Прочие исковые дела



2-1063

Р Е Ш Е Н И Е

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       16 июля 2010 года

     Каменский городской суд Пензенской области

     В составе председательствующего судьи Оськиной Н.Н.

   При секретаре Царапкиной М.В.

   С участием прокурора Шачиковой Н.А.

                    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к    МОУ  « Средняя общеобразовательная школа  им. ФИО3   » ... о  понуждении оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ, к Управлению образования ... ... о понуждении организовать финансирование работ по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ,

У С Т А Н О В И Л  :

    Каменский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к    МОУ  « Средняя общеобразовательная школа им. ФИО3   » ... района ... о  понуждении оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в  кабинетах , , к Управлению образования ... ... о понуждении выделить финансовые средства для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ в    кабинетах , указанного образовательного учреждения, ссылаясь на то, что МОУ  « Средняя общеобразовательная школа  им. ФИО3   » ... является юридическим лицом, расположено по адресу ..., ... ... ....

Основным видом деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с   п.п. 1, 3 ч.1 ст.31, ст. 32, ст. 41, ч. 7. ст.51 Закона РФ «Об образовании»  для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования создается сеть образовательных учреждений. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьями 1,11 указанного закона установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52 -ФЗ).

В соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.272.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 №118, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

В нарушение вышеуказанных требований закона в МОУ « Средняя общеобразовательная школа   им. ФИО3   » ... рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах , не оборудованы стульями в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не должным образом осуществляется контроль за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся.

Частью 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, муниципальное бюджетное учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.

При этом ответственность учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная ответственность собственника, т.е. учредителя. На имущество учреждения может быть наложено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не остается ни денежных средств, ни другого имущества. На учредителя МОУ СОШ  им. ФИО3   » ... возлагается обязанность по финансированию обеспечения надлежащих условий для обучения.

Согласно п.п.11 ч.1 ст.4 «Устава ... ...», принятого Решением Собрания представителей ... ... от ДДММГГ г. . (с изменениями), к вопросам местного значения ... относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти ...; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ..., а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п.2 ст.36, п.п.. 2.2. п.2 ст.36, п.п. 2.6. п.2 ст.36, п.п.. 2.10 п.2 ст.36, п.п.. 2.14. п.2 ст.36 Устава ... Управление образования ... является органом местного самоуправления ..., уполномоченным по решению вопросов местного значения в образовательной сфере. Управление образования ...: организует финансирование и работу в муниципальных образовательных учреждениях по улучшению состояния их материально-технической базы, осуществляет контроль соблюдения условий и выполнения мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, учащихся и работников муниципальных образовательных учреждений, выполняет функции учредителя муниципальных образовательных учреждений, участвует в формировании бюджета ... по подведомственной отрасли.

Проверкой установлено, что согласно действующему законодательству, а также Уставу МОУ финансирование школы, как подведомственного Управлению образования ... учреждения, осуществляется за счет бюджета муниципального образования посредством выделения денежных средств через Управление финансов и Управление образования ..., соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, муниципальных образований.

В связи с тем, что круг воспитанников МОУ индивидуализировать невозможно, дети поступают и уходят из учреждения в течение года, привлечь заинтересованных лиц в качестве истцов нельзя, прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, Каменский межрайонный прокурор просил суд :

 Обязать МОУ  « Средняя общеобразовательная школа им. ФИО3   » ... оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах ,   в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Обязать Управление образования ... выделить финансовые средства для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинетах , МОУ  « Средняя общеобразовательная школа   им. ФИО3   » ....

   В дальнейшем Каменский межрайонный прокурор исковые требования, заявленные к Управлению образования частично изменил и просил суд обязать Управление образования ... ... организовать финансирование работ по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинетах , МОУ «Средняя общеобразовательная школа   им. ФИО3   » ... района ... в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования поддержала, суду пояснила вышеизложенное.

  В судебное заседание представители ответчиков МОУ « Средняя общеобразовательная школа   им. ФИО3   » ..., Управления образования ..., представитель третьего лица Управления финансов ... не явились, просили рассмотреть дело в   их отсутствие.       

 Выслушав прокурора, рассмотрев материалы дела, суд пришел к  следующему выводу.

Как установлено судом согласно Уставу ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа     им. ФИО3   » ... области  ( л.д. № 6-17 )основным видом деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с  п.п. 1, 3 ч.1 ст.31, ст. 32, ст. 41, ч. 7. ст.51 Закона РФ «Об образовании» для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования создается сеть образовательных учреждений. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьями 1,11 указанного закона установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52 -ФЗ).

В соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 №118, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

В нарушение вышеуказанных требований закона в МОУ «Средняя общеобразовательная школа    им. ФИО3   » ... рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах , не оборудованы стульями в соответствии с вышеуказанными требованиями, что подтверждено в судебном заседании показаниями прокурора, копиями фотографий( л.д. №  19,20  ).

Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не должным образом осуществляется контроль за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся.

 Согласно 2  ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

 Следовательно, муниципальное бюджетное учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.

При недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная ответственность собственника, т.е. учредителя.

 Таким образом, на учредителя МОУ  « Средняя общеобразовательная школа им. ФИО3   » ... возлагается обязанность по финансированию обеспечения надлежащих условий для обучения.

Согласно п.п.11 ч.1 ст.4 «Устава ... ...», принятого Решением Собрания представителей ... ... от ДДММГГ г. . (с изменениями), к вопросам местного значения ... относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти ...; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ..., а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п.2 ст.36, п.п.. 2.2. п.2 ст.36, п.п. 2.6. п.2 ст.36, п.п.. 2.10 п.2 ст.36, п.п.. 2.14. п.2 ст.36 Устава ... Управление образования ... является органом местного самоуправления ..., уполномоченным по решению вопросов местного значения в образовательной сфере. Управление образования ...: организует финансирование и работу в муниципальных образовательных учреждениях по улучшению состояния их материально-технической базы, осуществляет контроль соблюдения условий и выполнения мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, учащихся и работников муниципальных образовательных учреждений, выполняет функции учредителя муниципальных образовательных учреждений, участвует в формировании бюджета ... по подведомственной отрасли.

  Согласно действующему законодательству, Уставу образовательного учреждения финансирование школы, как подведомственного Управлению образования ... учреждения, осуществляется за счет бюджета муниципального образования посредством выделения денежных средств через Управление финансов и Управление образования ..., соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса.

 Учитывая изложенные обстоятельства, оценивая имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа  им. ФИО3   » ... района ... оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах , в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Обязать Управление образования ... ... организовать финансирование работ по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинетах  ,     «Средняя общеобразовательная школа им. ФИО3   » ... района ... в соответствии с требованиями действующего законодательства.

                       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа  им.ФИО3»  ... района ... оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах , в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать Управление образования ... ... организовать финансирование работ по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в   кабинетах , МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. ФИО3 » ... района ... в соответствии с требованиями действующего законодательства.

  Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд, через Каменский городской суд Пензенской области.

           Председательствующий :   Н.Н. Оськина