о признании незаконным бездействие Администрации города Каменки, выразившееся в самоустранении от предусмотреной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов



Дело № 2-964

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 октября 2011 г

Каменский городской суд Пензенской области

В составе председательствующего судьи Лавровой С.А.

При секретаре Макеевой Е.Н.

С участием пом. Прокурора Сапелкиной И.В,, представителя администрации города Каменки Каменского района Пензенской области Авдониной Ю.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора к Администрации города Каменки Каменского района о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями,

У С Т А Н О В И Л :

Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя свои требования тем, что 27 сентября 2011 года были выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов в деятельности администрации г. Каменки.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения относится в том числе, и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №98-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст.ст. 4,22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам РФ.

В нарушение вышеуказанных правил в ходе проверки было установлено, что в 25 метрах от жилого многоквартирного 3-х этажного дома №17 по ул. Лесной города Каменки и в 7 метрах от оборудованной площадки, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 2 на 4 метра. Отходы в беспорядке рассыпаны по земле, специальные контейнеры для складирования отходов отсутствуют.

Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данного участка санитарным правилам и гигиеническим требованиям отсутствует. Регламент и режим работы участка для хранения бытовых отходов отсутствует, инструкции по приему бытовых отходов нет, отсутствует контроль за составом поступающих отходов, контроль за распределением отходов не осуществляется, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечивается. Список принимаемых отходов (из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов I-IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами) с территориальным центром госсанэпиднадзора не согласован. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигонов менее 500 м. Участки для устройства полигона ТБО не отведены в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки поселка. Хозяйственные зоны для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов не оборудованы.

Таким образом, имеется нарушение положений санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, а именно п.2.2. - выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; п.2.3. - организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; п.2.4. - на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов I-IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории; п.3.2.- размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны; п.3.3. - участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны; п.3.4. - санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН; п.4.1. - хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов.

Свалка является несанкционированной и администрация г. Каменки самоустранилась от решения данной проблемы, бездействием администрации г. Каменки и ее должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных.

Администрацией г. Каменки нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а именно на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Вопреки изложенным правовым нормам администрацией города Каменки не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.

В целях защиты неопределенного круга лиц от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в обеспечение безопасности здоровья и жизни человека, объектов животного и растительного мира, других объектов окружающей среды, просит суд Признать незаконным бездействие администрации города Каменки, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

Обязать администрацию города Каменки ликвидировать несанкционированную свалку, размером 2 на 4 метра, расположенную в 25 метрах от жилого многоквартирного 3-х этажного дома №17 по ул. Лесной города Каменки и в 7 метрах от оборудованной площадки, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов.

В судебном заседании пом. Прокурора Сапелкина И.В заявленное требование поддержала по доводам изложенным в заявлении. Просит суд удовлетворить заявленное требование.

Представитель администрации города Каменки Каменского района Авдонина Ю.Н, действующая на основании доверенности № 16 от 11 января 2011 года, выданной сроком до 31.12.2001 года возражает против удовлетворения заявленного требования, в суде пояснила, что в настоящее время ведется работа по устранению указанных в заявлений фактов.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Это право согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст.ст. 4,22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам РФ.

Из материала дела следует, что 27 сентября 2011 года пом. Прокурора Шачикова Н.А произвела проверку природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что в 25 метрах от жилого многоквартирного 3-х этажного дома №17 по ул. Лесной города Каменки и в 7 метрах от оборудованной площадки, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 2 на 4 метра. Отходы в беспорядке рассыпаны по земле, специальные контейнеры для складирования отходов отсутствуют.

Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данного участка санитарным правилам и гигиеническим требованиям, Регламент и режим работы участка для хранения бытовых отходов, инструкции по приему бытовых отходов отсутствуют, не ведется контроль за составом поступающих отходов, контроль за распределением отходов не осуществляется, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечивается. Список принимаемых отходов с территориальным центром госсанэпиднадзора не согласован. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигонов менее 500 м. Участки для устройства полигона ТБО не отведены в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки поселка. Хозяйственные зоны для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов не оборудованы.

Таким образом, имеется нарушение положений санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, а именно п.2.2. ; п.2.3.; п.2.4; п.3.2; п.3.3 ; п.3.4; п.4.1.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Наличие указанной несанкционированной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права неопределенного круга лиц и не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленное Каменским межрайонным прокурором требование – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

Обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку, размером 2 на 4 метра, расположенную в 25 метрах от жилого многоквартирного 3-х этажного дома №17 по ул. Лесной города Каменки и в 7 метрах от оборудованной площадки, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в течение 10- ти дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий С.А.Лаврова