Решение по заявлению о признании незаконным постановления `Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях`.



                                                        Р Е Ш Е Н И Е.

                                             Именем Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ

       Каменский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Громовой М.В.

с участием представителя заявителя Литвиненко Н.И. Губской Т.В.

представителя заинтересованного лица ФИО7 Хворостяной Н.А.

при секретаре Совалевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Литвиненко Н.И. о признании незаконным Постановления ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

                                    У С Т А Н О В И Л :

Литвиненко Н.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Постановления ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 вынес постановление, которым отказал в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она обращалась за получением квартиры как <данные изъяты> на основании Указа Президента РФ №714 от 07.08.2008г. в ред. от 09.01.2010г. "О6 обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.", однако ей было отказано в постановке на учет как нуждающейся в жилье. В соответствии с п.п. а п. 2. названного Указа Президента РФ ей положено жилое помещение исходя из общей площади жилья на <данные изъяты> Она проживает в коммунальной квартире, в которой занимает комнату площадью <данные изъяты> как член семьи нанимателя жилого помещения. Таким образом, своего жилья, соответствующего Постановлению Правительства РФ от 28.01.200бг. №47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", у нее нет. У нее в комнате, то есть в жилом помещении, нет никакого водоснабжения и канализации, а также газоснабжения, они имеются на общей кухне, общей ванной комнате и общем туалете. Указанные инженерные системы являются общими для нескольких жилых помещений, что не соответствует п.12 названного постановления Правительства РФ. Вместе с тем, Президент РФ, подписывая данный Указ, ставил целью обеспечить жильем ветеранов ВОВ. Она является <данные изъяты>, имеет право на обеспечение жильем по двум основаниям, предусмотренным Законом "О ветеранах". Считает, что непредставление ей жилья на основании Указа Президента РФ №714 от 07.08.2008г. в ред. от 09.01.2010г. "О6 обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г." грубо нарушает её конституционное право на жилище. Считает, что своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 нарушил ее право на получение жилья по Указу Президента РФ и право на социальное обеспечение.

    В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства заявитель и заинтересованное лицо. Судом с учетом мнения их представителей вынесено определение в соответствии со ст.257 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие заявителя Литвиненко Н.И. с участием ее представителя по доверенности Губской Т.В., в отсутствие заинтересованного лица ФИО13 с участием представителя по доверенности Хворостяной Н.А.

В судебном заседании представитель заявителя Литвиненко Н.И. Губская Т.В., действующая на основании доверенности поддержала заявление и просила его удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении. Также суду пояснила, что Литвиненко Н.И. обращалась за получением квартиры как <данные изъяты> на основании Указа Президента РФ №714 от 07.08.2008г. "О6 обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.", однако ей было отказано в постановке на учет как нуждающейся в жилье. В соответствии с п.п. «а» п. 2 данного Указа Президента РФ, <данные изъяты> Литвиненко Н.И. положено жилое помещение исходя из общей площади жилья на <данные изъяты>, поскольку <данные изъяты> проживает в коммунальной квартире, в которой занимает комнату площадью <данные изъяты> как член семьи нанимателя, не имея в собственности своего жилья. При этом, ни в каких документах не указано, что комната, в которой проживет <данные изъяты>, является коммунальной. У Литвиненко Н.И. в комнате нет никакого водоснабжения и канализации, а также газоснабжения, они имеются на общей кухне, общей ванной комнате и общем туалете. В комнате холодно, обвалился потолок, жить бабушке просто невозможно. Дом на <адрес>, где ранее жила бабушка с дедушкой, был в еще более плачевном состоянии, там вообще стены сыпались, <данные изъяты> На данный момент для проживания маме и бабушке имеются <данные изъяты> Они расположены отдельно. <данные изъяты> В связи с тем, что у бабушки с соседкой сложились неприязненные отношения, заявитель Литвиненко Н.И. все чаще находится в комнате, почти не выходя из нее и чувствуя себя в доме своей дочери не дома, а в гостях.

Представитель заинтересованного лица ФИО14 Хворостяная Н.А.в судебном заседании не согласилась и просила в удовлетворении заявления отказать. При этом суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Литвиненко Н.И. обратилась в ФИО15 с заявлением на имя ФИО16 о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия обследовала жилищные условия заявителя. Согласно Акту обследования <данные изъяты>. При этомкухня, ванная комната и туалет общие. Истец проживает в данном помещении на основании социального найма, с ней же проживает ФИО17. Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем жилого помещения указана ФИО5 и вселившаяся с ней на основании члена семьи нанимателя <данные изъяты> заявитель Литвиненко Н.И.. Комнаты расположены в <адрес>, метраж комнат составляет <данные изъяты> Заявителем представлен лицевой счет, в котором указаны <данные изъяты> - ФИО1 и ФИО5. Также заявителем представлена копия удостоверения, согласно которому Литвиненко Н.И. является <данные изъяты>. Таким образом, Литвиненко Н.И. был собран необходимый пакет документов, представлена адресная справка, справки из БТИ и УФРС кадастра и картографии по <адрес>, согласно которым в собственности у заявителя недвижимого имущества нет. Данный пакет документов был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии, и, поскольку решения комиссии носят рекомендательный характер, заявителю было рекомендовано отказать в удовлетворении заявления о постановке на учет на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК, ст. 51 ЖК, а также Областного Закона № 363 ЗС РО «Об учете граждан в качестве нуждающихся на территории РО на основании социального найма», в котором прямо говорится, что постановка на учет заявителя производится при условии наличия для проживания заявителя менее <данные изъяты>, при том, что органам местного самоуправления в Областном Законе рекомендовано условие не менее <данные изъяты> на основании чего Городская Дума Постановлением № 17 от 22.02.2006 года приняла учетные нормативы для постановки на учет <данные изъяты>. Рассчитав учетную норму, Межведомственная комиссия путем расчетов определила, что при наличии для проживания заявителя и ее дочери, поскольку они являются семьей, ведут общее хозяйство, <данные изъяты>, по этим же основаниям Межведомственная комиссия приняла решение отказать Литвиненко Н.И. в принятии и постановке в качестве нуждающихся на учет. Обжалуемое Постановление ФИО18 было вынесено на основании решения <данные изъяты>. При этом считая жилье непригодным для проживания заявитель вправе обратиться в комиссию для установления жилья непригодным для проживания.

     Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрев учетное дело Литвиненко Н.И., дав оценку всей совокупности исследованных по делу доказательств и каждому в отдельности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано. При этом суд исходит из следующего.                 

    В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие или бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления. должностных лиц. Государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражаднского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействия), в результате которых :

- нарушены права и свободы гражданина ;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод ;

Судом установлено, что заявитель Литвиненко Н.И. является <данные изъяты> и в силу ст.ст.14, 15 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем как <данные изъяты>, что подтверждено удостоверениями (<данные изъяты> при соблюдении всех критериев, определяющих граждан в качестве нуждающихся в получении социального жилья в соответствии со ст.51 ЖК РФ.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Литвиненко Н.И. обратилась с заявлением на имя ФИО19 о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и ФЗ от 21.12.2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года", предоставив необходимые для рассмотрения вопроса о постановке на учет документы.

В соответствии с Федеральным законом N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены к администрациям муниципальных образований, на территории которых проживает ветеран Великой Отечественной войны.

Согласно статье 51 Жилищного Кодекса РФ, предусматривающей основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Для постановки на учет ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с действующим законодательством существуют определенные основания, в том числе размер общей площади жилья, приходящейся на каждого, постоянно зарегистрированного члена семьи, должен быть менее учетной нормы.

Пунктами 4, 5 ст. 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст.1 Областного Закона Ростовской области №363-ЗС от 07.10.2005 года » Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории <адрес>» принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.

Согласно ст.5 этого же закона, минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

        ДД.ММ.ГГГГ Городской Думой <адрес> в соответствии с п.7 ст.52 ЖК РФ, ст.ст.5,6 ОЗ от 07.10.2005 года 3363-ЗС было принято Решение «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>», в соответствии с п.1 которого, на территории <адрес> установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 и мене квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

     При обращении в ФИО20 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Литвиненко Н.И. были предоставлены необходимые документы, из которых следует, что Литвиненко Н.И. вместе со своей семьей - ФИО21. в соответствии с п.4 ст.1 Областного Закона №63 -ЗС членом ее семьи зарегистрированы и проживают по адресу : <адрес>. При этом ФИО5 является нанимателем данного жилого помещения, предоставленного на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, а заявитель Литвиненко Н.И. <данные изъяты> Предоставленное в пользование жилое помещение является квартирой, общая площадь указанного жилья составляет <данные изъяты> и состоит из <данные изъяты>. Данное жилое помещение находится в <данные изъяты>

     Согласно Акта обследования жилищных условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией ФИО22 данное жилое помещение расположено на <данные изъяты>. Жилое помещение является <данные изъяты>

Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, Литвиненко Н.И. занимает <данные изъяты>., а ФИО5 <данные изъяты>       

Таким образом, установлено, что в пользовании Литвиненко Н.И. и <данные изъяты> находится жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> что с учетом семьи Литвиненко Н.И. составом <данные изъяты> составляет более <данные изъяты>, что превышает учетную норму в <данные изъяты>

В соответствии с пп. 2, 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Судом установлено, что в предусмотренный законом срок заявление Литвиненко Н.И. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было рассмотрено на заседании комиссии и рекомендовано отказать в удовлетворении заявления.

Постановлением ФИО23 за от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании ст.51, п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Областного Закона от 07.10.2005 года №363-ЗС Литвиненко Н.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку заявителем представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Дав оценку всем исследованным по делу доказательствам и пояснениям представителей сторон, суд считает, что их анализ позволяет суду сделать вывод о том, что Постановление ФИО24 за от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании ст.51, п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Областного Закона от 07.10.2005 года №363-ЗС которым заявителю Литвиненко Н.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является законным и обоснованным, решение принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и оснований для признания незаконным и необоснованным данного Постановления у суда не имеется. Суд считает, что данным Постановлением ФИО25 за от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не были нарушены жилищные и социальные права Литвиненко Н.И., гарантированные Конституцией Российской Федерацией, ст.49-52 Жилищного Кодекса РФ и Указа Президента РФ №714 от 07.08.2008г. в ред. от 09.01.2010г. "О6 обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г, поскольку согласно представленных документов у Литвиненко Н.И. отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Доводы заявителя и ее представителя о необходимости применении положений, изложенных в Указе Президента РФ от 27.05.2008 года N 714 суд считает необоснованными, поскольку вышеназванный Указ предполагает внесение изменений в законодательные акты и установление нормы именно предоставления жилой площади исходя из 22 кв. м., а положения Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" содержат уточнение о том, что необходимо завершить обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от даты постановки на учет по улучшению жилищных условий.

Суд не согласен с мнением представителя заявителя о том, что наличие в квартире <данные изъяты> Литвиненко Н.И., ее ФИО26. и еще <данные изъяты>, проживающей в <данные изъяты> является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Согласно п.7, 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой на основании оценки соответствия указанного помещения требованиям Положения.

Из исследованных судом документов следует, что жилое помещение - <адрес>, в котором проживает Литвиненко Н.И. со <данные изъяты>, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу в установленном законом порядке не признано.

Поэтому суд приходит к выводу, что заявление Литвиненко Н.И. о признании незаконным Постановления ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не подлежит удовлетворению.

           

           Руководствуясь ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении заявления Литвиненко Н.И. о признании незаконным Постановления ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» отказать

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: