решение по делу об оспаривании постановления администрации муниципального образования о создании постонно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка



                                                            РЕШЕНИЕ                                 дело

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Голубовой А.Ю.,

с участием помощника прокурора Каменского района Ростовской области -                  Савинкова В.Ю.,

представителя Администрации Каменского района Ростовской области - Брылевой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

при секретаре Ивановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каменского района Ростовской области о признании недействующим постановления администрации Каменского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ                     «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каменского района Ростовской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим с момента издания постановление администрации Каменского района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области».

В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каменского района издано постановление «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области». Постановление опубликовано в официальном печатном издании - газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . Пунктом 1 Постановления предусмотрено создать постоянно действующее координационное совещание по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области и утвердить его состав. Пунктом 2 Постановления утверждено Положение о постоянно действующем координационном совещании. При изучении прокуратурой района вышеуказанного Постановления установлено, что Постановление противоречит действующему федеральному законодательству и принято с превышением пределов компетенции. Круг вопросов местного значения определен Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по созданию координирующих органов. Более того, Постановление принято администрацией Каменского района Ростовской области на основании Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 года № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», пунктом 1 которого поручено образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации лишь высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, а также на основании постановления администрации Ростовской области от 03.02.2011 года № 35 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области». Вместе с тем право создания аналогичных координационных совещаний органам местного самоуправления данным Указом не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Каменского района Ростовской области на постановление администрации Каменского района от ДД.ММ.ГГГГ принесен протест. ДД.ММ.ГГГГ из администрации Каменского района поступил ответ, согласно которому протест прокурора района отклонен.

В судебном заседании помощник прокурора Каменского района Ростовской области Савинков В.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации Каменского района Ростовской области - Брылева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку они не обоснованны, указала, что при вынесении обжалуемого постановления Администрация Каменского района Ростовской области не вышла за пределы своих полномочий и действовала в соответствии с законодательством.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что в удовлетворении требований прокурора Каменского района Ростовской области о признании недействующим постановления администрации Каменского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области» должно быть отказано по следующим основаниям.

В силу ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд принимает решение по заявленным требованиям, суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных законом.

Заявитель обратилась в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ. Ст. 249 ГПК РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений. В частности, ч. 1 ст. 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор с пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 (в ред. от 10.06.2010 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Оспариваемое Постановление администрации Каменского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области» является нормативно-правовым актом, поскольку обладает существенными признаками нормативно-правового акта. Согласно п.п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 (в ред. от 10.06.2010 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года             № 48 (в ред. от 10.06.2010 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Из материалов дела следует, что Постановление администрации Каменского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области» было опубликовано в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ              .

Как следует из п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 (ред. от 10.06.2010 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст. 130 и 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Таким образом, Конституцией РФ закреплено полномочие и, соответственно, обязанность органов местного самоуправления осуществлять охрану общественного порядка.

Обжалуемое Постановление Администрации Каменского района Ростовской области вынесено на основании Указа Президента РФ от 11.12.2010 года № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» и постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 03.02.2011 года № 35 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области».

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 11.12.2010 года № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» президент РФ постановил высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации (далее - координационные совещания) и утвердить их состав.

Пунктом 3 постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 03.02.2011 года № 35 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области» органам местного самоуправления рекомендовано создать координационные органы, аналогичные координационному совещанию по обеспечению правопорядка в Ростовской области, созданному на основании Постановление Администрации РО от 03.02.2011 года № 35 (ред. от 11.05.2011 г.) «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области».

Рекомендация органам местного самоуправления о создании указанных координационных органов не является нарушением ни Указа Президента РФ от 11.12.2010 года № 1535, ни иных правовых актов, и как указано выше, соответствует положениям Конституции РФ о полномочиях органов местного самоуправления.

Кроме того, законодательством не определены конкретные формы координации деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка, поэтому координация может быть реализована в различных формах, не запрещенных законом.

Довод заявления о том, что Указом Президента РФ от 11.12.2010 года № 1535                   «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» не предусмотрено создание координационных совещаний в муниципальных образованиях, суд считает необоснованным по следующим основаниям. Данный Указ Президента РФ принят в рамках реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения правопорядка и не направлен на всестороннее регулирование данных вопросов, что следует из анализа содержания Указа. Во исполнение данного Указа Постановлением Администрации РО от 03.02.2011 года № 35 (ред. от 11.05.2011 г.) «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области» в порядке рекомендации предложено органам местного самоуправления создать координационные органы по обеспечению общественного порядка.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий исполнительного органа местного самоуправления с соблюдением правил его принятия и опубликования, его положения не входят в противоречие с действующим законодательством, в результате чего суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Каменского района Ростовской области о признании недействующим постановления администрации Каменского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Каменском районе Ростовской области», отказать

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

      

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

                                  <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>