о признании права на обеспечение жилым помещением



2-271

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Оськиной Н. Н.

при секретаре Константиновой М. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дырдовой В. А. к администрации ... о признании акта межведомственной комиссии, решения комиссии, постановления незаконными, о признании права на обеспечение жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Дырдова В.А. обратилась в суд с иском к администрации ... о признании акта межведомственной комиссии, решения комиссии, постановления незаконными, о признании права на обеспечение жилым помещением, ссылаясь на то, что она является ... ФИО1, проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном в .... Дырдова В. А. имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».

В связи с изданием Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года с последующими изменениями «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» Дырдова В. А. обратилась к ответчику с просьбой улучшить её жилищные условия как ... В данной просьбе Дырдовой В.А. было отказано в связи с тем, что имеющийся у неё на праве собственности жилой дом является пригодным для проживания, и согласно ст. 54 ЖК РФ её не могут поставить на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. По данному факту было принято постановление главы администрации ... от ч.м.г. №. Данное постановление вынесено с учётом протокола № заседания комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учёт от ч.м.г., которым принадлежащее Дырдовой В.А. на праве собственности жилое помещение было признано пригодным для проживания.

П.1 Указа Президента РФ признано считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОв и членов их семей, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ - №5 от 12.01.1995 г.

Дырдова В.А. считает, что жилое помещение, в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, построен в 1951 году, деревянный. Она является нуждающейся в таком жилье.

Истец указывает, что согласно ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признаётся квартира или жилой дом, которые состоят из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком жилом помещении.

Согласно п.12 раздела 3 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.01.2006 г. №47 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 494 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, а согласно п.10, п. 34 несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии.

Не согласившись с актом обследования помещения межведомственной комиссии, Дырдова В. А. обратилась к специалисту АНО «...» с требованием определить техническое состояние жилого дома с точки зрения его пригодности для проживания. Согласно акту экспертного исследования № от ч.м.г. общее техническое состояние жилого дома оценено как ветхое (недопустимое), при котором состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Физический износ жилого дома составляет 66 %. Существующее техническое состояние жилого дома не соответствует действующим нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для постоянного проживания.

Дырдова В.А. считает, что обследование и оценка помещения, выполненная комиссий ответчика, являются незаконными, противоречащими нормам и правилам «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.01.2006 г. № 47 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. №494, а решение администрации ... об отказе в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежащим отмене.

Дырдова В.А. имеет в собственности жилое помещение, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поэтому она ответчиком должна быть включена в списки лиц, которые будут обеспечены жильем за счёт средств федерального бюджета.

В исковом заявлении Дырдова В. А. просила суд:

1. Признать решение комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учёт, изложенное в протоколе № от ч.м.г., в части признания жилого помещения, расположенного в ..., пригодным для проживания, незаконным.

2. Признать постановление главы администрации ... от ч.м.г. № об отказе в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

3. Признать за ней, ..., право на обеспечение жилым помещением на основании Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года.

Администрация ... представила в суд возражения, указав, что Дырдова В. А. 25.11.2010г. обратилась в администрацию ... с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением администрации ... от ч.м.г. № Дырдовой В.А. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2,ч.1,ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Дырдова В.А. является собственником домовладения № ... на праве личной собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ч.м.г.

Согласно ч.3,4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильём за счёт средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильём не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством( ст.51 ЖК РФ).

Решением Собрания представителей ... от ч.м.г. № «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого


помещения по договору социального найма в городе ... учётная норма площади жилого помещения в ... установлена в размере 10 кв. м. общей площади.

В доме, расположенном по адресу: ..., Дырдова В.А. проживает одна. Общая площадь указанного дома составляет ... кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы.

Таким образом, истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не имеет право на предоставление ей жилья.

Администрация ... считает, что исковые требования Дырдовой В.А незаконными и необоснованными.

Просили суд в удовлетворении исковых требований Дырдовой В.А. отказать.

В судебном заседании истец Дырдова В.А. исковые требования дополнила.Она просила суд:

1. Признать акт межведомственной комиссии администрации ... от ч.м.г. о признании жилого помещения по адресу: ... пригодным для проживания незаконным.

2.Признать решение комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий в части отказа ей -Дырдовой В. А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

3. Признать постановление администрации ... от ч.м.г. № об отказе ей в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

4. Признать за ней, ..., право на обеспечение жилым помещением согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», пояснив суду вышеизложенное.

В судебном заседании представитель ответчика администрации ... Гришакова Ю.Е., действующая на основании доверенности № от ч.м.г., с иском Дырдовой В.А. не согласилась, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав доводы ответчика, указанные в письменных возражениях.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, рассмотрев материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года с последующими изменениями «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: (в редакции Федерального закона от 29.06.2009г. №135-ФЗ) инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п.2 ст. 23.2)

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для решения вопроса о необходимости обеспечения Дырдовой В.А. жильём в соответствии с вышеприведенным законодательством необходимо признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.52 ЖК РФ «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 54 ЖК РФ «Отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

1. Отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истёк предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено судом, Дырдова В.А. является ... ФИО1, умершего ч.м.г. (л.д. ...). Она имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах».

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от ч.м.г., техническим паспортом, составленным по состоянию на ч.м.г., кадастровым паспортом Дырдовой В.А. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью ... кв.м., расположенный на земельном участке общей площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ... (л.д. №).

ч.м.г. Дырдова В.А. обратилась в администрацию ... с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.№).

ч.м.г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации ..., произвела обследование помещения по заявлению Дырдовой В.А. и пришла к выводу, что процент износа жилого дома по ... составляет 42%. Жилой дом по ... требует устройства отопления с прокладкой трубопроводов и установкой радиаторов отопления, проведения водопровода, дом пригоден для проживания (л.д.№).

В соответствии с постановлением администрации ... № от ч.м.г. Дырдовой В. А. было отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условиях и постановке учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. №). При этом причина отказа не указана.

Согласно акту экспертного исследования от ч.м.г. физический износ жилого дома по адресу: ... на момент проведения экспертного осмотра составляет 66%. Критическим пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65 %, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными.

В связи с ветхим техническим состоянием конструкций жилого дома, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, указанное жилое помещение не соответствует требованиям п.10 раздела 2 и п.п. 33, 34 раздела 3«Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ № от ч.м.г. и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания (л.д. №).

Данные выводы специалиста подтверждают доводы истца и не опровергаются представителем ответчика.

В судебном заседании свидетели ФИО5, Сычёв В.Б. также пояснили, что дом по ... ..., в котором проживает Дырдова В.А., ветхий, из-за чего зимой в доме очень холодно.

Учитывая изложенные обстоятельства, оценивая все имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым признать акт межведомственной комиссии администрации ... от ч.м.г. о признании жилого помещения по адресу: ... пригодным для проживания незаконным.

Признать решение комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий в части отказа Дырдовой В. А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

Признать постановление администрации ... от ч.м.г. № об отказе Дырдовой В. А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

Признать за Дырдовой В. А., ..., право на обеспечение жилым помещением согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Признать акт межведомственной комиссии администрации ... от ч.м.г. о признании жилого помещения по адресу: ... пригодным для проживания незаконным.

Признать решение комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий в части отказа Дырдовой В. А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

Признать постановление администрации ... от ч.м.г. № об отказе Дырдовой В. А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным.

Признать за Дырдовой В. А., за вдовой участника Великой Отечественной войны, право на обеспечение жилым помещением согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд, через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий: Н.Н. Оськина