РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Красновой Е.В., с участием представителей истца Авдиенко Н.И. - Никитенко О.В., действующей на основании доверенности, адвоката Валеева Д.В., действующего на основании ордера и доверенности, представителя ответчика ФИО12 Хворостяной Н.А., при секретаре Тулуновой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Авдиенко ФИО13 к ФИО14 о признании недействительным постановления мэра ФИО15. № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании ФИО16 принять Авдиенко ФИО17 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Авдиенко Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО18 о признании незаконным постановления мэра <адрес> ФИО5от ДД.ММ.ГГГГ за № в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании ФИО19 улучшить ее жилищные условия, предоставив новое жилье. В иске указала, что она является <данные изъяты>, а также в соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», имеет льготы как <данные изъяты> погибшего военнослужащего и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, обратилась по данному вопросу в ФИО20. В соответствии с постановлением мэра <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № ей было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. До ДД.ММ.ГГГГ г. она вместе со своим мужем ФИО2 проживала по адресу: <адрес>, и за ними ухаживал их сын, ФИО6 В ДД.ММ.ГГГГ г. ее и мужа забрала к себе жить ее дочь ФИО9, т.к. умер сын ФИО6, который проживал по соседству с ними по адресу: <адрес>. Ее муж ФИО2 был инвалидом <данные изъяты>-й группы и <данные изъяты>, она также является <данные изъяты>, поэтому они самостоятельно не могли ухаживать за собой, в связи с чем их и забрала к себе их дочь. Кроме того, дом в котором они проживали, был саманный, без фундамента, отопление печное, без удобств и на момент продажи в нём требовался капитальный ремонт, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ из ФИО21 ГУПТИ РО. В настоящее время какого-либо жилья находящегося в собственности у нее не имеется. Все эти сведения были представлены ею в ФИО22, однако, по непонятным причинам ее отказались ставить на учёт в качестве лица нуждающегося в жилом помещении. Считает, что в улучшении жилищных условий ей было отказано неправомерно, поэтому необходимо обязать ФИО23 улучшить ее жилищные условия как лица, нуждающегося в этом. Поэтому они просит суд признать незаконным постановление мэра <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № и обязать ФИО24 улучшить ее жилищные условия, предоставив ей новое жилье. Затем Авдиенко Н.И. уточнила требования и просила суд признать недействительным постановление мэра <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ФИО25 принять Авдиенко ФИО26 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебное заседание истец Авдиенко Н.И., надлежащим образом извещенная о времени слушания дела, не явилась. Суд, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представители истца Авдиенко Н.И. - Никитенко О.В. и адвокат Валеева Д.В. поддержали уточненные исковое требования и дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, Никитенко О.В. пояснила, что истица приходится ей <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ г. она с мужем проживали в землянке, принадлежащей ее матери. В ДД.ММ.ГГГГ г. они с мужем построили свой дом по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ скончался ФИО6 сын истицы, который проживал рядом с родителями в своем доме и ухаживал за ними. С момента его смерти она взяли родителей к себе в <данные изъяты>. Муж ФИО1, ее отец, умер в ДД.ММ.ГГГГ г., он проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. на ее жилплощади в доме без удобств. Посел смерти сына в наследство вступила его жена, а в наследство мужа вступила она, как дочь. <данные изъяты> не смогла вступить в наследство и проживать там, так как нетрудоспособна, а дом был без удобств, с печным отоплением. Когда родители переехали, дом выставили на продажу, но нашли покупателя только в ДД.ММ.ГГГГ г. после вступления ею в наследство, так как он расположен в деревне и в ветхом состоянии. Дом был продан всего за <данные изъяты> руб.. Представитель ФИО27 Хворостяная Н.А. пояснила суду, что с иском не согласна. Считает, что право находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у Авдиенко Н.ИТ., согласно ст. 53 ЖК РФ, возникнет по истечении <данные изъяты> лет со времени, когда у нее возникло право на наследство после смерти мужа на дом по адресу: <адрес>, поскольку фактически отказавшись от вступления в наследство она ухудшила свои жилищные условия. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела в их совокупности, дав им оценку, суд считает необходимым уточненные требования Авдиенко ФИО47 ФИО28 к ФИО29 о признании недействительным постановление мэра <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании ФИО30 принять Авдиенко ФИО31 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть Г) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Статьей 15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 указанного Закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 23.2 данного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Кроме того, 7 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Указом Президента от 09.01.2010 года № 30 в данный Указ внесены изменения. В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа. На уровне субъекта Федерации в Ростовской области принято Постановление Администрации Ростовской области от 3 августа 2007 г. № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которым утверждено Положение «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Данное Положение определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены (в части доплаты), долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году. В соответствии с данным Положением предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме субсидий. Субсидии предоставляются, в том числе, гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Пунктом 3.1 данного Положения предусмотрено, что одновременно с заявлением граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляют, в том числе, заверенную администрацией муниципального образования копию распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из материалов дела следует, что Постановлением мэра <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № истице было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. ст.51,51 ЖК, Областного Закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». (л.д.<данные изъяты>). В соответствии со ст. 1 п. 12 Областного Закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма. Аналогичное правило содержится в нормах ст. 53 ЖК РФ, согласно которым, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Конституционный Суд РФ в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-0-0, указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В судебном заседании установлено, что Авдиенко Н.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты>, и имеет право на льготы в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Авдиенко Н.И. также является <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты> Согласно справки ГУПТИ РО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Авдиенко Н.И. до ДД.ММ.ГГГГ года проживала по адресу: <адрес> в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв. метров, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> года постройки, дом саманный, без фундамента, отопление печное, без удобств. На момент продажи дома требовался капитальный ремонт (замена оконных и дверных проемов, крыши, полов). В ФИО32 ГУПТИ РО за ней не зарегистрировано дарственного, наследственного, приватизированного, купленного домовладения.(л.д.<данные изъяты>,). Согласно данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Авдиенко Н.И. жилыми помещениями на праве собственности не обладает. Из материалов дела следует, что Авдиенко Н.И. и ФИО2, будучи <данные изъяты>, проживали по адресу по адресу: <адрес>. По адресу: <адрес> <адрес> проживал их сын -ФИО6, умерший ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) Авдиенко Н.И. и ФИО2 стали проживать на жилой площади, принадлежащей на праве собственности их дочери ФИО9 по адресу : <адрес> (л.д. <данные изъяты>). ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.<данные изъяты>). После смерти ФИО2 заведено наследственное дело, из которого следует, что заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказалась от причитающейся ей доли наследства (л.д.<данные изъяты>). Свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 выдано его дочери ФИО9 (л.д.<данные изъяты>). Согласно договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО9 и ФИО7 и ФИО8 жил ой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, продан за <данные изъяты> руб. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий. Представитель ответчика указал, что оснований признавать истца нуждающимся в жилом помещении, не имеется. Суд, с такими доводами согласиться не может, по следующим основаниям. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» постановлено завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Авдиенко Н.И. отказалась от причитающейся ей доли наследства после смерти мужа, умершего ДД.ММ.ГГГГ Исходя из материалов наследственного дела что Авдиенко Н.И. не могла намеренно ухудшать свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку на момент открытия наследства действие Указа Президента РФ № 714 на нее не распространялось. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 30 от 9 января 2010 года о внесении изменений в Указ Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» исключен из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.". В связи с вышеуказанными изменениями, суд считает, что у истицы Авдиенко Н.И. возникло право встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку в Указах Президента Российской Федерации ни слова не говорится о лицах, которые ранее имели право на вступление в наследство и им не воспользовались. На день подачи заявления в ФИО33 и на день рассмотрения иска в суде, истица Авдиенко Н.И. не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения и как <данные изъяты> она нуждается в жилом помещении. Кроме того, суд считает, что требования ст. 53 ЖК РФ не применимы в отношении Авдиенко Н.И., поскольку при отказе от наследства он не преследовала цели приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку по состоянию здоровья она нуждается в постороннем уходе, жилой дом, входящий в наследственную массу, находился не по месту ее регистрации и фактического проживания, а в другом населенном пункте. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В судебном заседании установлено, что истица Авдиенко Н.И. является <данные изъяты>. Из представленных справок из органов местного самоуправления, сведений с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, истица не является ни собственником жилого помещения, ни нанимателями жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного и принимая во внимание, что на момент обращения Авдиенко Н.И. с заявлением в ФИО34 и в настоящее время, не имеет жилого помещения и ее право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ФИО35, основано на законе и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Таким образом, дав оценку исследованным но делу доказательствам, суд считает, что требования Авдиенко ФИО36 к ФИО49 о признании недействительным постановления мэра <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании ФИО38 принять Авдиенко ФИО39 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Авдиенко ФИО40 к ФИО41 о признании недействительным постановления мэра <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании ФИО42 принять Авдиенко ФИО43 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить. Признать недействительным постановление мэра <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Авдиенко ФИО44 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать ФИО45 принять Авдиенко ФИО46 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ