Решение по заявлению о признании Постановления `Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях` необоснованным, об обязании устранить допущенные нарушения жилищных прав.



                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Громовой М.В.,

с участием адвоката Козлова Р.М.

представителя заявителя Софьиной Е.Н.

представителя заинтересованного лица Хворостяной Н.А.

при секретаре Совалевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сычевой В.М. о признании Постановления ФИО13 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» необоснованным, об обязании устранить допущенные нарушения жилищных прав.

                                                       У С Т А Н О В И Л:

В судебное заседание не явилась Сычева В.М., надлежащим образом извещенная о дате и месте судебного разбирательства. Судом вынесено определение о проведении судебного заседания в отсутствие заявителя, надлежаще уведомленной о дате и времени рассмотрения дела с участием представителей по доверенности Софьиной Е.Н., адвоката Козлова Р.М

В судебном заседании представитель заявителя Софьина Е.Н. суду пояснила, что заявитель <данные изъяты> в период <данные изъяты> являлась <данные изъяты> <адрес>. В связи с отсутствием у нее своего жилья она обратилась к ФИО14 с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом с заявлением ею были представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако Постановлением ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказ был мотивирован тем, что <данные изъяты>, в связи с чем она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что данный отказ является незаконным и необоснованным, нарушающим жилищные права заявителя. Отказывая Сычевой В.М. в принятии на учет в качестве нуждающейся, ФИО16 в оспариваемом постановлении не мотивировала свой вывод о том, в чем же выразилось <данные изъяты>. Отсутствуют доказательства этому и в материалах ее учетного дела. Заявитель заключала договор дарения, поскольку переживала, чтобы <данные изъяты> Она не знала, что при отсутствии своего жилья в собственности сможет участвовать в программе по улучшению жилищных условий и умышленно для этого не ухудшала свои жилищные условия

Представитель заинтересованного лица Хворостяная Н.А.в судебном заседании не согласилась с заявлением, поскольку отказ в постановке на учет заявителя правомерен, оснований для постановки заявительницы на учет для улучшения жилищных условий не имеется, так как она в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО17 который суду пояснил, что <данные изъяты>

Изучив и исследовав материалы дела в их совокупности,допросив свидетелей, обозрев учетное дело, дав оценку всем исследованным по делу доказательствам, выслушав участников процесса, суд считает необходимым уточненные исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны.

В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О ветеранах", лицам награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст. 23.2 данного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от ДД.ММ.ГГГГ определения от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и др.)

      7 мая 2008 года Президентом Российской Федерации в целях социальной защиты и поддержки ветеранов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов был принят Указ №714 от 07.05.2008 года» Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», в соответствии с п. 1 которого в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах»

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Правительству Российской Федерации было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека <данные изъяты>

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

На уровне субъекта Федерации в <адрес> принято Постановление ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которым утверждено Положение «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Данное Положение определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены (в части доплаты), долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году.

Пунктом 3.1 данного Положения предусмотрено, что одновременно с заявлением граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляют, в том числе, заверенную администрацией муниципального образования копию распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статье 51 Жилищного Кодекса РФ, предусматривающей основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

    Как было установлено в судебном заседании ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся <данные изъяты> <адрес> в период <данные изъяты> и <данные изъяты>, проживает в <адрес> по адресу <адрес>, на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, собственником которого является <данные изъяты> - ФИО9 - на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и Сычевой В.М. Своего жилья на территории <адрес> и <адрес> Сычева В.М. не имеет, что подтверждается Справкой ФИО19 и сведениями из ФИО21 <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Сычева В.М. обратилась к ФИО22 с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и о постановке на учет как нуждающуюся в жилье в соответствии со ст.51 ЖК РФ, ФЗ№5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», ОЗ от 07.10.2005 года №363-ЗС « Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории <адрес>».

     Согласно составленного Акта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Сычева В.М. проживает в жилом доме по договору <данные изъяты>, заключение комиссии не вынесено <данные изъяты>

Постановлением ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении » Сычевой В.М., составом <данные изъяты>, было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку не истек, установленный ст.53 ЖК РФ срок, не предоставлены, предусмотренные ст.52 ч.4 ЖК РФ документы.

    Согласно ст.53 ЖК РФ, регламентирующей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусматривается, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

          В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории <адрес>» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

     Таким образом, как из федерального, так и из областного законодательства четко следует, что, гражданин обладает правом быть обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма лишь единожды, а случаи, повлекшие преднамеренное( умышленное) ухудшение жилищных условий и возникновение оснований нуждаемости по воле гражданина, являются обстоятельствами, исключающими повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением.

     В судебном заседании было бесспорно установлено, что истец Сычева В.М., являющаяся <данные изъяты> <адрес> в период <данные изъяты> и <данные изъяты>, ранее <данные изъяты> по нормам действующего жилищного законодательства, на территории <адрес> и <адрес> заявитель не имеет в собственности или на праве социального найма жилого помещения, отвечающего нормам санитарного и жилищного законодательства и в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 года заявитель как <данные изъяты> единожды приобрела право на обеспечение жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий от государства.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО11 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ» ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по смыслу ст. 53 ЖК РФ должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

    При этом применение статьи ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Суд считает, что <данные изъяты> заявителем Сычевой В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> не ухудшило жилищных условий истца, являющегося <данные изъяты> и не свидетельствует о факте совершения Сычевой В.М. каких-либо умышленных действий по преднамеренному ухудшению своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. Доказательств совершения Сычевой В.М. каких-либо умышленных действий по преднамеренному ухудшению своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем суду представлено не было, документы, предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ при обращении с заявлением были представлены в полном объеме.

Поэтому дав оценку всем исследованным по делу доказательствам, пояснениям сторон, свидетеля, суд считает, что Постановление ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении » Сычевой В.М., составом <данные изъяты>, является необоснованным, поскольку в данном Постановлении не мотивирован вывод ФИО25 о том, в чем выразилось преднамеренное( умышленное) ухудшение жилищных условий Сычевой В.М., что явилось основанием для отказа заявителю в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При вынесении данного постановления не учтены положения ст. 53 ЖК РФ с учетом: позиции Конституционного Суд РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , данным постановлением нарушены жилищные права заявительницы, гарантированные ей Конституцией РФ, ст. 18 Федерального Закона «О ветеранах», Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года.

Поэтому суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

                        Руководствуясь ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Сычевой В.М. о признании Постановления ФИО27 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» необоснованным, об обязании устранить допущенные нарушения жилищных прав, удовлетворить.

Признать Постановление ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении » Сычевой В.М., составом <данные изъяты>, необоснованным.

Обязать ФИО29 устранить допущенные нарушения жилищных прав <данные изъяты> Сычевой В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставив Сычеву В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу : <адрес>, составом <данные изъяты> на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории <адрес>».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: