Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Каменск-Шахтинский Ростовской области Каменский районный суд Ростовской области в составе судьи Курилова А.Е., при секретаре Митрофановой О.В., с участием помощника прокурора Каменского района Ростовской области - Костиной В.В., материального истца - Филиппенкова И.С., его представителя - Борзовой О.И., действующей на основании доверенности, представителя ответчиков Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района, начальника Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района, - Савковой Н.Н., при секретаре Митрофановой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Ростовской области в интересах Филиппенкова ФИО10 к Управлению социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области, начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области, Министерству финансов Ростовской области, Министерству по труду и социальному развитию Ростовской области о признании действий незаконными, взыскании затрат на жилищно-коммунальные услуги, компенсации за их несвоевременную выплату, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Каменского района Ростовской области обратился в суд в интересах Филиппенкова Ивана Стефановича к Управлению социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области, начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области, Министерству финансов Ростовской области, Министерству по труду и социальному развитию Ростовской области о признании незаконными действий, взыскании затрат на жилищно-коммунальные услуги, компенсации за их несвоевременную выплату, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки по обращению Филиппенкова ФИО11 о нарушении УСЗН Каменского района федерального законодательства по предоставлению льгот педагогическим работникам по оплате жилья и коммунальных услуг было установлено, что Филиппенков ФИО12 являлся работником <данные изъяты> и на него распространяются меры социальной поддержки в виде права па бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Областным законом «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС от 17.01.2005 года. Однако УС3Н Каменского района предоставляет ему меры социальной поддержки не в полном объеме. Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. В соответствии с п. 2 ч. 2. ст. 1 Областного Закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования по оплате жилого помещения, электроснабжения и отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение, электроснабжение и отопление. Согласно статье 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В силу требований статьи 8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Из анализа указанных положений следует, что федеральным законодательством сохранен для граждан, являющихся работниками образования, прежний порядок предоставления льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Несмотря на меры прокурорского реагирования, Управлением социальной защиты населения администрации Каменского района до настоящего времени льготы на оплату коммунальных услуг за газоснабжение, электроэнергию, ремонт и содержание жилья в полной мере не выплачены. Так, Филиппенкову И.С. не возмещены затраты на коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (с учетом индексации). В соответствии со ст. 1.1. Областного Закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС от 17.01.2005 года государственные полномочия <адрес> по предоставлению мер социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно - распорядительным органам муниципальных районов в <адрес>. В соответствии со ст. 2.1 Областного Закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета. На основании изложенного, прокурор просит суд признать действия начальника Управления социальной зашиты населения Администрации Каменского района, выразившиеся в не предоставлении мер социальной поддержки Филиппенкову ФИО13 как педагогическому работнику в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» № от ДД.ММ.ГГГГ, Областным законом «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС от 17.01.2005 года незаконными; обязать Управление социальной защиты населения Администрации Каменского района предоставлять меры социальной поддержки Филиппенкову ФИО14 как педагогическому работнику <адрес> в соответствии с требованиями Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», Областного закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС от 17.01.2005 года; взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района за счет средств субъекта Российской Федерации в пользу Филиппенкова ФИО15 затраты на коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> (с учетом индексации), компенсацию за несвоевременную выплату в сумме <данные изъяты>, моральный вред в сумме <данные изъяты>. При производстве по делу прокурор и материальный истец требования изменили, просили суд признать действия начальника Управления социальной защиты населения Каменского района, выразившиеся в не предоставлении мер социальной поддержки Филиппенкову ФИО16, как педагогическому работнику в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года, Областным Законом «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС от 17.01.2005 года, незаконными; взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района за счет средств субъекта Российской Федерации - Ростовской области, в пользу Филиппенкова ФИО17 затраты на жилищно-коммунальные услуги за период с <данные изъяты> года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> (с учетом индексации), компенсацию за несвоевременную выплату в сумме <данные изъяты>, моральный вред в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании помощник прокурора Каменского района Ростовской области Костиной В.В. уточненные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении. В судебном заседании истец Филиппенков И.С. уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить. В судебном заседании представитель истца - Борзова О.И. суду пояснила, что Филиппёнков И.С. являлся <данные изъяты>, в настоящее время пенсионер. Он также является Ветераном труда, следовательно, должен пользоваться мерами социальной поддержки в полном объёме как педагог и Ветеран труда. Льготы по данным основаниям являются различными. В своих требованиях истец просил взыскать расходы, которые он понес на электроэнергию, отопление, содержание и ремонт жилья, за вычетом всех тех сумм, которые были ему выплачены УСЗН Каменского района в указанный спорный период и как пенсионеру-педагогу и как Ветерану труда. Ссылки ответчика на тот факт, что до ДД.ММ.ГГГГ года меры социальной поддержки Филиппёнкову И.С. предоставлялись в натуральной форме, не являются основанием для отказа в иске, так как даже в натуральной форме льготы предоставлялись ответчиком не в полном объеме и Филиппёнков И.С. вынужден был оплачивать недоплаченные поставщикам услуг денежные суммы из личных средств, а также самостоятельно содержать и ремонтировать своё жильё. Ответчик утверждает, что Филиппёнков И.С. с момента постановки на учет в УСЗН администрации Каменского района с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время получает денежные выплаты согласно поданным заявлениям и, пользуясь правом выбора из идентичных мер социальной поддержки, предусмотренных различными нормативными актами, согласно постановлению <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное утверждение ответчика является необоснованным. В <адрес> меры социальной поддержки сельским педагогам не выплачивались в тот период, поэтому Филиппёнков И.С. не мог сделать никакой выбор, так как выбирать было не из чего, меры социальной поддержки выплачивались только Ветеранам труда. Педагогическим работникам - пенсионерам, меры социальной поддержки не предоставлялись до ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик утверждает, что списки педагогических работников были переданы в УСЗН только в ДД.ММ.ГГГГ года. Однако данное обстоятельство не должно нарушать прав истца. Заявление ответчика о том, что бремя содержания жилья возлагается, в данном случае, на истца, не основано на законе, так как данное требование ст. 30 ЖК РФ является общим, а бремя содержания жилого помещения, в котором проживает Филиппенков И.С. публично приняло на себя государство, предоставив истцу право на бесплатное жилье в абз. 3 п. 5 ст. 55 закона «Об образовании». В спорный период на всей территории Российской Федерации действовал Федеральный Закон «Об образовании», Конституционно-правовой смысл которой выявлен Конституционным Судом РФ в Определении от 8 февраля 2007 г. № 322-О-П. Возражение ответчика о том, что истцом включены в расчет денежные суммы, уплаченные не только на освещение, но и на иные бытовые приборы не имеет правого значения, так как закон не предоставляет право ответчику вычленять из показаний приборов учета электроэнергию, потраченную на освещение либо на другие нужды. Заявление ответчика о применении судом срока исковой давности не подлежит применению в данном деле, так как отношения сторон являются публично-правовыми отношениями, к которым срок исковой давности не распространяется. Из требований законодательства вытекает, что при взыскании морального вреда причиненного неправомерными действиями органов власти должно применяться международное право. Моральный вред нанесен истцу самим фактом нарушения его права. В судебном заседании представитель ответчиков Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района, начальника Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района - Савкова Н.Н. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что Филиппенков И.С. состоит на учете в УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ как ветеран труда, с ДД.ММ.ГГГГ - как пенсионер из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее ДД.ММ.ГГГГ. Мерами социальной поддержки по оплате электроэнергии пользовался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ветераны труда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как педагог - пенсионер. Мерами социальной поддержки по оплате газоснабжения пользовался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ветеран труда. С ДД.ММ.ГГГГ мерами социальной поддержки пользуется как пенсионер из числа педагогических работников по региональным стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, Филиппенкову И.С. назначается и выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 761. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как пенсионеру - педагогу Филиппенкову И.С. была назначена и выплачена льгота по услуге электроснабжение в размере <данные изъяты>.; по услуге газоснабжение как ветерану труда в размере <данные изъяты>. Также, Филиппенкову И.С. была назначена компенсация за ДД.ММ.ГГГГ. в ДД.ММ.ГГГГ г. по услуге электроэнергии в сумме <данные изъяты>., по услуге газоснабжение - <данные изъяты>. Филиппенков И.С. проживает в домовладении, принадлежащем ему на праве собственности, взыскание затрат на ремонт и содержание жилья является необоснованным, так как бремя содержания жилого помещения несет собственник данного помещения. Обязательства по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности возложены на УСЗН администрации Каменского района Областным законом от 10.06.2004 г. № 119-ЗС. Меры социальной поддержки указанной категории граждан органами социальной защиты предоставляются на основании Списков соответствующих отраслевых отделов органов местного самоуправления муниципальных образований. Меры социальной поддержки педагогическим работникам с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. предоставлялись в натуральной форме, то есть УСЗН администрации Каменского района производило возмещение расходов предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные ими услуги на основании заключенных договоров. Компенсационные выплаты УСЗН администрации Каменского района в ДД.ММ.ГГГГ годах предоставлялись педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, согласно данных предоставленных организациями-поставщиками услуг в соответствии с заключенными договорами. Таким образом, УСЗН администрации Каменского района не может отвечать за достоверность предоставляемых сведений организациями - поставщиками услуг. Списки граждан, имеющих право на льготы, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов (п. 2 ст. 3 Областного закона № 274-ЗС от 17.01.2005 г.). Данные списки в отношении Филиппенкова И.С. <данные изъяты> были предоставлены в ДД.ММ.ГГГГ г. - как работник образования - пенсионер. Расчет сумм, подлежащих взысканию, является неверным. В данном расчете в графе «отопление» указаны суммы, которые были уплачены заинтересованным лицом за все потребленное газоснабжение, в том числе и израсходованное на приготовление пищи, а не только отопление как предусмотрено Законом РФ «Об образовании». Во-вторых, в графе «электроэнергия» указаны суммы, которые были уплачены заинтересованным лицом и не только освещение, но и затраченная электроэнергия на иные бытовые приборы, что так же не предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В-третьих, расходы на ремонт и содержание жилья так же не подтверждены документально. Кроме того, иск заявлен с пропуском срока исковой давности в три года, установленной ст. 196 ГПК РФ. Просит суд применить последствия пропуска срока исковой давности. Требования о взыскании компенсации морального вреда также не обоснованы, так как никаких подтверждений причинения морального вреда не представлено, а так же нет ссылок на нормативные акты в соответствии с которыми данные суммы могут быть взысканы и не обосновано в чем именно заключается причиненный моральный вред. В судебное заседание представитель третьего лица <данные изъяты>» не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом извещен. В судебное заседание представитель третьего лица по делу <данные изъяты>» не явился, направил в суд заявление, в котором просил суд рассмотреть дело без его участия в судебном заседании. В судебное заседание представитель <данные изъяты>, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия в судебном заседании, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований прокурора Каменского района отказать в полном объеме. В судебное заседание представитель <данные изъяты>, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия в судебном заседании, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Условия и порядок возмещения вышеуказанным педагогическим работникам расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг установлены подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>». Государственные полномочия <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в <адрес>, в соответствии со статьей 11 Областного закона от 17.01.2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>». Статьей 14 Областного закона от 17.01.2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>» предусмотрено, что контроль за исполнением вышеназванных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет министерство труда и социального развития <адрес>. Согласно Положению о министерстве труда и социального развития <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> осуществляет перечисление денежных средств бюджетам муниципальных районов, городских округов на предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания по переданным отдельным государственным полномочиям и на предоставление адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно пункту 2 части 2 статьи 4, приложению 11 (стр. 814 10 03 5220801 925) Областного закона от 08.12.2010 № 516-ЗС «Об областном бюджете на 2011 год» главным распорядителем средств областного бюджета, исполняющим областной бюджет в части финансирования расходов по предоставлению органам местного самоуправления субвенций на осуществление переданных им полномочий по предоставлению вышеназванных мер социальной поддержки, является министерство труда и социального развития <адрес>. В пределах законодательно закрепленных вышеуказанных полномочий по организации исполнения областного бюджета министерством финансов <адрес> обязательства по финансированию заявок <данные изъяты> на перечисление <данные изъяты> из областного бюджета средств на финансирование расходов по предоставлению рассматриваемых субвенций органам местного самоуправления на осуществление органами местного самоуправления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, исполняются надлежащим образом в полном объеме. В министерстве финансов <адрес> неисполненные заявки <данные изъяты> отсутствуют. Просил суд в иске к Министерству финансов <адрес> отказать. Суд считает возможным, согласно ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело без участия представителей третьих лиц и соответчиков <данные изъяты> в судебном заседании. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, представленные отзывы на исковое заявление, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям. Предметом рассмотрения настоящего гражданского дела являются правоотношения сторон в спорный период: ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, заявленные истцом. Как следует из материалов дела, Филиппенков И.С. работал учителем физкультуры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, откуда был уволен в связи с уходом на пенсию. В спорный период (ДД.ММ.ГГГГ) Филиппенков И.С. являлся педагогическим работником - пенсионером, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет. В судебном заседании также установлено, что Филиппенков И.С. в спорный период проживал и проживает в сельской местности в домовладении № по <адрес> <адрес>. В данном домовладении он проживает один. В соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ (действовавшей в спорный период), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. 17 января 2005 года был принят Областной Закон Ростовской области № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». В соответствии со ст. 1 данного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период, до изменений, внесенных ОЗ от 02.03.2010 № 371-ЗС), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится: - педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры (пункт 2), - пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в пунктах 1-5 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации (пункт 6). Согласно ст. 2 данного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период, до изменений, внесенных ОЗ от 02.03.2010 № 371-ЗС), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - компенсация) и рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона. В соответствии с п. 2 данной статьи, компенсация гражданам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, рассчитывается по установленным <адрес> региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. До вступления в силу указанного Областного Закона Ростовской области № 274-ЗС, размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках и городах районного подчинения <адрес>, был предусмотрен Областным Законом от 29 декабря 2003 года № 75-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности». В соответствии со ст. 1 данного закона, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определенные абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, которые пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Конституционно-правовой смысл положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" отражен в Определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 года № 553-О-П. В данном Определении Конституционный Суд РФ указал, что часть 3 статьи 1 во взаимосвязи с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории <адрес>» - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают какого-либо ограничения (в том числе пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения) права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением пенсионеров из числа бывших педагогических работников, проработавших не менее 10 лет и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, гарантированного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Нормативные акты субъектов Российской Федерации, содержащие такие же положения, как положения части 3 статьи 1 и пункта 2 части 2 статьи 2 Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории <адрес>», не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в ином смысле, нежели в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении. Также в данном Определении Конституционный Суд РФ указал, что предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 958-О-О, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Таким образом, при указанных обстоятельствах у Филиппенкова И.С. как педагога-пенсионера, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, на основании ст. 55 Закона РФ «Об образовании», в конституционно-правовом смысле положений данной статьи, в спорный период (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) имелось право на <данные изъяты> компенсацию расходов по оплате потребленных тепловой и электрической энергии. В соответствии со ст. 3 Областного Закона Ростовской области № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании Списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном <данные изъяты>. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Факт не своевременного предоставления Списка педагогов, имеющих право на меры социальной поддержки, не влечет прекращения права Филиппенкова И.С. на социальную льготу, предусмотренную Законом РФ «Об образовании». В связи с этим, доводы представителя ответчика УСЗН в данной части, суд считает необоснованными. Суд также считает, что то обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ года льготы педагогам и педагогам-пенсионерам предоставлялись в натуральной форме, а ответчик УСЗН Каменского района лишь возмещал понесенные педагогами указанные расходы энергопоставляющим организациям, не может являться основанием для неполного возмещения Филиппенкову И.С. его расходов на отопление и освещение. Однако, суд не согласен с доводами истца о том, что в размер компенсации также должны входить расходы по оплате содержания и ремонта жилого дома. Обязательства по предоставлению бесплатного жилья для работающих и живущих на селе педагогических работников не трансформируется в обязательство по содержанию жилья, принадлежащего педагогу-селянину на праве личной собственности. В соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» на соответствующих органах муниципальной власти лежит обязанность по предоставлению педагогическим работникам бесплатного жилья с определенной степенью благоустройства применительно к условиям того или иного населенного пункта (с отоплением и освещением), в том числе, при отсутствии центрального отопления, с предоставлением бесплатного угля, а от оплаты за освещение указанные правообладатели освобождены. В соответствии со ст.ст. 30, 31 ЖК РФ, собственники жилых помещений и члены их семьи несут самостоятельное бремя содержания своего жилья. В соответствии с положениями ч. 3 п. 5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» и с учетом положений ЖК РФ, применительно к правилам предоставления жилых помещений, следует сделать вывод о том, что органы местного самоуправления вне зависимости от размера предоставленного правообладателю жилья не вправе взимать с нанимателя предоставленного в таком порядке жилья плату за пользование и содержание жилого помещения, то есть взимать квартирную плату, но не компенсировать расходы по созданию, приобретению, ремонту (как капитальному, так и текущему) и (или) содержанию жилья, находящегося в личной собственности. Кроме того, истцом при определении размера сумм подлежащих взысканию с ответчика за содержание и ремонт жилья приняты за основу тарифы стоимости ремонта и содержания 1 кв.м, жилья, согласно Постановлениям <данные изъяты>. Однако, никаких других доказательств, подтверждающих фактически понесенные расходы на содержание и ремонт домовладения, в котором он проживает, суду не представлено. В связи с этим, суд считает, что включение расходов по содержанию и ремонту жилья в суммы, подлежащие взысканию с ответчика, является необоснованным. Суд согласен с доводами истца о том, что суммы недоплаты подлежат индексации в соответствии с уровнем инфляции, в связи с их несвоевременной выплатой. Индексация подлежащих выплате денежных сумм, в соответствии с уровнем инфляции на соответствующий год будет являться антиинфляционной мерой для данных компенсационных выплат, а неприменение такой индексации приведет к неполному восстановлению нарушенного права. При индексации сумм недоплаты суд считает возможным применить индексы уровня инфляции, установленные Законом о Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Федеральным Законом от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2006 год» уровень инфляции в 2006 году установлен в 9%, Федеральным Законом от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год», уровень инфляции в 2007 году установлен в 6,5 - 8%, Федеральным Законом от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» уровень инфляции на 2008 год установлен в 10,5 %, Федеральным Законом от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» уровень инфляции на 2009 год установлен в 13%. Федеральным Законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», уровень инфляции в 2010 году определен в 7%. Однако, суд не согласен с доводами истца и его представителя о том, что с ответчика кроме индексации в соответствии с уровнем инфляции также следует взыскать компенсацию в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального Банка РФ, указанную истцом в расчете взыскиваемых сумм. По существу взыскание компенсации (дополнительной платы) в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ является мерой гражданско-правовой ответственности, предусмотренной главой 25 ГК РФ. Спорные отношения являются социальными публично-правовыми отношениями, а силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется. Суд также не согласен с доводами представителя ответчика о том, что к исковым требованиям прокурора в части требований о взыскании невыплаченных сумм следует применить последствия пропуска срока исковой давности, так как указано выше спорные отношения являются социальными публично-правовыми. Понятие срока исковой давности, основания для его применения судом установлены главой 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между тем в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется. Федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи, в связи с чем, суд также не согласен с доводами представителя ответчика в данной части. Как указано выше, в соответствии со ст. 1.1. Областного Закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 274-ЗС от 17.01.2005 года, государственные полномочия <адрес> по предоставлению мер социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно - распорядительным органам муниципальных районов в <адрес>. В соответствии со ст. 2.1 Областного Закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика УСЗН Каменского района за счет средств субъекта Российской Федерации - Ростовской области в пользу Филиппенкова И.С. фактически понесенные им расходы по оплате коммунальных услуг за потребленную электроэнергию и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> согласно следующему расчету: Период работы Фактическая оплата Филиппенкова И.С. Общая сумма фактической оплаты Филиппенковым И.С. Компенсация УСЗН Сумма недоплаты Сумма недоплаты с учетом инфляции отопление электро- энергия ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - с учетом переплаты в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - с учетом переплаты в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> с учетом переплаты в <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - с учетом переплаты ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - с учетом переплаты в последующие месяцы <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 0 - с учетом переплаты в последующие месяцы - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 0 - с учетом переплаты в последующие месяцы - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 0 - с учетом переплаты в последующие месяцы - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 0 - с учетом переплаты в последующие месяцы - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 0 - с учетом переплаты в последующие месяцы - ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> - - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 0 - с учетом переплаты в предыдущие месяцы - ИТОГО <данные изъяты> Для проведения указанных расчетов не требуется специальных познаний, привлечения специалистов или проведения экспертных исследований. При этом, при расчете судом учтены все суммы, компенсации и единовременные выплаты, выплаченные ответчиком УСЗН Каменского района в указанный спорный период Филиппенкову И.С. и как педагогу-пенсионеру, и как Ветерану труда. При расчете также использованы данные о поступившей оплате за природный газ и электроэнергию, представленные энергопоставляющими организациями. В графе «отопление» приведены суммы денежных средств, оплаченные Филиппенковым И.С. только в отопительный сезон всего за поставку газа, так как определить в данной сумме долю, израсходованную исключительно на отопление, не представляется возможным, а Филиппенков И.С. также является Ветераном труда и пользуется льготой по оплате за газ. Учитывая, что Филиппенков И.С. не получал компенсацию за коммунальные услуги в спорный период в полном объеме и его право на получение данных сумм было нарушено, суд считает необходимым признать действия начальника Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района, выразившиеся в непредставлении мер социальной поддержки в виде <данные изъяты> компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за потребленную электроэнергию и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппенкову И.С. как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в соответствии с п.п. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» - незаконными. В своих требованиях истец также просит суд взыскать соответчика УСЗН Каменского района компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Таким образом, основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда является нарушение личных неимущественных прав гражданина и причинение ему физических или нравственных страданий. При этом, согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокурор обратился в суд с исковыми требованиями, поддерживаемыми Филиппенковым И.С., в связи с тем, что, нарушено право Филиппенкова И.С. на своевременное и в полном объеме получение материальных льгот как педагогическому работнику-пенсионеру. Доказательств того, что Филиппенков И.С. претерпел нравственные или физические страдания и в чем они были выражены, суду не представлены, сам истец Филиппенков И.С. на данные обстоятельства не ссылается, в связи с чем, в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Каменского района Ростовской области в интересах Филиппенкова ФИО18 к Управлению социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области, начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области, Министерству финансов Ростовской области, Министерству по труду и социальному развитию Ростовской области о признании незаконными действий, взыскании затрат на коммунальные услуги, компенсации за их несвоевременную выплату, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Признать действия начальника Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района, выразившиеся в непредставлении мер социальной поддержки в виде <данные изъяты> компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за потребленную электроэнергию и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппенкову ФИО19 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в соответствии с п.п. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» незаконными. Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района Ростовской области за счет средств субъекта Российской Федерации - Ростовской области в пользу Филиппенкова ФИО20 расходы по оплате коммунальных услуг за потребленную электроэнергию и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь: