Р Е Ш Е Н И Е 09 ноября 2011 года Каменский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Погребной С.Г. с участием старшего помощника Каменского межрайонного прокурора Сапелкиной И.В. при секретаре Медведевой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района Пензенской области к ОАО Сбербанк России в лице Каменского отделения № о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, возложении обязанности устранить нарушения законодательства, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Пачелмского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Пачелмского района при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в деятельности Каменского отделения № Сбербанк России (дополнительного офиса № Каменского отделения № Сбербанка России) в р.п. Пачелма Пачелмского района выявлены нарушения законодательства о правах инвалидов – не обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Так, установлено, что дополнительный офис № Каменского отделения № Сбербанк России расположен в здании по адресу: .... Указанное здание представляет собой двухэтажное капитальное кирпичное строение, главный вход в здание расположен на первом этаже здания с западной стороны. Рядом с входом в здание расположен круглосуточный банкомат. Крыльцо здания имеет две ступени. Крыльцо и пороги входной двери какими-либо устройствами (пандусы, лифты и прочее), обеспечивающими доступ в здание (к работникам) дополнительного офиса инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не оборудованы. Какие-либо меры для удовлетворения минимальных потребностей по доступу в названное здание (к работникам) дополнительного офиса инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), например, кнопка вызова работника, согласованные с общественными объединениями инвалидов, - отсутствуют (не принимались). Считает, что бездействие названной организации, а также не принятие согласованных с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, нарушает действующее законодательства и ущемляет права инвалидов, исключая возможность их доступа в здание дополнительного офиса (а также к банкомату) для личного приема, подачи и получения документов и денежных средств. Просит суд признать незаконным бездействие Каменского отделения № ОАО Сбербанк России выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объекту социальной инфраструктуры зданию дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России (и находящемуся там банкомату), расположенному по адресу: ..., а также в непринятии согласованных с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, обязать Каменское отделение № ОАО Сбербанк России устранить нарушения действующего законодательства: создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объекту социальной инфраструктуры – зданию дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России (и находящемуся там банкомату), расположенному по вышеуказанному адресу. В судебном заседании представитель прокуратуры Пачелмского района Пензенской области – старший помощник Каменского межрайонного прокурора Сапелкина И.В., действующая по доверенности № от ч.м.г., исковые требования поддержала, суду пояснила, изложенное в исковом заявлении. Представитель ответчика – ОАО Сбербанк России в лице Каменского отделения № – Рябова И.А., действующая по доверенности от ч.м.г., с иском не согласна, пояснила, что для того чтобы устранить указанные нарушения необходимы денежные средства, которых у Каменского отделения № ОАО Сбербанка России не имеется, однако не отрицала, что нарушения имеются. Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина обязанность государства. В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пачелмского района Пензенской области проведена проверка деятельности Каменского отделения № Сбербанка России - дополнительного офиса №, расположенного в р.п. ... в области соблюдения Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о правах инвалидов, а именно рядом со входом в здание расположен круглосуточный банкомат, крыльцо здания имеет две ступени, однако ни крыльцо ни пороги входной двери какими-либо устройствами (пандусы, лифты и прочие), обеспечивающие доступ в здание дополнительного офиса инвалидов(включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не оборудованы, что подтверждается протоколом осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов, фототаблицей, объяснением заведующей дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России /л.д. №,№, №/, и не опровергаются лицами, участвующими в деле. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которой относится и здание дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России по адресу: ... При анализе вышеприведенных норм закона в совокупности с положениями Конституции РФ и представленными по делу доказательствами, следует вывод, что, поскольку факт нарушения доступности здания дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России, расположенного в р.п. ..., для инвалидов, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, исковые требования к ОАО Сбербанк России в лице Каменского отделения № подлежат удовлетворению. Такое обстоятельство, как отсутствие финансирования не является юридически значимым и не освобождает ответчика от обязанности выполнения работ по созданию условий доступа для инвалидов к объектам инфраструктуры. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Пачелмского района Пензенской области к ОАО Сбербанк России в лице Каменского отделения № подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие ОАО Сбербанк России в лице Каменского отделения №, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объекту социальной инфраструктуры – зданию дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России (и находящемуся там банкомату), расположенному по адресу: ..., а также в не принятии согласованных с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Обязать ОАО Сбербанк России в лице Каменского отделения № устранить нарушения действующего законодательства: создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объекту социальной инфраструктуры – зданию дополнительного офиса № Каменского отделения № ОАО Сбербанк России (и находящемуся там банкомату), расположенному по адресу: .... Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области. Председательствующий: