о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления



Дело № 2-639

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2011 года

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.

с участием помощника прокурора Шачиковой Н.А.

при секретаре Медведевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления ...,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления ..., мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной Каменской межрайонной прокуратурой совместно с ГИБДД ОВД ..., установлено, что в нарушение требований ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 на дорожном покрытии внутриквартальных дорог микрорайона «ххх» по улицам ..., ..., ..., ... дорога не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. В соответствии с положениями Государственного стандарта РФ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, внутриквартальные дороги микрорайона «ххх» по улицам ..., ..., ..., ... относятся к улицам местного значения. При проведении проверки установлено, что на протяжении всей проезжей части, расположенной внутри микрорайона «ххх» асфальтовое покрытие практически отсутствует, имеются трещины и ямочность, просадки на дорожном покрытии. Невыполнением требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», установленных государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ решение, действие и бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде. Просит суд признать незаконным бездействие администрации ... в связи неприятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам по улицам ..., ..., ..., ..., обязать администрацию ... по ул. ... района привести содержание дорожного полотна внутриквартальных дорог микрорайона «ххх» по ул. ..., ..., ..., ... в соответствие с ГОСТом Р 50597-93.

В судебном заседании помощник прокурора Шачикова Н.А.заявленные требования уточнила и просила суд признать незаконным бездействие администрации ... в связи неприятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам по улицам ..., ..., ..., ..., обязать администрацию ... привести содержание дорожного полотна внутриквартальных дорог микрорайона «ххх» по ул. ..., ..., ..., ... в соответствие с ГОСТом Р 50597-93, суду пояснила изложенное в заявлении.

Представитель заинтересованного лица – администрации ... Гришакова Ю.Е., действующая на основании доверенности от ч.м.г., возражает против удовлетворения заявленных требований, однако не отрицала, что дороги по указанным улицам не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.

Представитель заинтересованного лица ОВД ... Нечаев О.Н., действующий на основании доверенности от ч.м.г., с заявленными требованиями согласен.

Выслушав помощника прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.

Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьями 45,46 Конституции Российской Федерации предусмотрена гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движении над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.4 ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельного решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечении безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.5 с.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995 года ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследование дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Однако указанные нормы администрацией ... не соблюдаются.

В соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ № 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно п. 3.1.2 - предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

В соответствии с п.п. «а» п.11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта. к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возлагается на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ.

В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой совместно с ГИБДД ОВД ... ч.м.г. было проведено обследование дорожного полотна внутриквартальных дорог микрорайона «ххх» по улицам ..., ..., ..., ....

В ходе проверки установлено, что дорожное полотно внутриквартальных дорог по вышеуказанным улицам не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. В нарушение требований ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, а также ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на дорожном полотне практически отсутствует асфальтовое покрытие, имеются трещины и ямочность, просадки на дорожном покрытии, что подтверждается актом контрольного осмотра, составленного в ходе проверки /л.д. /.

Установлено, что дороги по улицам ..., ..., ..., ... являются муниципальными дорогами общего назначения, что в судебном заседании представитель администрации ... Гришакова Ю.Е. подтвердила, следовательно, обязанность по их содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию ....

Невыполнением требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», установленных государственных стандартов, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, с применением к администрации ... требований ч.1 ст. 258 ГПК РФ /возложением обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан/.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации ... в связи с непринятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состоянию дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам по улицам ..., ..., ..., ... в г. ....

Обязать администрацию ... привести содержание дорожного полотна внутриквартальных дорог Микрорайона «ххх» по улицам ..., ..., ..., ... в соответствие с ГОСТом Р 50597-93.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий :