Дело №2-142 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 марта 2011 года Каменский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Погребной С.Г. с участием адвоката Алюковой Р.М. при секретаре Медведевой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разумова А.В. к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения ...» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л : Разумов А.В. является нанимателем служебного жилого помещения- квартиры № в доме № по ул. ... в г. ... Разумов А.В. обратился в суд с иском к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения ...» о защите прав потребителей, в котором просил суд понудить ответчиков пересмотреть порядок оплаты за пользование холодной водой и водоотведением, начиная с ч.м.г. и возложить на ответчиков обязанность по начислению за пользование холодным водоснабжением и прием сточных вод, исходя из показаний индивидуальных приборов учета. В обоснование иска указывает, что в его квартире установлены индивидуальные приборы учета /счетчики/ холодной и горячей воды, в связи с чем оплата за данные коммунальные услуги должна определяться по показаниям индивидуальных приборов учета, а не по нормативам потребления коммунальных услуг. ч.м.г. между ним и МУП ВКХ, которое, по мнению, истца является правоприемником ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения ...», был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Однако, начиная с ч.м.г. поставщиком в лице ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» были выдвинуты требования об уплате не по приборам учета, а на основании норм расхода с учетом количества проживающих в жилом помещении человек, что по его мнению противоречит части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу которой до установки приборов учета пользуемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов» и подпункту 4.1 Договора. ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» считают, что по состоянию на ч.м.г. за ним числится задолженность за потребление холодной воды в сумме 6043,42 рубля и за водоотведение 6247,25 рублей, с чем он не согласен, поскольку оплата за данную коммунальную услугу должна определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Просит суд обязать ОДО « ... водопроводные сети и ОДО «Сети водоотведения ... пересмотреть порядок оплаты за пользование им и членами его семьи холодной водой, начиная с ч.м.г., а именно оплату взимать на основании показаний индивидуальных приборов учета расхода воды, согласно действующему законодательству и обязать числящуюся за ним и членами его семьи задолженность по состоянию на день вынесения решения, считать недействительной. В судебном заседании представитель истца Разумова А.В.- Разумова Т.А., действующая на основании доверенности от ч.м.г., исковые требования уточнила и просила суд возложить на ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения ...» обязанность по пересмотру порядка оплаты за пользование холодной водой и прием сточных вод, начиная с ч.м.г., а именно производить взимание оплаты исходя из показаний индивидуальных приборов учета расхода воды и приема сточных вод и признать числящиеся задолженности на день вынесения решения суда недействительными, доводы изложенные в исковом заявлении поддержала. Представитель ОДО « ... водопроводные сети и ОДО «Сети водоотведения ...» - Власова С.Г., действующая на основании доверенностей, иск не признала и пояснила, что многоквартирный жилой дом № по ул. ... не оснащен коллективным прибором учета холодной воды и приема сточных вод. Следовательно, размер платы для потребителей холодной воды и размер платы за услуги водоотведения, проживающих в указанном доме, исчисляются по нормативу потребления коммунальных услуг. Норматив потребления услуг по холодному водоснабжению для жителей г. ... утвержден решением Собрания представителей города ... № от ч.м.г. Для домов с централизованным горячим водоснабжением, к числу которых относится многоквартирный жилой дом № по ул. ..., утвержден норматив потребления 175 л. холодной воды на 1 чел. и 145 л. горячей воды на 1 чел. в сутки. Объем водоотведения принимается равным объему водопотребления. Тариф на услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение» для ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» на 2010 год утвержден решением Собрания представителей города ... № от ч.м.г. «Об установлении тарифов на товары и услуги предприятий и организаций коммунального комплекса города ..., тарифов и размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города ... и собственников жилых помещений, которые не приняли решений о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, проживающими в жилищном фонде города ... на 2010 год» - холодное водоснабжение в размере 20 руб.93 коп. за 1 куб.м. и 14 руб.05 коп. за 1 куб.м. отведенных сточных вод. Размер ежемесячной платы истца за холодное водоснабжение и за водоотведение в 2010 году рассчитывался в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307. Размер ежемесячной платы за холодное водоснабжение в 2010 году составил 556 руб.75 коп. / 5 чел.х5,32 куб.м. / 175л.х365 дн.:12 мес./ х 20 руб.93 коп. В период отсутствия горячего водоснабжения /с ч.м.г. по ч.м.г./ размер платы рассчитывался следующим образом: 5 чел х6,24 куб.м. /205 л.х365 дн.:12 мес./х 20 руб.93 коп. = 653 руб. Размер платы за водоотведение рассчитывается следующим образом: 1 чел. х 9,73 куб. м. / 175 л.+ 145 л./ х 365 дн.:12 мес. х 14 руб. 05 коп. = 136 руб. 71 коп. с 1 чел. в месяц. В период отсутствия горячего водоснабжения / с ч.м.г. по ч.м.г./ размер платы рассчитывался следующим образом: 1 чел. х 6,24 куб.м. /205л.х365 дн.:12 мес./х14 руб.05 коп. = 87 руб. 67 коп. Исходя из изложенного принципа расчетов, истцу ежемесячно производилось начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение. Применяемый порядок расчета размера платы не только не противоречит нормам жилищного и гражданского законодательства, а полностью с ним согласуется. Доводы истца о том, что оплата холодной воды и водоотведение производится им в строгом соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ №262 от 23.11.2009 г. является заблуждением, так как порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы не регулируется Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предметом которого является регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а целью - создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения (ст. 1). Правовое регулирование по определению размера платы содержат Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, где установлена обязанность потребителей вносить плату за услуги водоотведения и за холодную воду исходя из показаний коллективных приборов учета. Считает, что вывод истца о том, что он и члены его семьи, будучи нанимателями жилого помещения, имеют право на оплату приобретенных у ресурсоснабжающей организации объемов холодной воды и приема сточных вод по показаниям индивидуальных приборов учета, не состоятелен и не основан на нормах права. Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам дает определение потребителю как гражданину, использующему коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Законодательство не делит потребителей в зависимости от их статуса собственника либо нанимателя жилого помещения, наделяя всех потребителей одинаковыми правами и обязанностями, а п. 2 Правил гласит, что они распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилых фондов. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за коммунальные услуги ст. 153 Жилищного кодекса РФ возложена, в том числе, и на нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда. Таким образом, размер платы истец должен производить в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не делающих никаких исключений гражданам, проживающим в служебном жилом фонде. В иске просит отказать. Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил). Судом установлено, Разумов А.В. является нанимателем муниципального служебного жилого помещения- квартиры № в доме № по ул. ... в г. ..., что подтверждается ордером № от ч.м.г. /л.д.№/. Согласно справкам ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» от ч.м.г. Разумову А.В., проживающему по адресу ..., начисление платы за холодную воду и услуги водоотведения производятся по нормативам потребления коммунальных услуг. Согласно представленным сведениям по лицевым счетам за Разумовым А.В. на ч.м.г. имеется задолженность перед ОДО « ... водопроводные сети» 7117 руб.34 коп., перед ОДО «Сети водоотведения» 7528 руб. Установлено и не отрицается представителями ответчика и истца, в жилом доме № по ул. ... в г. ... отсутствует общедомовой прибор учета холодной воды и сточных вод. Следовательно, общий размер платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению определяется исходя из пункта 19 вышеуказанных Правил, т.е. по нормативу потребления коммунальных услуг, который по холодному водоснабжению и водоотведению для жителей г. ..., утвержден решением Собрания представителей города ... № от ч.м.г. и для домов с централизованным горячим водоснабжением, к числу которых относится многоквартирный жилой дом № по ул. ... утвержден норматив потребления 175 л. холодной воды и 145 л. горячей воды на 1 чел. в сутки, всего 320 л. Решением Собрания представителей города ... № от ч.м.г. «Об установлении тарифов на товары и услуги предприятий и организаций коммунального комплекса города ..., тарифов и размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города ... и собственников жилых помещений, которые не приняли решений о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, проживающими в жилищном фонде города ... на ч.м.г.», утвержден тариф на ч.м.г. на услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение» в размере 20 руб. 93 коп. за 1 куб. м.- холодное водоснабжение; 14 руб.05 коп. за 1 куб.м.- отведение бытовых стоков. Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Положения абзаца 2 пункта 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил. Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении. Согласно подпункту «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, при отсутствии коллективных /общедомовых, общих /квартирных/ и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам, где указано, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение /руб./ определяется по формуле: Р = n х N х Т, ky i I j ky где: n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в 1-том i жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для 3 холодного водоснабжения - куб. м в месяц на 1 чел. Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный ky соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения - руб./куб. м). Правилами предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления. Общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод по индивидуальным приборам учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета не учитывает общедомовые затраты. Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что независимо от факта наличия в квартире Разумова А.В. индивидуальных приборов учета, расчет коммунальных услуг - холодное водоснабжение и водоотведение следует производить в порядке требований ст. 19 вышеназванных Правил, поскольку общедомовые затраты могут быть учтены при наличии коллективных / общедомовых/ приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, однако такой прибор учета в данном доме отсутствует. Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что истцу обоснованно с ч.м.г. произведены начисления за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления. Суд не находит законных оснований для понуждения ответчиков к пересмотру порядка оплаты за холодное водоснабжение и водоотведение, поскольку согласно ст. 544 ГК РФ оплата должна осуществляться за весь объем ресурсов, поданных на вводе в дом № по ул. ... в г. ..., что также не противоречит ст. 157 ЖК РФ, где указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Доводы истца о том, что оплата холодной воды и водоотведения производится им в строгом соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд считает несостоятельными, поскольку порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы указанным законом не предусмотрена, а правовое регулирование по определению размера платы за холодную воду и водоотведение содержат Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, где установлена обязанность потребителей вносить плату за холодную воду и водоотведение исходя из показаний коллективных приборов учета Согласно ст. 1 названного закона целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Не нашли своего подтверждения и доводы истца о том, что ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» являются в силу ст. 58 ГК РФ правоприемниками МУП ВКХ, поскольку в судебном заседании установлено, что МУП ВКХ ... производило поставку питьевой воды и оказывало услуги по водоотведению абонентам до ч.м.г., а в период с ч.м.г. по ч.м.г. указанной деятельностью занимались ООО « ... водопроводные сети» и ООО «Сети водоотведения ...», с ч.м.г. ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...» соответственно. Данное обстоятельство подтверждается представленными представителем ответчиков Уставами ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...», свидетельствами о государственной регистрации юридических лиц - ОДО « ... водопроводные сети» и ОДО «Сети водоотведения ...», определением Арбитражного суда ... от ч.м.г. в соответствии с которым с ч.м.г. в отношении МУП ВКХ г. ... завершено конкурсное производство, в связи с чем оно исключено из реестра юридических лиц. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принимая во внимание вышеизложенное, оценивая представленные доказательства в их совокупности в силу ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым в иске Разумову А.В. к ОДО « ... водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения ...»» о возложении обязанности по пересмотру порядка оплаты за пользование холодной водой и прием сточных вод, начиная с ч.м.г., а именно взимании оплаты исходя из показаний индивидуальных приборов учета расхода воды и приема сточных вод и признании числящейся задолженности на день вынесения решения суда недействительной отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В иске Разумову А.В. к ОДО « ... водопроводные сети» ОДО «Сети водоотведения ...» о возложении обязанности по пересмотру порядка оплаты за пользование холодной водой и прием сточных вод, начиная с ч.м.г., а именно взимании оплаты исходя из показаний индивидуальных приборов учета расхода воды и приема сточных вод и признании числящейся задолженности на день вынесения решения суда недействительной, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 года. Председательствующий: