Дело № 2-467 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 июня 2011 г Каменский городской суд Пензенской области В составе председательствующего судьи Лавровой С.А. При секретаре Макеевой Е.Н С участием адвоката Бузяковой Л.М Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шебалковой П.Н. к Администрации ... о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л : Шебалкова П.Н обратилась в суд с иском к Администрации ... ... о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, инвалида ... группы по общему заболеванию. Ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ... принадлежат целый жилой дом площадью ... кв.м., а также земельный участок общей площадью ... кв.м., расположенные в .... В данном жилом помещении проживает она одна. Её муж, ФИО5 умер ... года. Жилье в котором она в настоящее время проживает, с ... года постройки.. её муж, будучи инвалидом и участником Великой Отечественной воины стал часто болеть. В силу своего состояния здоровья и возраста ему было очень сложно поддерживать техническое состояние дома в надлежащем состоянии, производить необходимый ремонт жилого помещения. . В силу состояния здоровья она могла производить чисто косметический ремонт жилого помещения, капитальный ремонт дома сделать не имела возможности. По этой причине дом начал разрушаться, приходить в негодность. Дом начал разрушаться, приходить в негодность. Фундамент здания дал осадку, образовались большие трещины, имеются искривления. Из-за этого наружные стены значительно отклонились от вертикали, имеются на стенах гниль, отслоения древесины. В трещины попадает вода. В результате этого все тепло из дома постоянно выдувается. Полы имеют провисание домок, местами вышепы, прогибы и просадки. Перекрытия также имеют прогибы, провисания. Строипильная система поражена гнилью, обрешетка провисла, кровля имеет протески. Окна и двери рассохлись, поражены гнилью, жучком, створки не открываются. Туалета в доме нет. В связи с тем, что её жилье является старым, ветхим, неблагоустроенным, в котором невозможно проживать, она обратилась в Администрацию ... ... с заявлением о признании её вдову умершего участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Однако Постановлением Администрации ... ... от ... г. № ... «Об отказе в признании её в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п.3, п.1,п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. По результатам обследования межведомственной комиссии домовладение признано пригодным для проживания. Процент износа жилья составляет 56%. Полагает, что отказ ей в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет является неправомерным. Согласно ст. 51 ч.1 п. 3 ЖК РФ граждане, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются нуждающиеся в жилых помещен проживающие в помещении, не отвечающие установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. 57 ч.2 п.1 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Считает, что жилой дом принадлежащий ей на праве собственности, является ветхим. Согласно экспертного исследования физический износ вышеуказанного жилого помещения составляет 70,0%. По результатам осмотра строительных конструкций фундамента жилого дома делается вывод, что состояние конструкций фундамента характеризуется как аварийное. Состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома № ... с пристроем ( Лит.А,А1 и пристроек ( лит.а,а1,а2), расположенного по ул. ... в ... позволяет сделать вывод о невозможности безопасной эксплуатации и постоянного проживания в данном жилом доме без проведения капитального ремонта, затраты на капитальный ремонт жилого дома являются экономически нецелесообразным. В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет и обеспечена жильем. Однако реализовать свое право на получение жилья, как вдова умершего инвалида ВОВ, она не может в силу состоявшихся и оспариваемых ею решений. В связи с чем просит суд Постановление Администрации ... ... от ... года № ... «Об отказе в признании её в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» признать незаконным и отменить. Признать её, вдову умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном в законе порядке. В судебное заседание истица не явилась надлежащим образом извещена. Представитель истцы - Туманова Л.В, действующий на основании доверенности от ... года № ... От исковых требований о Признании за истицей право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном в законе порядке- отказалась. Отказ принят судом. Оставшиеся исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении. Просит суд удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика ... Администрации ... ... – Рыжакова Р.И, исковые требования признала, в суде пояснила, что истица обращалась к ним с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как вдову участника ВОВ. Межведомственной комиссией было обследовано жилое помещение, принадлежащее истице на праве собственности. Обследование жилого помещения истицы, показало, что жилой дом пригоден для проживания. Комиссия обследовала жилой дом визуально, без применения каких-либо специальных приборов, и учитывала процент износа указанный в техническом паспорте. С заключение проведенном специалистами, где жилой дом признан непригодным для проживания, она согласна и не возражает против удовлетворения исковых требований. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему: Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). В соответствии с п 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Считать необходимым завершить до 1мая 2010года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1марта 2005года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995года №5-ФЗ "О ветеранах". Согласно статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" п.1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: Подпункт 4 п.1 указанной статьи предусматривает, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; . В соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из указанного следует вывод о том, что меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений указанной категории граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", могут быть предоставлены только лицам, нуждающимся в их получении. В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение строительно-технической экспертизы будет являться одним из доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с п.3 ст 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определением федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и ( или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.3 ч.1 ст 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещение, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено судом и подтверждено материала дела истец Шебалкова П.Н – ... года рождения является вдовой участника ВОВ 1941-1945 гг ( л.д. № ...), умершего ... г ( л.д. ...). Истец имеет на праве собственности жилой дом общей площадью ... кв.м, ... года постройки по ул. ..., дом ... в ... ( л.д. ...,7,9,9,10,). Полагая, что имеет право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет истица обратился в Администрацию ... с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы администрации ... жилое помещение принадлежащее истице на праве собственности ... года было обследовано и признано пригодным для проживания, процент износа указан – 56. ( л.д. ...). Принято заключение № ... от ... года о пригодности спорного жилого помещения для проживания. ( л.д. ...) Постановлением Администрации ... ... № ... от ... г истице было отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основаниям указанным в пунктов 1,2,3 ч.1 ст 51 ЖК РФ. ( л.д. ...). Истица обратился в суд с данным иском. Рассматривая законность данного постановления суд считает его подлежащим отмене, так как в суде установлено что домовладение принадлежащее истице на праве собственности является помещением, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. п.10. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. - п.33 Положения [14] Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.... - п. 34 Положения [14] Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Специалистом ООО ... по заявлению истицы было проведено обследование спорного жилого дома, находящееся по адресу : ... который сделал вывод: В несущих строительных конструкциях обследуемого жилого дома с Конструкция фундамента, выполненная из деревянных столбов, не готова воспринимать существующие нагрузки и не обеспечивает дальнейшую безопасную эксплуатацию жилого дома. Утраченные прочность и твёрдость ослабленных участков древесины столбов фундамента повышает водопоглащение, что приводит к дальнейшему разрушению фундамента. По результатам осмотра строительных конструкций фундамента жилого дома, определяет его как - аварийное состояние. 4. Согласно «Классификации жилых зданий по капитальности и Для жилого дома IV-ой группы капитальности со сроком службы 50 лет применение деревянных столбчатых фундаментов, долговечность которых определена в 15 лет, нерационально. За полный срок эксплуатации обследуемого жилого дома такие фундаменты должны быть заменены не менее 2-х раз. 5. Состояние несущих и ограждающих строительных конструкций жилого В связи с ветхим техническим состоянием конструкций жилого дома, приводящем к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, жилое помещение, находящееся по адресу: ..., ..., ... не соответствует требованиям п. 10,33, 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Данное заключение подтверждает доводы истца указанные в исковом заявлении.. Учитывая изложенные обстоятельства, признание иска ответчиком, принятое судом, оценивая все имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования заявленные Шебалковой П.Н. – удовлетворить Постановление Администрации ... ... от ... года № ... «Об отказе в признании Шебалкову П.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» признать незаконным и отменить. Признать Шебалкову П.Н., вдову умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Решение может быть обжаловано в течение 10- ти дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области. Председательствующий С.А.Лаврова
пристроем, (фундаменты, несущие и ограждающие стены, стропильная система и покрытие кровли), выявлены деформации и отклонения, что является признаком недостаточного запаса прочности здания в целом.
долговечности» жилое строение, (Лит.А, А1), относится к IV-ой группе
капитальности. Срок службы фундаментов IV-ой группы капитальности - 15 лет,
ограждающих стен - 50 лет, перекрытия - 35лет.
дома № ... с пристроем, (Лит.А, А1), и пристроек, (Лит.а, al, a2),
расположенного по улице ... в ... ...
... позволяет сделать вывод о невозможности безопасной
эксплуатации и постоянного проживания в данном строении без проведения
капитального ремонта. В данном случае затраты на проведение капитального
ремонта жилого дома являются экономически нецелесообразными.