о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело 2-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 года

Каменский городской суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Погребной С.Г.

при секретаре Медведевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канеевой И.Р. к ГУ УПФР ... о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Канеева И.Р.обратилась в суд с иском к ГУ УПФР ... о признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование своих исковых требований указала, что ч.м.г. она обратилась в ГУ УПФР ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР ... от ч.м.г. в назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого льготного стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 года, при этом в стаж не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ч.м.г. по ч.м.г., с ч.м.г. по ч.м.г. – всего продолжительностью один месяц 26 дней, а также отпуск по уходу за ребенком с ч.м.г. по ч.м.г. продолжительностью 2 года 25 дней. Истица считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку отказ комиссии в назначении ей пенсии ограничивает ее право на социальное обеспечение и исключение вышеуказанного периода нахождения ее на курсах повышения квалификации противоречит ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В судебном заседании Канеева И.Р. исковые требования поддержала, суду пояснила вышеизложенное.

В судебном заседании представитель ГУ УПФР ... Ишкина В.И., действующая по доверенности ч.м.г., иск не признала, суду пояснила, что согласно ст. 27 п.1 пп.20 Федерального Закона РФ « 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается ранее установленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР ... от ч.м.г. Канеевой И.Р. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточности специального стажа медицинской деятельности, который на момент обращения составил менее 30 лет, при этом из подсчета специального стажа были исключены периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации сроком 1 месяц 26 дней, а также отпуск по уходу за ребенком с ч.м.г. по ч.м.г. продолжительностью 2 года 25 дней, поскольку курсы повышения квалификации и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не связаны с осуществлением лечебной деятельности и не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина- связанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.7 Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу п. 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Канеева И.Р. с ч.м.г. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность и работает в должности медицинской сестры ... ЦРБ /л.д./.

В соответствии с приказами ... городской больницы Канеева И.Р. с ч.м.г. по ч.м.г., с ч.м.г. по ч.м.г. – всего продолжительностью 1 месяц 26 дней находилась на курсах повышения квалификации /л.д./.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что в период нахождения на курсах повышения квалификации Канеевой И.Р. по месту работы начислялась заработная плата /л.д. /, с которой производились страховые отчисления, т.е. трудовые отношения с истцом не прекращались и по завершении обучения она вновь возвратилась к месту своей основной работы.

ч.м.г. Канеева И.Р. обратилась в ГУ УПФР ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения / л.д. /.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР ... от ч.м.г. в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа медицинской деятельности., который, по мнению, ответчика составил менее необходимых 30 лет, при этом в льготный стаж не были засчитаны периоды нахождения Канеевой И.Р. на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком.

Представитель ГУ УПФР ... считает, что истец не имеет необходимого 30-летнего стажа медицинской деятельности, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуск по уходу за ребенком не являются медицинской деятельностью и не могут быть учтены при подсчете специального стажа.

Однако с доводами представителя ГУ УПФР суд согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, по смыслу данной правовой нормы периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно п.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При таких обстоятельствах суд считает, что вышеуказанные периоды нахождения Канеевой И.Р. на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Судом установлено, что истица находилась в отпуске по уходу за ребёнком с ч.м.г. по ч.м.г., который не был засчитан в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (принятого 9.12.1971 г.) женщине по её заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохранялось место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Законом РФ №3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены ограничения, согласно которым отпуска по уходу за ребёнком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Согласно разъяснениям Минтруда РФ п. 21 от 2 мая 1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 1 октября 1999 года) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года, т. е. до вступления в силу вышеназванного Закона РФ №3543-1 от 25 сентября 1992 года.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР, предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.

Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Принимая во внимание вышеназванные нормативные акты, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о необходимости включения периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком с ч.м.г. по ч.м.г..

Отказывая во включении в специальный стаж Канеевой И.Р. периода нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком с ч.м.г. по ч.м.г., ГУ УПФ РФ ... неправомерно ограничил её в пенсионных правах, поставив её в неравные условия с другими категориями граждан. Эти ограничения не предусмотрены федеральными законами и не соответствуют целям, указанным в п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

В соответствии с ч.1,2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым включить в льготный стаж Канеевой И.Р. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком и назначить ей пенсию на льготных условиях с момента обращения за ней, т.е. с ч.м.г..

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное Управление Пенсионного фонда России ... включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья Канеевой И.Р. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ч.м.г. по ч.м.г., с ч.м.г. по ч.м.г. – всего продолжительностью один месяц 26 дней, а также отпуск по уходу за ребенком с ч.м.г. по ч.м.г. продолжительностью 2 года 25 дней и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ч.м.г..

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2011 года.

Председательствующий :