Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Каменск-Шахтинский Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Корчинова М.В., с участием представителя истца помощника прокурора г.Каменска-Шахтинского Федоровой А.В., представителя ответчика ОВД по г.Каменску-Шахтинскому Портянниковой С.И., при секретаре Ковалевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Каменска-Шахтинского к ОВД по г.Каменску-Шахтинскому об обязании исполнить требования Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Каменска-Шахтинского обратился в суд с исковым заявлением к ОВД по г.Каменску-Шахтинскому об обязании исполнить требования Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города в ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> по г.Каменску-Шахтинскому проведена проверка соблюдения прав лиц, содержащихся в изоляторе, по получению квалифицированной медицинской помощи, в ходе которой выявлены нарушения положений действующих законов и принятых в их исполнение нормативных правовых актов, а именно: Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»), Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30, Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России и Минздрава России от 31.12.99 №1115/475, Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила), утвержденных приказом МВД России от 22.11.05 №950, СапПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.10 №58. Так, в нарушение требований п.96 п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» ОВД по г.Каменску-Шахтинскому осуществляется медицинская деятельность без соответствующего разрешения (лицензии). Пунктом 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30, предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие документы, в том числе копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности. В ходе проверки установлено, что ОВД по г.Каменску-Шахтинскому получено санитарно-эпидемиологическое заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым удостоверено, что производство медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебному делу в медицинском кабинете ОВД по г.Каменску-Шахтинскому соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Однако дальнейших действий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, ОВД по г.Каменску-Шахтинскому не предпринято. Согласно п.п. 124, 125 Правил, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При ухудшении состояния здоровья, либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС. По просьбе подозреваемых или обвиняемых, либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. На основании п.1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России и Минздрава России от 31.12.99 №1115/475, на медицинских работников изоляторов временного содержания органов внутренних дел возложена обязанность по организации и осуществлению медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В соответствии с п.8 вышеуказанной Инструкции при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: - активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; - оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи; - организацию оказания скорой медицинской помощи; - организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи; - организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении; - выполнение рекомендаций и назначений врачей - специалистов и консультантов; - расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, своевременное представление в установленном порядке руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении). Выполнение установленных правил их хранения, выдачи и учета; - осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжении, банно-прачечном обеспечении, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС; -организацию и обеспечение проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных; - организацию и обеспечение проведения дезинфекционных мероприятий; - организацию и обеспечение проведения санитарно-просветительной работы; -направление в ЦГСЭН МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и одновременно в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации экстренных извещений о выявлении инфекционных больных среди лиц, содержащихся в ИВС; - ведение необходимой медицинской документации. При проведении проверки установлено, что в штатном расписании ОВД по г.Каменску-Шахтинскому предусмотрена должность фельдшера в структурном подразделении ОВД по г.Каменску-Шахтинскому - изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Приказом по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена на должность фельдшера <данные изъяты> по г.Каменску-Шахтинскому. Неисполнение ОВД по г.Каменску-Шахтинскому требований федерального законодательства, санитарных иравил и норм ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, содержащихся в <данные изъяты> ОВД по г.Каменску-Шахтинскому, нарушает права и свободы граждан, которые, в соответствии со ст.2,41 Конституции РФ являются высшей ценностью государства и каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу положений ст.ст.12,150 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав неограничен, а жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно ст.51 Федерального закона от 15.07.95 №103 - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ИВС ОВД содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, их круг не определен, состав и количество постоянно меняется. В связи с этим, заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие ОВД по г.Каменску-Шахтинскому в части неполучения лицензии па осуществление медицинской деятельности и обязать ОВД по г.Каменску-Шахтинскому исполнить требования: Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. В судебном заседании помощник прокурора г.Каменска-Шахтинского Федорова А.В. уточнила заявленные требования, просила суд обязать ОВД по г.Каменску-Шахтинскому исполнить требования Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, при этом пояснила, что отсутствие длительное время лицензии на осуществление медицинской деятельности не позволяет ОВД г.Каменска-Шахтинского надлежащим образом организовывать и осуществлять медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, что в свою очередь может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Представитель ответчика ОВД по г.Каменску-Шахтинскому Портянникова С.И иск не признала и пояснила, что ОВД по г.Каменску-Шахтинскому обязуется получить необходимую лицензию, для этого уже предпринимаются меры. Так в ИВС уже выделено помещение под медицинский кабинет, есть в наличии медицинское оборудование, однако оно не стоит на балансе ОВД, заключены договора об оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС ОВД по г.Каменску-Шахтинскому с ЦГБ г.Каменска-Шахтинского. Когда получали санитарно-эпидемиологическое заключение, в ОВД по г.Каменску-Шахтинскому в медицинском кабинете работал другой медработник и у него был сертификат. ОВД города не бездействует, была написана масса писем, прежде чем получить денежные средства необходимо получить много согласований, однако денег нет, так как нет финансирования. В одном из судов г. Ростова-на-Дону было вынесено решение, согласно которому обязали ОВД по г.Каменску-Шахтинскому построить дворик для прогулки заключенных. Также ОВД города были написаны письма о выделении денежных средств. Свидетель ФИО5, суду пояснил, что он работает в ОВД по г.Каменску-Шахтинскому в должности <данные изъяты>. Он занимался оформлением лицензии, ездил <адрес>, но так как ранее этими вопросами не занимался, поэтому были какие-то упущения. В настоящее время лицензии нет, чтобы получить лицензию необходимо оборудовать медицинский кабинет, в связи, с чем в <данные изъяты> подана заявка на выделение денежных средств. Когда истек срок предыдущей лицензии, он не помнит. Для получения лицензии необходимо выполнить примерно 10 пунктов указанных в письме разъяснении о получении лицензии. Каким образом было получено санитарно-эпидемиологическое заключение, он не знает. Лицензированием он занимался в течение ДД.ММ.ГГГГ года, выполнено из 10 пунктов все, кроме медицинского кабинета, в настоящее время выделен кабинет, стены покрашены краской, в кабинет проведена вода и есть мебель. Он пытался сдать пакет документов, но ему их вернули, лицензия не получена, однако дело движется, но медленно. Однако, как следует из поступившей в суд информации <данные изъяты> <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году сотруднику ОВД г.Каменска-Шахтинского Ростовской области, предъявившему служебное удостоверение были разъяснены вопросы порядка получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также предоставлены форма для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности и прилагаемые к ней документы в электронной форме. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от ОВД <адрес> не поступало. Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора г.Каменска-Шахтинского в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОВД по г.Каменску-Шахтинскому об обязании исполнить требования Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании было установлено, что действительно в ОВД по г.Каменску-Шахтинскому до настоящего времени нет лицензии на осуществление медицинской деятельности, что представителем ОВД не оспаривается. Так, согласно материалам дела только ДД.ММ.ГГГГ года имело место обращение начальника ОВД по г.Каменску-Шахтинскому (л.д.17) мэру <адрес> и был ответ, согласно которому финансирование расходов по содержанию ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ года между ОВД по г.Каменску-Шахтинскому в лице начальника ФИО6 и <данные изъяты>» <адрес> в лице главного врача ФИО7 был заключен договор об оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС ОВД по г.Каменску-Шахтинскому (л.д.24). ДД.ММ.ГГГГ был получен акт комиссионного обследования технической укрепленности и материально-бытового обеспечения помещений ИВС ОВД по г.Каменск-Шахтинскому. Доводы представителя ОВД по г.Каменску-Шахтинскому о том, что ОВД города не бездействует, опровергается вышеуказанными документами и временными промежутками их получения. ДД.ММ.ГГГГ согласно письму (л.д.42) было направлено обращение руководителю территориального органа Федеральной <данные изъяты> о предоставлении лицензии. Однако, согласно информации <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году сотруднику ОВД г.Каменска-Шахтинского Ростовской области, предъявившему служебное удостоверение были разъяснены вопросы порядка получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также предоставлены форма для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности и прилагаемые к ней документы в электронной форме. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от ОВД г.Каменска-Шахтинского Ростовской области не поступало. Представленные суду материалы дела указывают, на то, что работа ОВД по г.Каменску-Шахтинскому города в части неполучения лицензии на осуществление медицинской деятельности, проводилась не планомерно, имели место осуществление отдельных действий, вызванных проведением прокуратурой города проверки. Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности не позволяет ОВД г.Каменска-Шахтинского надлежащим образом организовывать и осуществлять медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, что в свою очередь может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Кроме того, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. К таким видам деятельности, подлежащим лицензированию, отнесена медицинская деятельность (пункт 96 части 1 статьи 17). В принятом на основании указанного Федерального закона Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года №30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 4). Совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999г. утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. В соответствии с пунктами 1 и 8 данной Инструкции медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи. Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что виды медицинской деятельности, оказываемой медицинскими работниками ИВС, подпадают под обязательное лицензирование Из материалов дела следует, что в ОВД по г.Каменску-Шахтинскому имеется подразделение охранно-конвойной службы и изолятора временного содержания. В штатном расписании ОВД по г.Каменску-Шахтинскому предусмотрена должность фельдшера в структурном подразделении ОВД по г.Каменску-Шахтинскому - изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Приказом по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена на должность <данные изъяты> ОВД по г.Каменску-Шахтинскому в обязанности которой входят вопросы медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых. В результате проверок, проведенных прокуратурой <адрес> в <данные изъяты> ОВД по г.Каменску-Шахтинскому установлено, что лицензия на медицинскую деятельность отсутствует, причем в судебном заседании указанное представитель ОВД г.Каменска-Шахтинского не оспаривает. При таких данных, суд приходит к выводу о том, что при оказании лицам, содержащимся в ИВС ОВД по г.Каменску-Шахтинскому, медицинских услуг, подлежащих лицензированию, они осуществляются без лицензии, что является нарушением Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». На основании изложенного в интересах неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС, суд возлагает на ОВД по г.Каменску-Шахтинскому обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора г.Каменска-Шахтинского в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОВД по г.Каменску-Шахтинскому об обязании исполнить требования Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности - удовлетворить. Обязать ОВД по г.Каменску-Шахтинскому исполнить требования Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий