о защите прав потребителей



Дело №2-1729

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2010 года

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.

при секретаре Медведевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устименко Л.С. к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Устименко Л.С. обратилась в суд с иском к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения» о защите прав потребителей, ссылаясь на то, что она является собственницей квартиры в доме по ул. ..., в которой установлен индивидуальный прибор учета /счетчик/ холодной воды по показаниям которого она производит оплату за воду и стоки, однако ответчики начисляют ей оплату, исходя из нормативов потребления, с чем она не согласна, поскольку считает, что оплата за коммунальные услуги должна определяться по показаниям индивидуальных приборов учета, а не по нормативам потребления коммунальных услуг. Кроме того, считает, что срок установки коллективных /общедомовых/ приборов учета определен до 2012 года, поэтому ответчики должны производить расчеты за услуги по водоснабжению и водоотведению на основании индивидуальных приборов учета. Просит суд обязать ответчиков аннулировать перерасчет коммунальных услуг за пользование холодной водой и водоотведение по нормативу потребления и взыскать денежную компенсацию в счет возмещения морального вреда в сумме ххх рублей.

Истица Устименко Л.С. в суд не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении иска в её отсутствие.

Представитель ОДО « ... водопроводные сети и ОДО «Сети водоотведения» - Власова С.Г., действующая на основании доверенностей, иск не признала и пояснила, что многоквартирный жилой дом по ул. ... не оснащен коллективным прибором учета холодной воды и сточных вод. Следовательно, размер платы для потребителей холодной воды и размер платы за услуги водоотведения, проживающих в указанном доме, исчисляется по нормативу потребления коммунальных услуг. Норматив потребления услуг по холодному водоснабжению для жителей г. ... утвержден решением Собрания представителей города ... от ч.м.г. для домов с быстродействующими газовыми водонагревателями и многоточечным водоразбором, к числу которых относится многоквартирный жилой дом по ул. ..., утвержден норматив потребления 270 л. холодной воды на 1 чел. в сутки. Объем водоотведения принимается равным объему водопотребления. Тариф на услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение» для ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения» на 2010 год утвержден решением Собрания представителей города ... от ч.м.г. «Об установлении тарифов на товары и услуги предприятий и организаций коммунального комплекса города ..., тарифов и размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города ... и собственников жилых помещений, которые не приняли решений о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, проживающими в жилищном фонде города ... на 2010 год» в размере 20 руб. 93 коп. за 1 куб. м.- холодное водоснабжение; 14 руб.05 коп. за 1 куб.м.- отведение бытовых стоков.

Размер платы за холодное водоснабжение рассчитывается следующим образом:

270 л./сут. х 365 дн. : 12 мес. = 8,2 куб.м. в месяц на 1 чел.;

8,2 куб. м./мес. х 20 руб. 93 коп. = 171 руб. 63 коп. с 1 чел. в месяц.

Размер платы за водоотведение рассчитывается следующим образом:

8,2 куб. м./мес. х 14 руб. 05 коп. = 115 руб. 21 коп. с 1 чел. в месяц.

Исходя из изложенного принципа расчетов, истице ежемесячно производится начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение. Применяемый порядок расчета размера платы не только не противоречит нормам жилищного и гражданского законодательства, а полностью с ним согласуется. Ссылку истицы на возможность проведения расчетов за потребленную холодную воду и водоотведение на основании показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии общедомового прибора учета до 2012 года считает необоснованной, поскольку положениями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действительно предусмотрена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах в срок до 01.01.2012 г. обеспечить учет всех энергетических ресурсов путем установки приборов учета, однако указанный закон не устанавливает порядок расчетов за отпущенные коммунальные ресурсы между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, а как указано в ст. 1 регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. К тому же, ст. 13 № 261-ФЗ определяет, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов. В иске просит отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчиков, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Судом установлено, что Устименко Л.С. является собственницей квартиры в доме по ул. ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы ... от ч.м.г. номер регистрации .

В судебном заседании установлено, что в многоквартирном доме по ул. ... ... выбран способ управления – непосредственное управление.

Согласно справкам ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» от ч.м.г. Устименко Л.С., проживающей по адресу ..., начисление платы за холодную воду и услуги водоотведения производятся по нормативу потребления коммунальных услуг.

Согласно представленным сведениям по лицевым счетам за Устименко Л.С. имеется задолженность на ч.м.г. перед ОДО « ... водопроводные сети» в сумме ххх, перед ОДО «Сети водоотведения» - ххх.

Установлено и не отрицается представителем ответчиков и истицей, в жилом доме по ул. ... ... отсутствует общедомовой прибор учета холодной воды и сточных вод.

Следовательно, общий размер платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению определяется исходя из пункта 19 вышеуказанных Правил, т.е. по нормативу потребления коммунальных услуг, который по холодному водоснабжению и водоотведению для жителей ..., утвержден решением Собрания представителей ... от ч.м.г. и для домов с быстродействующими газовыми водонагревателями и многоточечным водоразбором, к числу которых относится многоквартирный жилой дом по ул. ..., утвержден норматив потребления 270 л. холодной воды на 1 чел. в сутки.

Решением Собрания представителей ... от ч.м.г. «Об установлении тарифов на товары и услуги предприятий и организаций коммунального комплекса города ..., тарифов и размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города ... и собственников жилых помещений, которые не приняли решений о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, проживающими в жилищном фонде города ... на 2010 год», утвержден тариф на 2010 год на услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение» в размере 20 руб. 93 коп. за 1 куб. м.- холодное водоснабжение; 14 руб.05 коп. за 1 куб.м.- отведение бытовых стоков.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (статья 30 Жилищного кодекса РФ).

При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, при непосредственном управлении, с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Положения абзаца 2 пункта 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил.

Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.

Согласно подпункту «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, при отсутствии коллективных /общедомовых, общих /квартирных/ и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам, где указано, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение /руб./ определяется по формуле:

Р = n х N х Т,

ky i I j ky

где:

n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в 1-том

i жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для 3 холодного водоснабжения - куб. м в месяц на 1 чел.

Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный

ky соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного

водоснабжения - руб./куб. м).

Правилами предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

Общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод по индивидуальным приборам учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета не учитывает общедомовые затраты.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что независимо от факта наличия в квартире Устименко Л.С. индивидуальных приборов учета, расчет коммунальных услуг - холодное водоснабжение и водоотведение следует производить в порядке требований ст. 19 вышеназванных Правил, поскольку общедомовые затраты могут быть учтены при наличии коллективных / общедомовых/ приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, однако такой прибор учета в данном доме отсутствует.

Суд не находит законных оснований для понуждения ответчиков к аннулированию перерасчета за холодное водоснабжение и водоотведение, поскольку согласно ст. 544 ГК РФ оплата должна осуществляться за весь объем ресурсов, поданных на вводе в дом по ул. ..., что также не противоречит ст. 157 ЖК РФ, где указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Доводы Устименко Л.С. о том, что срок установки коллективных /общедомовых/ приборов учета определен до 2012 года, в связи с чем ответчик должен производить расчеты за потребленную холодную воду и водоотведение на основании показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии общедомового прибора учета до 2012 года, суд считает необоснованными, поскольку положениями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действительно предусмотрена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах в срок до 01.01.2012 года обеспечить учет всех энергетических ресурсов путем установки приборов учета, однако указанный закон не устанавливает порядок расчетов за отпущенные коммунальные ресурсы между ресурсоснабжающей организацией и потребителями.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая во внимание вышеизложенное, оценивая представленные доказательства в их совокупности в силу ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым в иске Устименко Л.С. к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения» об аннулировании перерасчета по коммунальным услугам за пользование холодной водой и водоотведение по тарифу, взыскании морального вреда отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Устименко Л.С. к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения» об аннулировании перерасчета по коммунальным услугам за пользование холодной водой и водоотведение по тарифу, взыскании морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2010 года.

Председательствующий: