о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е 2-269

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года

Каменский городской суд Пензенской области

В составе председательствующего судьи Оськиной Н.Н.

При секретаре Константиновой М. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева М. В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене,

У С Т А Н О В И Л:

Николаев М.В. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене, мотивируя свои требования тем, что им согласно договору купли-продажи от ч.м.г., а также передаточного акта от ч.м.г. была приобретена на возмездной основе производственная база состоящая из трёх объектов недвижимости в виде:

Гаража общей площадью ... кв.м., кадастровым (или условным) номером (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ч.м.г., серия ...);

Мастерской общей площадью ... кв.м.., кадастровым (или условным) ,(свидетельство о государственной регистрации права собственности от ч.м.г., серия ...);

Проходной общей площадью ... кв.м., кадастровым (или условным) номером , (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ч.м.г., серия ...) находящиеся на земельном участке по адресу: ..., ...

Указанный земельный участок, площадью ... кв. м. ...), с кадастровым номером , находится в государственной собственности РФ (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ от ч.м.г., серия ...).

ч.м.г. между Николаевым М.В. и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... (ТУ Росимущества по ...) был заключен договор аренды земельного участка, находящего в федеральной собственности , на неопределённый срок. Истец указывает, что в 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отмечается, что во изменение ранее действующему законодательству собственникам зданий, строений, сооружений дается право приобретения в собственность находящихся у них на праве аренды земельных участков.

Земельный кодекс РФ (абзац 2 пункта 1 статьи 36) даёт исключительное право на приватизацию земельных участков, в том числе гражданам- собственникам зданий, строений, сооружений. Вопросы определения цены таких участков отражены в абзаце 1 подпункта 1.1. пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, где отмечается, что продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами исполнительной власти.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусмотрено приобретение земельных участков по льготной цене. В частности, гражданам, являющимися собственниками расположенных на государственных или муниципальных земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (25 октября 2001 года), при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена
устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка. Данная стоимость участков подтверждается и в статье 12 Закона ... ... от ч.м.г. ПО «О регулировании земельных отношений на территории ...».

Истец считает, что за ним, как за собственником указанных выше строений, право собственности на которые возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, которые были приобретены у АО «...», образованного в результате приватизации государственного предприятия ГАТП «...», в соответствие с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распространяется право приватизации земельных участков по льготной цене с соблюдением требований действующего законодательства РФ, в том числе Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от ч.м.г. «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Истец указывает, что им дважды, через ТУ Росимущества ... (письма от ч.м.г. , от ч.м.г. ) были отправлены соответствующие документы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) с предложением о приватизации указанного земельного участка путём его приобретения по льготной цене и составлением соответствующего договора купли-продажи участка.

Однако, на оба вышеуказанных обращения Росимуществом, за подписью заместителя руководителя ФИО3, ему в приобретении указанного участка было отказано. Николаев М.В. считает отказ в заключении сделки на приобретение им данного земельного участка в собственность по льготной цене согласно письму от ч.м.г. является необоснованным по следующим основаниям.

Площадь указанного земельного участка, согласно
землеустроительной документации, составляет - ... квадратных метра, а общая площадь указанных выше трёх зданий согласно технических паспортов, составляет — ... квадратных метров. С учётом того, что данные здания расположены на определенном расстоянии друг от друга (примерно в ...), то ссылка ответчика на то, что площадь участка значительно превосходит площадь зданий (объектов недвижимости) Николаев М.В. считает необоснованной. Кроме того, истец указывает, что необходим проезд транспортных средств к указанным зданиям.

Николаев М.В. также отметил, что в результате приобретения в собственность указанного земельного участка планируется в дальнейшем организовать на нём охраняемую платную стоянку транспортных средств, с предварительным проведением работ по благоустройству данной территории.

С учётом того, что данный земельный участок с указанной площадью с существующими на нём указанными выше зданиями (других объектов недвижимости на участке нет) был сформирован 30-40 лет тому назад, здания равноудалены друг от друга и для подъезда к ним и их обслуживания необходим весь данный участок.

Раздел указанного участка на несколько частей невозможен, так как данный участок имеет небольшую площадь - ... кв.м., с трёх сторон окружён объектами недвижимости соседних участков, принадлежащих другим лицам, и в случае раздела земельного участка не будет возможности обеспечить проезд третьим лицам.

Истец отмечает, что ссылка ответчика на ст. 33 Земельного кодекса РФ необоснованна, поскольку данная статья регулирует нормы предоставления земельных участков для строительства и действует в отношении участков, которые формируются как вновь образованные. В данном случае, когда земельный участок, ранее учтённый, и на нём находятся существующие объекты недвижимости, необходимо руководствоваться статьей 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, вправе приобрести данные земельные участки в свою собственность.

Поскольку такое право граждан закреплено в законе, то основания для отказа должны быть строго описаны также в законе. В указанном письме (отказе) такой ссылки не приведено. Истец считает, что он вправе обратиться в судебный орган об обжаловании отказа в приобретении земельного участка по основаниям, указанным выше. Истец считает необоснованным отказ ответчика в заключении договора купли-продажи земельного участка и согласно письму от ч.м.г.

Николаев М.В. отмечает, что указанные строения были в государственной собственности, и имеется вся соответствующая необходимая документация на указанные строения (технические паспорта, кадастровый паспорт и т. п.).


Истец Николаев М.В., на основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12 ГК РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, ст.ст. 22, 23, 30 ГПК РФ от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ, ст. 2 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ, ст. 12 Закона ... от ч.м.г. -ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории ...», просит суд обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заключить с ним договор купли - продажи земельного участка, находящегося по адресу: ..., ..., площадью ..., с кадастровым номером , который находится в государственной собственности РФ на возмездной основе по льготной цене в размере ... рублей ... копеек.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом представило в суд отзыв на исковое заявление Николаева М.В., в котором указало, что, требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Заявление Николаева М.В. о приобретении прав на земельный участок, кадастровый номер , площадью ... кв.м., местоположение: участок находится примерно в ..., не рассмотрено по существу, поскольку им не представлен полный пакет документов.

Согласно п.1 ст.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, собственники зданий строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости. Кроме того, согласно п.2 ст. 16 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», заявитель обязан доказывать своё право на приобретение государственного имущества.

В целях подтверждения такого права необходимо представить документы, которые позволяют идентифицировать объекты недвижимости на выкупаемом земельном участке.

В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального Закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в качестве дополнительных сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В представленном заявителем кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют сведения о расположенных на нём зданиях, строениях, сооружениях, что также не позволяет идентифицировать нахождение на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости заявителя и сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.

Также площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объектов недвижимости, расположенных на нём.

Анализ направленных в адрес заявителя писем свидетельствует о том, что по существу вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заинтересованным лицом не рассматривался.

Требование заявителя о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка возможно только лишь после рассмотрения (Росимуществом) заявления о предоставлении земельного участка в собственность по существу.

Просили суд в удовлетворении исковых требований Николаева М.В. отказать.

В судебное заседание истец Николаев М.В. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещён.

В судебном заседании представители истца Николаева О.А., Васильев Р.Я. исковые требования Николаева М.В. поддержали, суду пояснили вышеизложенное.

В судебном заседании представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... Догужиева Л.А. с иском Николаева М.В. о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене не согласилась, в удовлетворении иска просила отказать, поддержав доводы, указанные в письменных возражениях ответчика.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, рассмотрев материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно статье 29 и пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, в течение месяца со дня поступления заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования, в месячный срок с даты принятия решения готовят проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как установлено судом Николаев М.В. обратился в Территориальное Управление Росимущества в ... с заявкой от 22.01.2010 г., 29.07.2010 г. о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью ..., кадастровый номер , расположенного по адресу: ..., ..., на котором находится принадлежащая ему на праве собственности производственная база, состоящая из 3-х объектов недвижимости: гаража, общей площадью ... кв. м., мастерской, общей площадью ... кв. м., проходной, общей площадью ... кв. м.

Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном порядке, в подтверждение чего выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. ). Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ч.м.г. данные объекты расположены на испрашиваемом земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации (л.д. ).

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду является обязательным для Федерального агентства по управлении: государственным имуществом, которое является полномочным органом по приватизации федерального имущества, в том числе по продаже на территории ... земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и которое вправе давать поручения территориальным управлениям.

Анализ направленных в адрес истца писем ответчика (л.д.) свидетельствует о том, что по существу вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ответчиком не рассматривался.

При таких обстоятельствах возникший спор о праве ответчика не соответствует нормам законодательства.

Требование истца о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи земельного участка возможно только лишь после рассмотрения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) заявления Николаева М.В. о предоставлении земельного участка в собственность по существу.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы истца подлежат восстановлению путём рассмотрения в месячный срок по существу заявления Николаева М.В. о предоставлении фактически занимаемого земельного участка, расположенного по адресу: ..., ... и даче заявителю ответа. Кроме того Николаев М.В. вправе согласно ст.ст. 254-256 ГПК РФ оспорить бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившиеся в непринятии решения по результатам рассмотрения его заявления о приватизации спорного земельного участка.


Учитывая изложенные обстоятельства, оценивая все имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым в удовлетворении иска Николаева М. В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Николаева М. В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд, через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий: Н.Н. Оськина