решение о по исковому заявлению



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года Каменский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Курилова А.Е.,

с участием истца Корень А.А.,

прокурора Каменского района Ростовской области - Рядинского Е.В.,

представителя ответчика - Руденко В.Ю.,

при секретаре Митрофановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каменского района Ростовской области в интересах Корень А.А. о признании незаконным Постановления Главы Красновского сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Корень А.А. в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каменского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Корень А.А. к Администрации Красновского сельского поселения об обязании поставить участника Великой Отечественной войны Корень А.А. на учет для обеспечения его жильем, ссылаясь на то, что прокуратурой Каменского района по обращению Корень А.А. об отказе Администрации Красновского сельского поселения в постановке его на учет для обеспечения жильем, проведена проверка, по результатам которой установлено следующее. Дата обезличена года Корень А.А. обратился к Главе Красновского сельского поселения с заявлением о принятии его на учет в связи с отсутствием жилого помещения, как участника Великой Отечественной войны. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе и справки регистрирующих органов об отсутствии у Корень А.А. жилого помещения в собственности. Дата обезличена года Постановлением Главы Красновского сельского поселения Номер обезличен Корень А.А. отказано в признании его нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на основании п. 12 ст. 1 Областного закона от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых о договору социального найма на территории Ростовской области», в котором указано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Прокурор считает данное Постановление незаконным, подлежащим отмене, по следующим основаниям: Во-первых: у Корень А.А. при совершении в Номер обезличен году гражданско-правовой сделки с жилым помещением отсутствовало намерение приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сделка была совершена во избежание споров между дочерьми по оспариванию его завещания. Корень А.А. имеет двоих дочерей. При расторжении брака в Номер обезличен, домовладение, расположенного по ..., х. ... было разделено между Корень А.А. и его супругой по Номер обезличен доли каждому. Младшая дочь FIO7 распорядилась по своему усмотрению Номер обезличен долей жилого дома, принадлежавшей матери. Поэтому Дата обезличена Корень А.А. оформил договор купли-продажи на принадлежавшую ему по праву собственности Номер обезличен долю жилого дома, расположенного по ..., х. ... со своей старшей дочерью FIO6 и остался проживать с нею в данном домовладении. FIO6 ухаживает за отцом до настоящего времени. Согласно акту обследования жилищных условий от Дата обезличена жилое помещение, в котором проживает Корень А.А., не имеет водопровода и канализации, комиссией дано заключение, что Корень А.А. в жилье нуждается. Во-вторых: Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» регламентированы правоотношения по предоставлению гражданам, признанным органом местного самоуправления, нуждающимися в жилых помещениях жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу же п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма регламентировано не только нормами Жилищным кодексом РФ, но и иными федеральными законами, Указами Президента РФ или Законами субъекта РФ. Так, Президент РФ в своем Указе от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановил: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону «О ветеранах». Корень А.А. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», как участник Великой Отечественной войны. Таким образом, на данные правоотношения не распространяется действие Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию Красновского сельского поселения поставить участника Великой Отечественной войны Корень А.А. на учет для обеспечения его жильем на основании п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании прокурор Каменского района Рядинский Е.В. свои требования изменил, просил суд признать незаконным Постановление Главы Красновского сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Корень А.А. в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность и обязать Главу Красновского сельского поселения устранить допущенные нарушения, поставив Корень А.А. на учет в качестве нуждающегося в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность.

В судебном заседании Корень А.А. уточненные требования прокурора Каменского района поддержал, просил их удовлетворить, суду пояснил, что он собственного жилья не имеет, он является ветераном ВОВ по ранению. После развода со своей женой, Дата обезличена продал свою половину жилплощади Номер обезличен своей дочери. Это было связано с реализацией его права наследования. У него имеется две дочери. Младшая дочь получила Номер обезличен в доме от матери, а он решил отдать свою Номер обезличен долю второй дочери - FIO6 Никаких умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий он не совершал. На тот момент он не намеревался получить жилье, никаких указов Президента в то время не было. Только после того, как он узнал об Указе Президента, он написал заявление для постановки его на учет. В доме, в котором он проживает, всего две комнаты, комнаты смежные, там проживают он, его дочь, внучка и правнук.

В судебном заседании представитель Главы Красновского сельского поселения FIO2 уточненные требования прокурора Каменского района признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

В судебном заседании свидетель FIO6 суду показала, что Корень А.А. является ее отцом и проживает вместе с ней. Номер обезличен году отец продал ей Номер обезличен в доме. Данная продажа была связана с тем, что отец хотел, чтобы после его смерти данная Номер обезличен перешла к ней, т.е. FIO6 Данная Номер обезличен состоит из двух комнат, жилой площадью Номер обезличен комнаты являются смежными. В доме проживает она, ее отец, внучка и правнук отца.

Изучив и исследовав материалы дела в их совокупности, дав им оценку, выслушав прокурора, Корень А.А., представителя Главы Красновского сельского поселения, показания свидетеля, суд считает необходимым уточненные требования прокурора Каменского района удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Статьей 15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 указанного Закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 23.2 данного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Кроме того, 7 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Указом Президента от 09.01.2010 года № 30 в данный Указ внесены изменения.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Правительству Российской Федерации было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

На уровне субъекта Федерации в Ростовской области принято Постановление Администрации Ростовской области от 3 августа 2007 г. № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которым утверждено Положение «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Данное Положение определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены (в части доплаты), долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году.

В соответствии с данным Положением предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме субсидий.

Субсидии предоставляются, в том числе, гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшим на учет до 1 марта 2005 года.

Пунктом 3.1 данного Положения предусмотрено, что одновременно с заявлением граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляют, в том числе, заверенную администрацией муниципального образования копию распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что Постановлением Главы Красновского сельского поселения Каменского района от Дата обезличена года Номер обезличен, ветерану ВОВ Корень А.А. было отказано в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на основании ст. 1 п. 12 Областного Закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

Иных оснований отказа указанное Постановление не содержит.

В соответствии со ст. 1 п. 12 Областного Закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.

Аналогичное правило содержится в нормах ст. 53 ЖК РФ, согласно которым, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В судебном заседании установлено, что Корень А.А., Дата обезличена года рождения является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения л.д. 13) и имеет право на льготы в соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Корень А.А. также является инвалидом второй группы бессрочно.

Согласно Справке МУП «По делам архитектуры, технической инвентаризации и оценки недвижимости Каменского района» л.д. 15), Сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Корень А.А. жилыми помещениями на праве собственности не обладает.

Согласно Акту от Дата обезличена года обследования жилищных условий, Корень А.А. проживает на основании договора найма в жилом доме Номер обезличен по ... х. ... ... и согласно заключению комиссии Корень А.А. нуждается в жилье.

Из материалов дела следует, что Дата обезличена года Корень А.А. как продавец заключил с FIO6 договор купли-продажи Номер обезличен доли жилого дома Номер обезличен по ... х. ... ....

ФИО15 является дочерью Корень А.А.

В судебном заседании установлено, что данная сделка была совершена Корень А.А. в целях реализации своего права наследования имущества своей дочери. Корень А.А. имеет двоих дочерей. Ранее, домовладение, расположенного по ..., х. ... принадлежало Корень А.А. и его бывшей супруге по Номер обезличен каждому. ФИО16 распорядилась по своему усмотрению Номер обезличен жилого дома. Поэтому Дата обезличена Корень А.А. оформил договор купли-продажи на принадлежавшую ему по праву собственности Номер обезличен жилого дома, со своей старшей дочерью ФИО17. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями самого Корень А.А., а также свидетеля ФИО18

Как указано выше, основанием для применения ст. 53 ЖК РФ, являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Суд считает, что продажа Корень А.А. Номер обезличен доли жилого дома (в натуре - двух смежных жилых комнат общей площадью Номер обезличен не была связана целью создания искусственного ухудшения жилищных условий последнего. Ранее Корень А.А. не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обратился с заявлением лишь Дата обезличена года, а его добросовестность в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ предполагается.

В судебном заседании фактов умышленного создания искусственного ухудшения жилищных условий Корень А.А., могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем не установлно.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заинтересованным лицом по делу доказательств, свидетельствующих, что продажа Корень А.А. Номер обезличен доли жилого дома не была связана целью создания искусственного ухудшения его жилищных условий не представлено.

Таким образом, дав оценку исследованным по делу доказательствам, суд считает, что Постановление Главы Красновского сельского поселения ... ... Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Корень А.А. в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность является незаконным, так как при вынесении данного постановления не учтены положения ст. 53 ЖК РФ с учетом позиции Конституционного Суд РФ, выраженной в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, в постановлении не мотивирован вывод органа местного самоуправления о том, в чем выразилось преднамеренное (умышленное) ухудшение Корень А.А. своих жилищных условий. Данным постановлением Главы Красновского сельского поселения нарушены жилищные права участника Великой Отечественной войны Корень А.А., гарантированные ему Конституцией РФ, ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах», Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года.

Поэтому суд считает, что заявление прокурора Каменского района Ростовской области в интересах Корень А.А. о признании незаконным Постановления Главы Красновского сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность, обязании устранить допущенные нарушения, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Каменского района Ростовской области в интересах Корень А.А. о признании незаконным Постановления Главы Красновского сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать Постановление Главы Красновского сельского поселения Каменского района Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Корень А.А. в признании нуждающимся в получении субсидии для приобретения жилого помещения в собственность незаконным.

Обязать Главу Красновского сельского поселения Каменского района Ростовской области устранить допущенные нарушения жилищных прав участника Великой Отечественной войны Корень А.А., Дата обезличена года рождения, поставив участника Великой Отечественной войны Корень А.А., Дата обезличена года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме Дата обезличена года.

Председательствующий: