Дело №2-1328 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 октября 2010 года Каменский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Погребной С.Г. при секретаре Медведевой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Н.В. ГУ УПФР ... о признании права на досрочную трудовую пенсию, У С Т А Н О В И Л : Чернов Н.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР ... о признании права на досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на то, что более 25 лет проработал в государственной противопожарной службе ... и в соответствии с пенсионным законодательством имеет право на досрочную трудовую пенсию на основании подп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицо, проработавшее не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В обоснование заявленного требования Чернов Н.В. указал, что с ч.м.г. ему была назначена досрочная трудовая пенсия по указанному выше основанию. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР ... от ч.м.г. выплата пенсии ему была прекращена как необоснованно назначенная, с чем он не согласен. Просит суд обязать ГУ УПФР ... включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы с ч.м.г. по ч.м.г., в том числе с ч.м.г. по ч.м.г. в должности командира отделения в пожарной части Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ..., со ч.м.г. по ч.м.г. в должности командира отделения в Управлении по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности ... и возобновить выплату трудовой пенсии с ч.м.г.. В судебном заседании истец Чернов Н.В. исковые требования поддержал, сославшись на доводы изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ УПФР ... Важина Н.В., действующая на основании доверенности от ч.м.г. №, иск не признала, суду пояснила, что подпунктом 18 п.1 статьи 27 (ранее подпункт 9 п.1 статьи 28) Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что досрочно пенсия назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Правительством Российской Федерации от 18.06.2002г. №437. В соответствии с пунктом 2 названного Постановления в специальный стаж указанной категории работников включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации. До вступления в силу этого Постановления следует применять перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), утвержденный приказом МВД России от 27.07.2001г. №696. В специальный стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 18 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком от 18.06.2002 года, когда Государственная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС России являлись Государственной противопожарной службой, противопожарной и аварийно-спасательными службами МВД России, т.е. до 1 января 2002 года (дата преобразования этих служб в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001г. №1309). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года №437 в стаж, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных соответствующим Списком, когда Государственная противопожарная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД России. Дата, до которой Государственная противопожарная служба МВД России должна быть преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, определена Указом Президента РФ от 09.11.2001г. №1309. В соответствии с данным указом работники Государственной противопожарной службы МВД России считаются с 01.01.2002 года работающими в Государственной противопожарной службе МЧС России без проведения их переаттестации и переназначения, т.е. не имеет значения, что некоторые из этих организаций по различным причинам не завершили до указанной даты оформление соответствующих документов. Частью 2 статьи 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ) определено, что в государственную противопожарную службу входит федеральная служба, структурно входящая в МЧС России, и служба субъектов Российской Федерации, соответственно не входящая в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Исходя из изложенного, действующим пенсионным законодательством включение периодов работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не предусмотрено. Специальный трудовой стаж Чернова Н.В., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 (ранее подпунктом 9 пункта 1 статьи 28) Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на ч.м.г. составил ххх, связи с чем истцу прекращена выплата досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку у него отсутствует 25- летний требуемый специальный стаж. Считает, что право на досрочное пенсионное обеспечение у истца возникнет после доработки ххх специального стажа. В судебном заседании представитель третьего лица ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ...» - Матренкина Ю.С., действующая на основании доверенности от ч.м.г., при разрешении данного дела полагалась на усмотрение суда, суду пояснила, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», с 1 января 2002 года государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в ее состав были включены входящие в систему государственной противопожарной службы МВД РФ территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации. Государственная противопожарная служба МЧС России явилась правопреемником государственной противопожарной службы МВД России. 24 сентября 2004 года была прекращена деятельность Управления Государственной противопожарной службы УВД ... как юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения к Министерству по делам ГОЧС ... (свидетельство Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам ... серии № от ч.м.г.). Постановлением Правительства Пензенской области от 2 августа 2005 годе № 681-пП «О переименовании Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ...», Министерство было переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарном безопасности ..., которое в свою очередь явилось правопреемником Министерства по обязательствам областного бюджета. Постановлением Правительства Пензенской области от 16 августа 2006 г № 535-пП Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности ... реорганизовано в форме выделения из него Государственное учреждение ... «Пензенский пожарной спасательный центр». Работа Чернова Н.В. в период с ч.м.г. по ч.м.г. проходила в противопожарной службе, не входящей в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а относилась к субъекту Российской Федерации. Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения ... « ... пожарно-спасательный центр» в суд не явился, представив заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителя. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 18 п.1 ст. 27 (ранее подпункт 9 п.1 статьи 28) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В судебном заседании установлено, что Чернов Н.В. согласно представленной трудовой книжке /л.д. №/ работал в следующих должностях : с ч.м.г. по ч.м.г. в должности заместителя начальника ххх пожарной Государственной противопожарной службы, относящейся в МВД Российской Федерации / МЧС Российской Федерации/; с ч.м.г. по ч.м.г. в должности командира отделения ххх пожарной части Государственной противопожарной службы относящейся к МВД Российской Федерации; с ч.м.г. по ч.м.г. в должности начальника караула ххх пожарной части Государственной противопожарной службы, относящейся в МВД Российской Федерации; с ч.м.г. по ч.м.г. в должности командира отделения в пожарной части Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ... / противопожарной службы, относящейся в субъекту Российской Федерации/; со ч.м.г. по ч.м.г. в должности командира отделения в Управлении по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности ... /противопожарной службы, относящейся к субъекту Российской Федерации/ Судом установлено, что ч.м.г. Чернову Н.В. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости /л.д.№/ на основании подпункта 18 п.1 статьи 27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ ... от ч.м.г. /л.д. №/, истцу Чернову Н.В. была прекращена выплата досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет требуемого специального стажа по подпункту 18 п. 1 статьи 27 (ранее подпункту 9 п.1 статьи 28) Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (имеется 23 года 02 месяца 12 дней), поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение по подпункту 18 п. 1 статьи 27 возникает у него после доработки ххх специального стажа. Судом установлено, что с ч.м.г. обособленные структурные подразделения государственной противопожарной службы вошли в состав ГУ «Центр управления силами государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», т.е. данная служба вновь вошла в структуру МЧС России, что подтверждено показаниями представителя ответчика, третьего лица. Согласно Положению о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ..., утвержденному Постановлением Губернатора Пензенской области от 4.10.2001 г. №461, указанное Министерство являлось органом специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления, функционировало в составе Правительства Пензенской области. Руководство деятельностью осуществлял Губернатор Пензенской области, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности прохождения военной службы военнослужащими войск гражданской обороны – МЧС РФ. Приказом № от ч.м.г. утверждено Положение об управлении Государственной противопожарной службы УВД ... и имеется свидетельство № от ч.м.г. о государственной регистрации Управления Государственной противопожарной службы ..., а также свидетельство о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица Управления Государственной противопожарной службы ... в результате реорганизации в форме присоединения. Согласно Положению о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ..., утвержденному Постановлением Губернатора Пензенской области №17пП от 16.01. 2004 года, Министерство являлось органом специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создавалось и функционировало в целях реализации на территории ... единой государственной политики гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, осуществляло руководство деятельностью дислоцированных на территории ... органов специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы, и поисково- спасательных служб. МЧС области являлось исполнительным органом государственной власти .... Согласно Положению о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ..., утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области №20пП от 18.01.2005 года, Министерство выполняло аналогичные задачи. Финансовое и материально- техническое обеспечение осуществлялось за счет средств бюджета .... Согласно Постановлению Правительства Пензенской области №681-пП от 2.08.2005 г. Министерство по делам ГО и ЧС ... переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности .... Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области №681 от 2.08.2005 г. и Положению, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области №592-пП от 14.09.2006 года Управление являлось исполнительным органом государственной власти ..., осуществляющим государственную политику в области гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Общее руководство деятельностью Управления осуществлял Губернатор .... Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности ... значилось в Едином государственном реестре юридических лиц с ч.м.г.. Согласно Уставу ГУ ... « ... пожарно-спасательный центр» данное учреждение было создано в целях решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Задачей Учреждения являлось участие в обеспечении выполнения мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории .... Вышеуказанные организации и учреждения не являлись структурными подразделениями МЧС РФ. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено. Таким образом, в специальный стаж в соответствии с подпунктом 18 п. 1 статьи 27 (ранее подпунктом 9 п.1 статьи 28) Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ из вышеуказанных периодов могут быть засчитаны только периоды работы истца с ч.м.г. по ч.м.г., в связи с чем специальный трудовой стаж Чернова Н.В. составляет ххх. Период работы Чернова Н.В. с ч.м.г. по ч.м.г. не подлежит включению в специальный стаж для досрочного установления трудовой пенсии по старости, поскольку в этот период истец работал в противопожарной службе, не входящей в структуру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а относилась к субъекту Российской Федерации.. Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца Чернова Н.В. соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437, существенным для разрешения данного спора не является. Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение, условия ее назначения, входят в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении иска Чернова Н.В. к ГУ УПФР ... о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периодов работы с ч.м.г. по ч.м.г. и возобновлении выплаты трудовой пенсии с ч.м.г. отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В иске Чернову Н.В. к ГУ УПФР ... о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периодов работы с ч.м.г. по ч.м.г. и возобновлении выплаты трудовой пенсии с ч.м.г. отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2010 года. Председательствующий: