о признании бездействия незаконными, о понуждении устранить нарушения



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е 2-1691

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2010 года Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Оськиной Н.Н.

при секретаре Царапкиной М. В.

с участием прокурора Шачиковой Н. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ИП Шкуркину С. В. о признании бездействия незаконными, о понуждении устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

... межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ИП Шкуркину С. В. о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушения, ссылаясь на то, что 23 сентября 2010 года ... межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ИП Шкуркиным С.В, эксплуатирующим ГТС на пруду с площадью зеркала ..., в ... км. на ... от здания сельской администрации поселка ... ... района ... области, 1962 года постройки.

В статье 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу частей 1, 2 статьи 67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Согласно ст.8 указанного Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В статье 9 названного Закона определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения, вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии пиротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учётом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности пиротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации пиротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Однако, в нарушение указанной нормы ИП Шкуркиным С.В. при эксплуатации указанного ГТС, декларация безопасности гидротехнических сооружения не составлялась, в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, не представлялась, разрешение на эксплуатацию ГТС не получалось.

В нарушение ст. 11,15 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ИП Шкуркиным С.В. не проведена государственная экспертиза деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений; не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Следовательно, ИП Шкуркиным С.В. вышеуказанное ГТС эксплуатируется с нарушением норм и правил безопасности пиротехнических сооружений. Дальнейшее бездействие ИП Шкуркина С.В. может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан.

В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, среди которых признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В исковом заявлении Каменский межрайонный прокурор просил суд:

Признать незаконным бездействие ИП Шкуркина С.В., выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Обязать ИП Шкуркина С.В. устранить выявленные нарушения, а именно: по ГТС, расположенном на пруду с площадью зеркала ..., в ... км. на ... от здания сельской администрации поселка ... района ... области, 1962 года постройки, находящемся в собственности (пользовании) ИП Шкуркина С.В., составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения; представить декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; провести государственную экспертизу декларации безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В судебном заседании прокурор Шачикова Н. А. исковые требования поддержала, суду пояснила вышеизложенное. Она просила суд признать незаконным бездействие ИП Шкуркина Сергея Васильевича, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Обязать ИП Шкуркина Сергея Васильевича на гидротехническое сооружение, расположенное на пруду в ... км. на ... от здания сельской администрации посёлка ... района ... области, 1962 года постройки, составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения; представить декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; провести государственную экспертизу декларации безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В судебное заседание ответчик ИП Шкуркин С. В.не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 23 сентября 2010 года ... межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ИП Шкуркиным С.В., эксплуатирующим ГТС на пруду с площадью зеркала ..., в ... км. на ... от здания сельской администрации поселка ... района ... области, 1962 года постройки.

В статье 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу частей 1, 2 статьи 67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Согласно ст.8 указанного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Ст. 9 названного Федерального закона определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 названного Федерального закона ущерб, нанесённый в результате аварии гидротехнического сооружения, вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии пиротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учётом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности пиротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации пиротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Однако в нарушение указанной нормы ИП Шкуркиным С.В. при эксплуатации указанного ГТС декларация безопасности гидротехнических сооружения не составлялась, в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, не представлялась, разрешение на эксплуатацию ГТС не получалось.

В нарушение ст. 11, 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ИП Шкуркиным С.В. не проведена государственная экспертиза деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Таким образом, ИП Шкуркиным С.В. вышеуказанное ГТС эксплуатируются с нарушением норм и правил безопасности пиротехнических сооружений, дальнейшее бездействие ИП Шкуркина С.В. может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие ИП Шкуркина С. В., выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Обязать ИП Шкуркина С. В. на гидротехническое сооружение, расположенное на пруду в ... км. на ... от здания сельской администрации посёлка ... района ... области, 1962 года постройки, составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения; представить декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; провести государственную экспертизу декларации безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ИП Шкуркина С.В. государственную пошлину в доход государства в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие ИП Шкуркина С. В., выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Обязать ИП Шкуркина С. В. на гидротехническое сооружение, расположенное на пруду в ... км. на ... от здания сельской администрации посёлка ... района ... области, 1962 года постройки, составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения; представить декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; провести государственную экспертизу декларации безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения; застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Взыскать с ИП Шкуркина С. В. государственную пошлину в доход государства в размере ... рублей.

ИП Шкуркин С. В. вправе подать в Каменский городской суд Пензенской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Пензенский областной суд, через Каменский городской суд Пензенской области, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Н.Н. Оськина