Дело № 2-323
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 мая 2012 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Лавровой С.А.
При секретаре Макеевой Е.Н.
С участием пом. прокурора Щачиковой Н.А
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «...» о признании незаконным бездействия и устранения их,
У С Т А Н О В И Л :
Каменский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском,. В обосновании заявленного требования указывает, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории ... района Пензенской области.
Проведенной проверкой установлено следующее.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Из статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов и другие.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
Пункт 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических и иных веществ, а также микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При этом субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны помимо прочего выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдение санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-, эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ, услуг.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей.
В соответствии с п.1 ст. 9 Водного кодекса РФ, 1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые Водным кодексом РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований предоставляются в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод.
В соответствии со ст. 22 указанного кодекса решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования. К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1, 2, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В ходе неоднократных проверок Управление Росприроднадзора по Пензенской области ОАО «...» были выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно пользование водным объектом без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, а именно отсутствует решение о предоставлении водного объекта (...) в пользование, кроме того ОАО «...» допускает нарушение правил водопользования,, а именно сбрасывает условно очищенные сточные воды в ... с превышением допустимых норм сброса, то есть качество сточных вод после очистки не соответствует нормам.
ОАО «...» имеет договор водопользования от ... года №... сроком действия до ... года, выданный Управлением природных ресурсов и охраны "окружающей среды Пензенской области, зарегистрированный ... бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов от ... года №...
Кроме того, согласно разрешению №... от ... года №..., выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО «...» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в период с ... года по ... года согласно перечня и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пруд на сухой балке ... овраг, то есть установлены нормы сброса очищенных сточных вод.
Сточные воды ОАО «...» образуются из производственных и хозяйственно - бытовых сточных вод, которые сбрасываются в пруд на сухой балке ... оврага и далее в р. ..., для их отведения имеются раздельные канализационные сети.
Производственные сточные воды самотеком поступают в сборник5и сточных вод. Далее перекачиваются на «большие» поля фильтрации для естественной биологической очистки насосами марки ..., производительностью ... м3/час (1 насос резервный). Хоз - бытовые сточные воды от завода, жилого поселка и воды ТЭЦ перекачиваются на «малые» поля фильтрации.Условно — чистые воды первой категории охлаждаются и аэрируются в пруде - отстойнике и на градирне. Транспортно - моечные воды второй категории подвергаются очистке в радиальном отстойнике, после чего возвращаются в оборотный цикл, а осевший осадок вместе с водой объединяются с производственно -загрязненными стоками третьей категории.
Производственные загрязненные стоки третьей категории сначала поступают в двухсекционный отстойник, расположенный перед «большими» полями фильтрации, объемом ... м3 и служащий для предварительного отстоя воды. Из отстойника производственные стоки самотеком поступают на сооружения естественной биологической очистки — «большие» поля фильтрации площадью ... га, состоящие из 12 рабочих карт.
Хозяйственно - бытовые сточные воды поступают на «малые» поля фильтрации площадью ... га, пройдя предварительную очитску на механических очистных сооружениях, состоящих из песколовки и двухсекционного отстойника.
Контроль за качеством сточных (дренажных) вод осуществляет филиала «... по Пензенской области» ФГУ «...», учет качества воды по микробиологическим и санитарно - гигиеническим показателям ведет ИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области в ... районах».
Проведенной ... года проверкой специалистами Управления Росприроднадзора по Пензенской области было установлено, что исходя из результатов анализа сточной воды имеются превышения норматива допустимого сброса (НДС) по следующим веществам: БПК - ... раза; по нитрит - аниону - ... раза; по нитрат - аниону -... раза; по фосфатам - -... раза; по хлоридам - ... раза; по нефтепродуктам - ... раза; по фенолам -... раз; по железу - ... раз; по меди - ... раза; по цинку - ... раза.
Проведенной повторной проверкой ... года Управлением Росприроднадзора по Пензенской области установлено, что также ОАО «...» сбрасывает условно очищенные сточные воды в ... с превышением допустимых норм сброса.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что имеющаяся у ОАО «...» система очистки сточных вод не обеспечивает очистку и обеззараживание сточных вод способом, гарантирующим эффективную очистку от загрязняющих веществ до норм сброса, что нарушает законные права и интересы жителей г. ... и ... района, в связи с чем просит суд: 1. Обязать Открытое акционерное общество «...» построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения для предотвращения сброса сточных вод с превышением норматива допустимого сброса загрязняющих веществ.
Обязать Открытое акционерное общество «...» устранить пользование поверхностным водным объектом ... без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, а именно получить решение о предоставлении водного объекта -пруд на сухой балке ... овраг в пользование.
В судебном заседании пом. прокурора Шачикова Н.А заявленное требование уточнила, просит суд 1. Обязать ОАО «...» в срок до ... года провести водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водного объекта:
- очистить земляные отстойники полей фильтрации от осадка;
- очистить дренажную канаву вокруг охранного вала полей фильтрации;
отремонтировать межкарточные валы полей фильтрации;
отремонтировать напорный коллектор промстоков с заменой трубы;
заменить лаверы и ловушки примесей для очистки сатурационного газа, изготовленных их черного металла на изготовленные из нержавеющей стали;
заменить сборник жомокопрессовой воды, изготовленный из черного металла, на изготовленные из нержавеющей стали;
установить форсуночно - роликовую свекломойку с замкнутой схемой использования промывочной воды;
- установить оборудование фирмы Puts для улучшенной очитки транспортерно - моечной воды;
- установить средства измерения объема сбрасываемых сточных вод в пруд на сухой балке «...»;
разработать, обосновать и согласовать график сброса сточных вод в пруд на сухой балке «...» с Управлением природных ресурсов Пензенской области;
определить ущерб, наносимый водным биоресурсам в результате сброса сточных вод.
От требований о понуждении получить решение о предоставление водного объекта - пруда на сухой балке ... овраг в пользование отказалась. Отказ принят. Полностью поддержала по доводам изложенным в заявлении. Просит суд удовлетворить исковые требования.
Представители ОАО « ...», Черницов А.А, действующий на основании доверенности № ... от ... года, выданной сроком до ... года; Севцов Н.С, действующий на основании доверенности № ... от ... года, выданной сроком на ... год; Варлашкина О.М, действующая на основании доверенности № ... от ... года, выданной сроком до ... года; Филатова Л.Н, действующая на основании доверенности № ... от ... года, выданной сроком до ... года- измененные исковые требования признали. Признание принято судом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела суд пришел к следующему:
Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При этом у суда нет оснований полагать, что признание совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, поэтому суд принял признание иска ответчиком.
Согласно ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В судебном заседании представители ОАО « ...» заявленные требования признали.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Судом принимается признание заявленных требований представителями ответчика. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ОАО «...» в срок до ... года провести водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водного объекта:
- очистить земляные отстойники полей фильтрации от осадка;
- очистить дренажную канаву вокруг охранного вала полей фильтрации;
отремонтировать межкарточные валы полей фильтрации;
отремонтировать напорный коллектор промстоков с заменой трубы;
заменить лаверы и ловушки примесей для очистки сатурационного газа, изготовленных их черного металла на изготовленные из нержавеющей стали;
заменить сборник жомокопрессовой воды, изготовленный из черного металла, на изготовленные из нержавеющей стали;
установить форсуночно - роликовую свекломойку с замкнутой схемой использования промывочной воды;
- установить оборудование фирмы Puts для улучшенной очитки транспортерно - моечной воды;
- установить средства измерения объема сбрасываемых сточных вод в пруд на сухой балке «...»;
разработать, обосновать и согласовать график сброса сточных вод в пруд на сухой балке «...» с Управлением природных ресурсов Пензенской области;
определить ущерб, наносимый водным биоресурсам в результате сброса сточных вод.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А.Лаврова
Решение изготовлено 04 мая 2012 года.