Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курилова А.Е., с участием помощника Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области - Кочиева Д.О., представителя ответчика - ФКУ «ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области» - Рыковской Н.М., при секретаре Митрофановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония - 12 ГУФСИН России по Ростовской области», об обязании исполнить требования действующего законодательства, УСТАНОВИЛ: Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония - 12 ГУФСИН России по Ростовской области» об обязании исполнить требования действующего законодательства, указав в обоснование своих требований, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области с привлечением специалистов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России. В ходе проведения проверки выявлены грубые нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Так, в нарушение ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», срок разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного <данные изъяты>, истек ДД.ММ.ГГГГ. За период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ИК-12 осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а именно: <данные изъяты>, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В нарушение ст.ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ИК-12 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет обращение с отходами <данные изъяты> класса опасности, то есть <данные изъяты> количество размещенных отходов - <данные изъяты>; <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году для ИК-12 <данные изъяты>» провело инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разработало проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Данный проект до настоящего времени в установленном порядке не утвержден. Таким образом, администрацией ИК-12 не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования экологической безопасности, чем нарушается право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Бездействие администрации ИК-12 по соблюдению требований законодательства об экологической безопасности, заключается в неисполнении требований законодательства в части получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, может повлечь за собой гибель и увечья людей. Бездействием администрации ИК-12 нарушаются права, свободы и законные интересы не только сотрудников учреждения, но и жителей близлежащих населенных пунктов. На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по РО в части непринятия мер к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух; обязать администрацию ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области исполнить требования Федерального закона 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 года № 288 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» в части получения разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. В судебном заседании помощник Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области Кочиев Д.О., поддержал заявленные исковые требования, просил суд удовлетворить их, мотивируя доводами, аналогичными изложенным в иске. Представитель ответчика - ФКУ «ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области» - Рыковская Н.М., исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения, суду пояснила, что в настоящее время ИК-12 принимаются меры для получения необходимой документации. Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела в совокупности, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области, Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области с привлечением специалистов <данные изъяты>, выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В ходе проверки установлено, что срок разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного <данные изъяты>, истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" принципов, обеспечивается, в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ. Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц, в данном случае на ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Также, согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ИК-12 осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а именно: <данные изъяты>, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме этого, установлено, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет обращение с отходами <данные изъяты> класса опасности, то есть (<данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается справкой по результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Срок ранее выданного разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного <данные изъяты> у ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области истек ДД.ММ.ГГГГ, однако разрешение на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду до настоящего времени не получено. Отсутствие указанного разрешения ответчиком не оспаривается. Доводы представителя ответчика ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области о том, что ими в добровольном порядке в настоящее время ведется работа над получением данного разрешения, не имеют правового значения, поскольку указанное разрешение ответчиком, осуществляющим выбросы в атмосферный воздух, не получено. Суд считает установленным факт существенного нарушения ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области норм природоохранного законодательства. То обстоятельство, что ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду не свидетельствует об отсутствии необходимости получения данного разрешения. Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Кроме этого, статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие администрации ФКУ «Исправительная колония-12» ГУФСИН России по Ростовской области по соблюдению требований законодательства об экологической безопасности, выразившееся в неисполнении требований Российского законодательства в части получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, что может повлечь за собой гибель и увечья людей. В связи, с чем исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области», об обязании исполнить требования действующего законодательства, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-12 ГУФСИН России по Ростовской области», об обязании исполнить требования действующего законодательства - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по <адрес> в части непринятия мер к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония - 12 ГУФСИН России по Ростовской области» исполнить требования Федерального закона 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 288 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» в части получения разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь: