ее направлениям, реализовать комплекс мер, направленных на устранение недостатков и повышение результативности (эффективности) работы на проблемных направлениях работы.

Учитывая изложенное суд считает, что в ответе <данные изъяты> на вышеуказанное представление <данные изъяты> г<данные изъяты> не содержится сведений об устранении нарушений ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции» в части определения порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений.

Таким образом, суд считает, что представление <данные изъяты>, <данные изъяты> не рассмотрено по существу, тем самым нарушены права и свободы граждан, так как указанное нарушение создало благоприятные условия для различного рода безнаказанных коррупциогенных проявлений, как со стороны лиц, склоняющих государственного служащего к совершению коррупциогенных проявлений, так и со стороны самих государственных служащих. Кроме того, вышеуказанное бездействие со стороны <данные изъяты> в лице начальника <данные изъяты> влечет за собой нарушение принципа противодействия коррупции - принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, регламентированного п.4ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Учитывая, что прокурором подано заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, судом установлено, что <данные изъяты> г.<данные изъяты> допущено существенное нарушение установленных требований Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции», поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Доводы представителя <данные изъяты> не содержат ссылок на обстоятельства, доказательства, которые бы позволили суду усомниться в обоснованности и законности вышеуказанных требований прокурора и являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 254-258 ГПК РФ,

                                                       

РЕШИЛ:

Заявление <данные изъяты> об обжаловании действий работодателя <данные изъяты> в лице <данные изъяты> выразившееся в не удовлетворении представления <данные изъяты> и не определении порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, признании их незаконными, и обязании его устранить нарушения ст.9 ФЗ «О противодействии коррупции», определив Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, удовлетворить.

Признать действия работодателя <данные изъяты> в лице <данные изъяты> выразившееся в не удовлетворении представления <данные изъяты> и не определении порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений - незаконными.

Обязать работодателя <данные изъяты> в лице <данные изъяты>-<данные изъяты> определить Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупциогенных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: