о признании протокола заседания комиссии незаконным в части и его отмене в части, о признании постановления незаконным и его отмене в части, о признании права на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



2-731

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2011 года

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Оськиной Н. Н.

при секретаре Устиновой И. В.

с участием адвоката Алюковой Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кургаевой В. П. к администрации ... о признании протокола заседания комиссии незаконным в части и его отмене в части, о признании постановления незаконным и его отмене в части, о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на постанову на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Кургаева В.П. обратилась в суд с иском к администрации ... о признании протокола заседания комиссии незаконным в части, о признании постановления незаконным в части и его отмене в части, о признании права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилого помещения, ссылаясь на то, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

В настоящее время Кургаева В.П. проживает в доме, принадлежащем её дочери, ФИО2, так как собственного жилья, принадлежащего ей на праве собственности или по договору найма, она не имеет.

На сегодняшний день дом находится в непригодном для проживания состоянии, жилое помещение не соответствует установленным техническим и санитарным правилам и нормам. Так, фундамент имеет искривление цоколя, наблюдается выпучивание полов, также наблюдается нарушение жесткости сруба, образование трещин, частичное поражение гнилью, выпучивание в вертикальной плоскости. Деревянные перегородки перекосились, стены стали неровными, в некоторых местах наблюдаются перекосы и выпучивание в вертикальной плоскости. Имеется прогиб балок и прогонов, отставание в местах примыкания. В крыше имеется отставание от обрешетки. Имеются прогибы и просадки покрытия, разрушение пола. Оконные переплеты покоробились, рассохлись, расшатаны в углах, образовалась плесень. Обвязка дверных полотен повреждена, полотна имеют неплотный притвор.

Кургаева В.П. считает, что произошла деформация стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения отдельной части жилого дома.

Также в доме отсутствует канализация, водоснабжение, отопление печное. В доме нет ванны, душа, туалет также находится на улице. В настоящее время Кургаева В.П. сильно больна.

По вышеуказанным причинам Кургаева В П. была вынуждена обратиться с заявлением в администрацию ... о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии с постановлением администрации ... от ч.м.г. ей было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Кургаева В. П. постановление администрации считает незаконным и необоснованным.

Истец указывает, что в соответствии с экспертным исследованием от ч.м.г. техническое состояние /физический износ/ жилого дома по адресу: ..., на момент проведения экспертного осмотра, составляет 66%. Согласно Методике определения физического износа, степени физического износа жилого дома в 68% соответствует оценка технического состояния - ветхое /недопустимое/, когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое.

Критическим пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65 %, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными.

Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по адресу: ... не соответствует требованиям п. 10 раздела 2 и п. 33, 34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г. и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Часть 4 данной статьи предусматривает: жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь ч.1 п.3 ст.13, ст. 14 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», п.п. 5,33 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. за номером 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. №494), п.3 ч.1 ст. 51, ст. 52 ЖК РФ, просила суд:

1. Признать выписку из протокола заседания комиссии по признанию ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОв нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке их на учет от ч.м.г. незаконным и отменить его в части Кургаевой В.П..

2. Признать постановление администрации ... от ч.м.г. в части отказа в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным и отменить его.

3. Признать за ней право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдове умершего участника Великой Отечественной войны с даты подачи заявления.

4. Признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.

Администрация ... представила в суд возражения, указав, что Кургаева В.П. ч.м.г. обратилась в администрацию ... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением администрации ... от ч.м.г. Кургаевой В.П. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основание: п.2, ч.1, ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении
жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)             являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)             проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире,
занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,
страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой
совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими
иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или
принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих
заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Собрания представителей ... от ч.м.г. «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе ...» учётная норма площади жилого помещения в ... установлена в размере 10 кв. м. общей площади.

В доме, расположенном по адресу: ..., Кургаева В.П. проживает совместно с дочерью ФИО6 II.П., которая является собственником жилого помещения. Общая площадь указанного дома составляет ... кв.м.. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы. По результатам межведомственной комиссии домовладение признано пригодным для проживания. Процент износа - 50%.

Таким образом, она не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеет право на предоставление ей жилья.

На основании вышеизложенного, администрация ... считает, что исковые требования Кургаевой В.П. являются незаконными и необоснованными.

Просили суд в исковых требованиях Кургаевой В.П. отказать.

В судебном заседании представитель истца Кургаевой В.П. – ФИО2, действующая на основании доверенности от ч.м.г., исковые требования Кургаевой В.П. уточнила, пояснив суду вышеизложенное. Она просила суд:

1. Признать незаконным и отменить протокол заседания комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет от ч.м.г. в части отказа Кургаевой В.П. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

2. Признать незаконным и отменить постановление администрации ... от ч.м.г. в части отказа в признании Кургаевой В.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.

3. Признать за Кургаевой В.П., вдовой участника Великой Отечественной войны, право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ч.м.г..

4. Признать за Кургаевой В.П. право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель истца Кургаевой В.П. – адвокат Алюкова Р.М., действующая на основании ордера от ч.м.г., иск Кургаевой В.П. с учетом уточненных требований поддержала, пояснив суду вышеизложенное. Она просила суд удовлетворить требования истца в полном объёме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации ... Гришакова Ю.Е., действующая на основании доверенности от ч.м.г., просила в удовлетворении иска Кургаевой В. П. отказать, считая его необоснованным.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, суд считает исковые требования Кургаевой В.П. подлежащими удовлетворению.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года с последующими изменениями «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: (в ред. Федерального закона от 29.06.2009г. №135-ФЗ) инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п.2 ст. 23.2)

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для решения вопроса о необходимости обеспечения Кургаевой В.П. жильём в соответствии с вышеприведенным законодательством необходимо признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.52 ЖК РФ «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт.

5. Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учёт выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 54 ЖК РФ «Отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

1. Отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истёк предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено судом, Кургаева В.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО6, умершего ч.м.г. (л.д.). Она имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах».

Кургаева В.П. проживает в доме, принадлежащем её дочери – ФИО2, расположенном по адресу: ....

Данное жильё ... года постройки, общей площадью ... кв.м., жилой – ... кв.м. (л.д.).

В связи с тем, что жильё Кургаевой В.П. является ветхим, неблагоустроенным, жить в котором невозможно, она ч.м.г. обратилась в администрацию ... с заявлением о признании её, вдову умершего участника ВОв, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.

Однако постановлением администрации ... от ч.м.г. «О признании ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке их на учёт» Кургаевой В.П. отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт на основании п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д.).

По мнению ответчика, Кургаева В.П. проживает совместно с дочерью ФИО2, которая является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Общая площадь жилого помещения составляет ... кв. м.. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. По результатам межведомственной комиссии домовладение признано пригодным для проживания. Процент износа – 50%.

Однако судом установлено, что согласно акту экспертного исследования от ч.м.г. физический износ жилого дома по адресу: ..., на момент проведения экспертного осмотра составляет 66%. Согласно Методике определения физического износа, степени физического износа жилого дома в 66% соответствует оценка технического состояния – ветхое (недопустимое), когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. Критическим пределом для каменных зданий является степень физического износа свыше 65%, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными. Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по адресу: ... не соответствует требованиям п. 10 раздела 2 и п. 33, 34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания (л.д.).

Данные выводы специалиста подтверждают доводы истца и не опровергаются представителем ответчика.

Учитывая изложенные обстоятельства, оценивая все имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым признать незаконным и отменить протокол заседания комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет от ч.м.г. в части отказа Кургаевой В.П. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Признать незаконным и отменить постановление администрации ... от ч.м.г. в части отказа в признании Кургаевой В.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.

Признать за Кургаевой В.П., вдовой участника Великой Отечественной войны, право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ч.м.г..

Признать за Кургаевой В.П. право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить протокол заседания комиссии по признанию ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учёт от ч.м.г. в части отказа Кургаевой В. П. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Признать незаконным и отменить постановление администрации ... от ч.м.г. в части отказа в признании Кургаевой В. П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.

Признать за Кургаевой В. П., вдовой участника Великой Отечественной войны, право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ч.м.г..

Признать за Кургаевой В. П. право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд, через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий: Н. Н. Оськина