Дело № 2-472
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2012 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Лавровой С.А.
При секретаре Макеевой Е.Н.
С участием пом. прокурора Сапелкиной И.В, представителя администрации города Каменки Каменского района Пензенской области Макарова А.В
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействие,
У С Т А Н О В И Л :
Каменский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском. В обосновании которого указывает на то. что 10 мая 2012 года Каменской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением природоохранного законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов в деятельности администрации г. Каменки. Администрацией не решается вопрос отнесенный к её компетенции п.18 ч.1 ст 14 ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и ст. 8 ФЗ « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 98-ФЗ.
Нормами ст.ст. 4,22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52 « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В нарушении вышеуказанных правил в ходе проверки было установлено, что в 80- метрах от жилого многоквартирного 5-ти этажного дома № 42 по ул. Чкалова города Каменки и непосредственной близости от оборудованной площадки, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 5 на 2 метра. Отходы в беспорядке рассыпаны по земле.
Бездействием администрации г. Каменки и её должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно- эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных. В связи с чем просит суд: Признать незаконным бездействие администрации города Каменки, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
Обязать администрацию города Каменки ликвидировать несанкционированную свалку, размером 2 на 5 метра, расположенную в 80 метрах от жилого многоквартирного 5-ти этажного дома №42 по ул. Чкалова города Каменки.
В судебном заседании пом. Прокурора Сапелкина И.В заявленное требование поддержала по доводам изложенным в заявлении. Просит суд удовлетворить заявленное требование.
Представитель администрации города Каменки Каменского района Макаров А.В, действующая на основании доверенности возражает против удовлетворения заявленного требования, в суде пояснил, что в настоящее время ведется работа по устранению указанных в заявлений фактов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.Это право согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.ст. 4,22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам РФ.
Из материала дела следует, что 10 мая 2012 года пом. Прокурора Шачикова Н.А произвела проверку природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что в 80 метрах от жилого многоквартирного 5-ти этажного дома № 42 по ул. Чкалова в городе Каменки расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 2 на 5 метра. Отходы в беспорядке рассыпаны по земле.
Таким образом, имеется нарушение положений санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88", « Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденных Минздравом СССР от 5.08.1988 года № 4690-88., а именно п.1.2. ; п.3.2.; п.3.3 ; п.2.1.3.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Наличие указанной несанкционированной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права неопределенного круга лиц и не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленное Каменским межрайонным прокурором требование – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
Обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку, размером 2 на 5 метра, расположенную в 80 метрах от жилого многоквартирного 5-ти этажного дома № 42 по ул. Чкалова города Каменки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А.Лаврова
Решение изготовлено 21 мая 2012 года.