о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-667

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2011 года

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.

при секретаре Медведевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лутковой М.А. к администрации ... о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Луткова М.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Л.М.Д., проживавшего по адресу: .... В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» она нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем она обратилась в администрацию ... с заявлением, однако ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, поскольку обеспеченность общей жилой площадью более учетной нормы и по результатам межведомственной комиссии домовладение признано пригодным для проживания. Согласно акту независимой экспертизы от ч.м.г. жилое помещение признано ветхим, непригодным для постоянного проживания. Просит суд признать отказ администрации ... необоснованным и незаконным, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец Луткова М.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Лутковой М.А. – Луткова Н.М., действующая по доверенности от ч.м.г., исковые требования уточнила и увеличила, просила суд признать акт обследования помещения, расположенного по адресу: ... межведомственной комиссией администрации ... от ч.м.г. незаконным и отменить его, признать Постановление администрации ... от ч.м.г. в части отказа Лутковой М.А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет незаконным и отменить его, признать за Лутковой М.А. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны с даты подачи заявления, с ч.м.г., признать за Лутковой М.А. право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законном порядке, суду пояснила изложенное в исковом заявлении.

Представитель администрации ... Авдонина Ю.Н., действующая по доверенности от ч.м.г., иск не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» №5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» №5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и согласно п.4 указанной статьи обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.2 ч. 2 ст. ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» №5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Часть 2 ст.54 ЖК РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что Луткова М.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Л.М.Д. и соответственно имеет права на льготы, установленные положениями вышеуказанного Федерального Закона.

Установлено, что ч.м.г. Луткова М.А. обратилась в администрацию ... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией от ч.м.г. администрации ... жилой дом по ул. ..., д. кв. ..., где проживает и зарегистрирована истица требует устройства отопления в квартире, с прокладкой трубопроводов и установкой радиаторов отопления, проведения водопровода в квартиру, пригоден для проживания /л.д. /.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке их на учет от ч.м.г. Лутковой М.А., ч.м.г. года рождения, вдове умершего участника Великой Отечественной войны отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, в связи с тем, что заявительница является собственником ? доли квартиры, состоящей из одной жилой комнаты, расположенной по адресу: ..., общей площадью ххх кв.м. на праве личной собственности на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ч.м.г.. на данной жилой площади заявительница проживает одна. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. По результатам межведомственной комиссии домовладение признано пригодным для проживания, процент износа 44% /л.д. /.

Постановлением администрации ... от ч.м.г. Лутковой М.А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет было отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку ей не были представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении /л.д. /.

Согласно акту экспертного исследования от ч.м.г. физический износ жилого дома по адресу: ... составляет 72%, что соответствует ветхому состоянию, когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих весьма ветхое. Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям п. 10 раздела 2 и п. 33, 34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Постановление Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания /л.д. /.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства.

При таких обстоятельствах администрация ... неправомерно ограничила истца в жилищных правах, поставив ее в неравные условия с другими категориями граждан. Такие ограничения не предусмотрены федеральными законами и не соответствуют целям, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Суд считает, что поскольку на Луткову М.А. распространяются льготы, установленные для членов семей погибших участников Великой Отечественной войны, то имеются все основания, предусмотренные нормами действующего законодательства, принятыми в защиту ветеранов ВОВ и членов семей погибших ветеранов ВОВ, для обеспечения Лутковой М.А. жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны. Следовательно, отказ администрации ... не обоснован, нарушает права истицы, закрепленные в ст. 40 Конституции РФ, снижает уровень ее социальной защищенности и противоречит конституционному принципу равенства.

Доводы ответчика о том, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: ... составляет ххх кв.м., на данной жилплощади Луткова М.А. проживает одна, в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы, суд считает несостоятельной, поскольку указанное жилое помещение является ветхим и проживание в нём создает угрозу жизни и здоровью, что подтверждается актом экспертного исследования.

Истица Луткова М.А. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ч.м.г., а акт экспертного исследования от ч.м.г. лишь подтвердил ее право признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановку на учет, которое у нее возникло с даты подачи указанного заявления.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым признать акт обследования помещения, расположенного по адресу: ... межведомственной комиссией администрации ... от ч.м.г. незаконным и отменить его, признать Постановление администрации ... от ч.м.г. в части отказа Лутковой М.А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет незаконным и отменить его, признать за Лутковой М.А. право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны с даты подачи заявления, с ч.м.г., признать за Лутковой М.А. право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законном порядке

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать акт обследования помещения, расположенного по адресу: ... межведомственной комиссией администрации ... от ч.м.г. незаконным и отменить его.

Признать Постановление Администрации ... от ч.м.г. в части отказа Лутковой М.А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет незаконным и отменить его.

Признать за Лутковой М.А. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны с ч.м.г., с даты подачи заявления.

Признать за Лутковой М.А. право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области с момента изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2011 года.

Председательствующий: