решение по иску прокурора об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Голенковой Н.П.,

с участием помощника прокурора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области Усачевой Е.В.,

представителя ответчика Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области Хворостяной Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Отдела жилищно-коммунального комплекса Администрации г. Каменск-Шахтинского - начальника отдела Головня А.В.

при секретаре Мельниковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, Отделу жилищно-коммунального комплекса Администрации г. Каменска-Шахтинского об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Каменск-Шахтинского Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, в котором просил обязать администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области выполнить на территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, - комплекс мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- территорию санитарно-защитной зоны спланировать, благоустроить и озеленить, определив процент озеленения расчетным путем из условия участия растительности в регулировании водного режима территории;

- привести общественный туалет выгребного типа в соответствие с требованиями санитарных норм и правил;

- установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним;

- организовать вывоз мусора по мере накопления;

- организовать подъездные пути;

- обваловать территорию.

Данные обязанности исполнить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области с участием специалиста территориального отдела <данные изъяты> проведена проверка исполнения администрацией г. Каменск-Шахтинского законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при эксплуатации городского кладбища, расположенного по <адрес>. Установлено, что к вопросам местного значения городского округа в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. 16.06.2005 г. постановлением мэра г. Каменск-Шахтинского кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га, внесено в реестр муниципальной собственности г. Каменск-Шахтинского. С целью урегулирования отношений, связанных с погребением умерших, ДД.ММ.ГГГГ решением мэра города № 54 утверждено Положение о погребении и похоронном деле в г. Каменск-Шахтинском. Согласно п. 1.3, п. 5.1.5 указанного Положения на территории муниципальных кладбищ города должен осуществляться контроль соответствия их деятельности санитарным, гигиеническим и иным нормам и правилам захоронения. Уполномоченный орган обязан обеспечить соблюдение санитарных и экологических требований. П.п. 1, 4 ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, установленными органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 г. № 35 введены в действие СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. В ходе проведенной проверки при эксплуатации городского кладбища выявлены нарушения п.п. 2.1, 2.9, 2.11, 7.3, 7.4, 7.9, 7.10, 7.11 Сан ПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые выразились в следующем:

- нарушена разбивка и планировка секторов и площадей захоронения от проектных и санитарных. С южной и западной сторон проведено расширение кладбища, проводятся захоронения за пределами проектных границ кладбища;

- границы кладбища полностью не обозначены. Кладбище ограничено зелеными насаждениями с восточной и западной сторон. Обваловка территории кладбища отсутствует;

- озеленение периметра и секторов захоронения кладбища проводится стихийно без контроля, в результате на территории кладбища имеются заросли кустарников, сорной растительности;

- покрытие подъездных путей между секторами в отдельных местах нарушено;

- для питьевых и хозяйственных нужд на кладбище не предусмотрена сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковая) от городского водопровода или от резервуаров, наполняемых привозной водой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Водоснабжение привозное используется только для технических нужд;

- для нужд посетителей и работников кладбища на территории кладбища устроен не канализационный общественный туалет выгребного типа. В общественном туалете нарушена целостность отделки: осыпается штукатурка и побелка, стены грязные, протекает крыша, уборка туалета проводится некачественно;

- на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, мусоросборники и площадка для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием;

- содержание мест захоронения не отвечает в полном объеме требованиям нормативных документов, не осуществляется своевременный вывоз мусора с территории кладбища. При проведении уборочных работ на территории кладбища образовались стихийные свалки мусора - сухая трава, ветки, предметы погребения: венки, цветы и др.

Бездействием администрации г. Каменск-Шахтинского по приведению кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушаются эстетические и религиозные права большого количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечен Отдел жилищно-коммунального комплекса Администрации г. Каменска-Шахтинского.

В судебном заседании помощник прокурора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области Усачева Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области выполнить на территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, - комплекс мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- территорию санитарно-защитной зоны спланировать, благоустроить и озеленить, определив процент озеленения расчетным путем из условия участия растительности в регулировании водного режима территории;

- привести общественный туалет выгребного типа в соответствие с требованиями санитарных норм и правил;

- установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним;

- организовать вывоз мусора по мере накопления;

- организовать подъездные пути;

- обваловать территорию.

Данные обязанности исполнить в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.

    Представитель Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области Хворостяная Н.А. и представитель отдела жилищно-коммунального комплекса Администрации г. Каменск-Шахтинского Головня А.В. в судебном заседании признали исковые требования, о чем указали в письменных заявлениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Каменском и Красносулинском районах, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, по причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело без его участия. Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотрение настоящего гражданского дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Выводы суда основаны на следующем.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Одной из задач Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в силу ст. 1 данного закона является установление санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения.

В силу ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.3. которых санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности. Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

В соответствии с Постановлением Мэра г. Каменск-Шахтинского № 1244 от 16.06.2005 г. кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га внесено в реестр муниципальной собственности администрации г. Каменск-Шахтинского (л.д.).

В ходе проведенной проверки при эксплуатации городского кладбища выявлены нарушения п.п. 2.1, 2.9, 2.11, 7.3, 7.4, 7.9, 7.10, 7.11 Сан ПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые выразились в следующем:

- нарушена разбивка и планировка секторов и площадей захоронения от проектных и санитарных. С южной и западной сторон проведено расширение кладбища, проводятся захоронения за пределами проектных границ кладбища;

- границы кладбища полностью не обозначены. Кладбище ограничено зелеными насаждениями с восточной и западной сторон. Обваловка территории кладбища отсутствует;

- озеленение периметра и секторов захоронения кладбища проводится стихийно без контроля, в результате на территории кладбища имеются заросли кустарников, сорной растительности;

- покрытие подъездных путей между секторами в отдельных местах нарушено;

- для питьевых и хозяйственных нужд на кладбище не предусмотрена сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковая) от городского водопровода или от резервуаров, наполняемых привозной водой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Водоснабжение привозное используется только для технических нужд;

- для нужд посетителей и работников кладбища на территории кладбища устроен не канализационный общественный туалет выгребного типа. В общественном туалете нарушена целостность отделки: осыпается штукатурка и побелка, стены грязные, протекает крыша, уборка туалета проводится некачественно;

- на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, мусоросборники и площадка для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием;

- содержание мест захоронения не отвечает в полном объеме требованиям нормативных документов, не осуществляется своевременный вывоз мусора с территории кладбища. При проведении уборочных работ на территории кладбища образовались стихийные свалки мусора - сухая трава, ветки, предметы погребения: венки, цветы и др.

Решением мэра г. Каменск-Шахтинского № 54 от 29.07.2009 г. утверждено Положение «О погребении и похоронном деле в городе Каменск-Шахтинский», в п. 1.2 которого указано, что муниципальные кладбища города Каменск-Шахтинский находятся в ведении Администрации города Каменск-Шахтинского и Отдела жилищно-коммунального комплекса Администрации г. Каменска-Шахтинского, в соответствии с постановлением Администрации города от 22.05.2009 г. № 739 «О погребении и похоронном деле».

Изучив материалы гражданского дела, доводы искового заявления, учитывая признание представителями ответчиков исковых требований, суд считает, что исковые требования должны быть удовлетворены в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, Отделу жилищно-коммунального комплекса Администрации г. Каменска-Шахтинского об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу выполнить на территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, - комплекс мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- территорию санитарно-защитной зоны спланировать, благоустроить и озеленить, определив процент озеленения расчетным путем из условия участия растительности в регулировании водного режима территории;

- привести общественный туалет выгребного типа в соответствие с требованиями санитарных норм и правил;

- установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним;

- организовать вывоз мусора по мере накопления;

- организовать подъездные пути;

- обваловать территорию.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: