Р Е Ш Е Н И Е 2-1692 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2010 года Каменский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Оськиной Н.Н. при секретаре Царапкиной М. В. с участием прокурора Вершининой С. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «...» ... района ... области о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: ... межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «...» ... района ... области о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушения, мотивируя свои требования тем, что 18 августа 2010 года ... межрайонной прокуратурой с участием главного Государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, а также начальника отдела ГО и ЧС администрации ... района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ООО «...» ... района ... области эксплуатирующей (содержащей в собственности) следующие ГТС: - водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенное на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки; - водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенное в балке ... в ... метрах от д. ... района ... области, ... года постройки; - водохранилище с. ..., ... года постройки, находящееся на расстоянии ... метров от ... окраины с. ... в балке ... В статье 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу частей 1, 2 статьи 67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту №117-ФЗ) безопасность гидротехнических сооружений это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно ст.8 указанного Законабеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В статье 9 указанного Закона определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния пиротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской бороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учётом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности агротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. Однако, в нарушение указанной нормы ООО «...» при эксплуатации указанных ГТС, декларации безопасности гидротехнических сооружений, не составлялись, в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, не представлялись, разрешения на эксплуатацию ГТС не получались. В нарушение ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «...» ... района ... области не проведена государственная экспертиза деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений. В нарушение ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «...» ... района ... области не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. В нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «...» ... района ... области допущены следующие нарушения при эксплуатации ГТС, а именно: - водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенное на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки на момент проверки имело: размыв грунта верхового откоса; отсутствие люков, колодцев дренажного устройства в количестве 4-х штук; образование воронки над водоотводными трубами водосбросного сооружения ниже плотины; разрушение бетонных частей консольной части водосбросного сооружения; отсутствует расчет вероятного вреда. Следовательно, ООО«...» ... района ... области вышеуказанные ГТС эксплуатируются с нарушением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Дальнейшее бездействие ООО «...» ... района ... области может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан. В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, которых признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В исковом заявлении ... межрайонный прокурор просил суд: 1. Признать незаконным бездействие ООО «...» ... района ... области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; 2. Обязать ООО «...» ... района ... области устранить выявленные нарушения, а именно: - по всем вышеуказанным гидротехническим сооружениям, находящимся в собственности (пользовании) ООО «...» ... района ... области необходимо составить декларации безопасности гидротехнических сооружений; представить декларации безопасности гидротехнических сооружений в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений: провести государственную экспертизу деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; - по водохранилищу объемом ... млн. кубометров, расположенному на реке ..., на ... окраине с. ... ... района ... области, ... года постройки, необходимо: а) устранить размыв грунта верхового откоса; б) установить люки, колодцев дренажного устройства в количестве 4-х штук; в) устранить воронку над водоотводными трубами водосбросного сооружения ниже плотины; г) восстановить разрушенные бетонные фрагменты консольной части водосбросного сооружения; д) провести расчет вероятного вреда. В судебном заседании прокурор Вершинина С. А. исковые требования поддержала, суду пояснила вышеизложенное. В судебном заседании представитель ответчика – ООО «...» ... района ... области Новиков Ю. А. не возражал в удовлетворении иска ... межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «...» ... района ... области о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушения. Выслушав прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд пришел к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что 18 августа 2010 года ... межрайонной прокуратурой с участием главного Государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, а также начальника отдела ГО и ЧС администрации ... района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ООО «...» ... района ... области эксплуатирующей следующие ГТС: водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенное на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки; водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенное в балке ... в ... метрах от д. ... района ... области, ... года постройки; водохранилище с. ..., ... года постройки, находящееся на расстоянии ... метров от ... окраины с. ... в балке ... Ст. 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу частей 1, 2 статьи 67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно ст.8 указанного Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: - обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; -представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; - государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; -непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; -осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; -необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; -ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В статье 9 указанного Закона определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: -обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния пиротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской бороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения, вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации четом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности агротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. Однако, в нарушение указанной нормы ООО «...» ... района ... области при эксплуатации указанных ГТС, декларации безопасности гидротехнических сооружений, не составлялись, в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, не представлялись, разрешения на эксплуатацию ГТС не получались. В нарушение ст.11,15 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «...» ... района ... области не проведена государственная экспертиза деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. В нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «...» ... района ... области допущены следующие нарушения при эксплуатации ГТС. Водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенное на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки на момент проверки имело: размыв грунта верхового откоса; отсутствие люков, колодцев дренажного устройства в количестве 4-х штук; образование воронки над водоотводными трубами водосбросного сооружения ниже плотины; разрушение бетонных частей консольной части водосбросного сооружения; отсутствует расчет вероятного вреда. Данные обстоятельства подтверждены показаниями прокурора, представителя ответчика. Таким образом, ООО «...» ... района ... области вышеуказанные ГТС эксплуатируются с нарушением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, дальнейшее бездействие ООО «...» ... района ... области может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан. Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие ООО «...» ... района ... области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Обязать ООО «...» ... района ... области на водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенном на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки; на водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенном в балке ... в ... метрах от д. ... района ... области, ... года постройки; на водохранилище с. ... района ... области ... года постройки, находящемся на расстоянии ... метров от ... окраины с. ... района ... области в балке ..., составить декларации безопасности гидротехнических сооружений; предоставить декларации безопасности гидротехнических сооружений в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; провести государственную экспертизу деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Обязать ООО «...» ... района ... области на водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенном на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки устранить размыв грунта верхового откоса; установить люки, колодцев дренажного устройства в количестве 4-х штук; устранить воронку над водоотводными трубами водосбросного сооружения ниже плотины; восстановить разрушенные бетонные фрагменты консольной части водосбросного сооружения; провести расчет вероятного вреда. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие ООО «...» ... района ... области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Обязать ООО «...» ... района ... области на водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенном на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки; на водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенном в балке ... в ... метрах от д. ... района ... области, ... года постройки; на водохранилище с. ... района ... области ... года постройки, находящемся на расстоянии ... метров от ... окраины с. ... района ... области, в балке ..., составить декларации безопасности гидротехнических сооружений; предоставить декларации безопасности гидротехнических сооружений в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; провести государственную экспертизу деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Обязать ООО «...» ... района ... области на водохранилище объемом ... млн. кубометров, расположенном на реке ..., на ... окраине с. ... района ... области, ... года постройки устранить размыв грунта верхового откоса; установить люки, колодцев дренажного устройства в количестве 4-х штук; устранить воронку над водоотводными трубами водосбросного сооружения ниже плотины; восстановить разрушенные бетонные фрагменты консольной части водосбросного сооружения; провести расчет вероятного вреда. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд, через Каменский городской суд Пензенской области. Председательствующий: Н.Н. Оськина