о признании необоснованным постановления



                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Громовой М.В.,

с участием заявителя Клименко И.К.

представителя заявителя Пигарь Т.И.

представителя заинтересованного лица ФИО11 Хворостяной Н.А.,

при секретаре Совалевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клименко И.К. о признании необоснованным Постановления ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Клименко И.К.

У С Т А Н О В И Л :

Клименко И.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, указав в заявлении, что он является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты> группы. В настоящий момент вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, так как ему незаконно и необоснованно было отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения. В начале ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФИО16 с заявлением о постановке его на учет и предоставлении в дальнейшем жилого помещения для проживания по договору социального найма. Совместно с заявлением он приложил полный комплект документов, обосновывающих его нуждаемость в жилом помещении и подтверждающих основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ. Его обращение в ФИО17 было вызвано крайне бедственными и ужасными условиями проживания. Он зарегистрирован и фактически проживает в по адресу: <адрес>, которая является собственностью ФИО53. Помимо его в данной квартире проживает еще <данные изъяты> человек, что подтверждается справкой квартального комитета от ДД.ММ.ГГГГ. Проживать в одной квартире совместно невозможно, так как площадь квартиры очень маленькая и более того, у него сложились крайне конфликтные отношения с членами семьи, которые делают его жизнь невыносимой. Иного помещения для проживания у него нет. Он не является нанимателем жилого помещения по договору социально найма, в собственности помещения также не имеет. Пенсионное обеспечение, гарантированное ему государством, недостаточно для съема какого-либо жилое помещения, в котором он мог бы спокойно проживать. Рассматривая его заявление более полугода, а именно восемь с половиной месяцев, ФИО19 направила ему постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которым ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом в нарушение ч.2 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 07 ноября 2005 года № 363-30 "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" решение об отказе в принятии на учет не содержало мотивированного основания такого отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные ч.1 ст. 3 Закона. Считает, что ФИО20 формально подошла к рассмотрению его обращения, не проверив доводы, изложенные в нем, представленные документы, подтверждающие фактические обстоятельства его проживания. Согласно ч. 10 ст. 1 Закона № 363-ЗС, орган местного самоуправления проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет акт по форме, установленной нормативным правовым актом ФИО21 По результатам рассмотрения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов принимается решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Данные действия проведены не были, его заявление рассматривалось более полугода. Считает Постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим его права, гарантированные ст.ст. 2,40 Конституции РФ. Просит суд признать Постановление ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» незаконным; обязать ФИО23 поставить Клименко И.К. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения - на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно Областного закона Ростовской области от 07 ноября 2005 года № 363-30 "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".

В судебном заседании представитель заявителя Клименко И.К. Пигарь Т.И. уточнила заявленные требования и просила суд признать Постановление ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Клименко И.К. необоснованным ; обязать ФИО26 устранить допущенные нарушения, поставив Клименко И.К. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения - на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно Областного закона Ростовской области от 07 ноября 2005 года № 363-30 "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", при этом дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

В судебном заседании Клименко И.К. уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить, суду пояснил, что он собственного жилья не имеет, он является ветераном ВОВ. Он прописан и проживал в квартире своей <данные изъяты> ФИО54 Там проживало еще человек. Однако уже год он в этой квартире проживать не может, так как между ним и невесткой сложились крайне неприязненные отношения, она кричит, чтобы он выписывался. Сейчас он вынужден временно проживать в квартире у внука по <адрес>. После того, как он узнал об Указе Президента, он написал заявление для постановки его на учет.

В судебном заседании представитель ФИО28 Хворостяная Н.А. возражала против удовлетворения заявления и суду пояснила, что по поступившему заявлению Клименко И.К. комиссией был проверен по месту жительства заявитель и выяснилось, что Клименко И.К. по месту регистрации не проживает. В <данные изъяты> Клименко И.К. также не являлся и установить его место нахождение было невозможно. Поэтому было вынесено Постановление ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении», которое является законным и обоснованным.

Изучив и исследовав материалы дела в их совокупности, дав им оценку, выслушав участников процесса, суд считает необходимым уточненные требования удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть Г) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Статьей 15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 указанного Закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 23.2 данного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Кроме того, 7 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Указом Президента от 09.01.2010 года № 30 в данный Указ внесены изменения.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Правительству Российской Федерации было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

На уровне субъекта Федерации в Ростовской области принято Постановление ФИО31 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которым утверждено Положение «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Данное Положение определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены (в части доплаты), долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году.

Пунктом 3.1 данного Положения предусмотрено, что одновременно с заявлением граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляют, в том числе, заверенную администрацией муниципального образования копию распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статье 51 Жилищного Кодекса РФ, предусматривающей основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Клименко И.К., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом группы обратился в ФИО32 с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставив необходимый пакет документов.

Постановлением ФИО33 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» в 1.3 ветерану ВОВ Клименко И.К. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст.51,52,53 ЖК РФ. Иных оснований отказа указанное Постановление не содержит.

В судебном заседании установлено, что Клименко И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником <данные изъяты>, что подтверждается копией удостоверения (л.д. - 7 ) и имеет право на льготы в соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Клименко И.К. также является инвалидом <данные изъяты> бессрочно.

Согласно <данные изъяты> (л.д.-31), Сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации ФИО36 Клименко И.К. жилыми помещениями на праве собственности и праве социального найма не обладает.

Согласно Договору аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО56.и Клименко И.К. заявителю по договору аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ предоставлено во временное пользование жилое помещение, площадью <данные изъяты>. по адресу 6 <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО55.- <данные изъяты> Клименко И.К.( лд.-35-36).

Кроме того, в <адрес> по адресу: <адрес>, которая является собственностью ФИО57 помимо заявителя проживает еще <данные изъяты> человек, что подтверждается справкой квартального комитета от ДД.ММ.ГГГГ (лд.-40)

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищных условий, Клименко И.К. не проживает по данному адресу на момент обследования. <данные изъяты> дано разъяснение, что Клименко И.К. по своему приезду должен сообщить об этом, так как без него не может решен его жилищный вопрос (лд.-19-21)

Как пояснили в судебном заседании заявитель Клименко И.К. и его представитель. заявитель на протяжении более полугода не имеет возможности в силу сложившихся неприязненных взаимоотношений с ФИО58. и ее родственниками проживать по вышеуказанному адресу и вынужден временно проживать у <данные изъяты> по <адрес>.

Согласно исследованного судом Акта, составленного ФИО48.. жильцами <адрес> ФИО49., ФИО50. и ФИО52. подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает фактически по адресу : <адрес>.

Судом было установлено, что заявитель Клименко И.К., являющийся ветераном ВОВ и инвалидом <данные изъяты> не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, поэтому Клименко И.К. имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заинтересованным лицом по делу доказательств, свидетельствующих, что Клименко И.К. предоставил для рассмотрения заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении какие-либо недостоверные документы не предоставлено.

Таким образом, дав оценку исследованным по делу доказательствам, суд считает, что Постановление ФИО38 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерану ВОВ Клименко И.К « является необоснованным, так как при вынесении данного постановления не учтены положения ст. 53 ЖК РФ с учетом: позиции Конституционного Суд РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , в постановлении не мотивирован вывод органа местного самоуправления об отказе Клименко И.К. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Данным постановлением ФИО39 нарушены жилищные права участника Великой Отечественной войны Клименко И.К., гарантированные ему Конституцией РФ, ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах», Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года.

Поэтому суд считает, что уточненное заявление подлежит удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Клименко И.К. о признании необоснованным Постановления ФИО41 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Клименко И.К., удовлетворить.

Признать Постановление ФИО43 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Клименко И.К., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> составом семьи один человек необоснованным.

Обязать ФИО45 устранить допущенные нарушения жилищных прав участника <данные изъяты> Клименко И.К., поставив Клименко И.К. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения - на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно Областного закона Ростовской области от 07 ноября 2005 года № 363-30 "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: