Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2012 года
Каменский городской суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.
при секретаре Медведевой О.А.
с участием представителя истца Аниськиной О.А.
представителя ответчика Макарова А.В.
представителя третьего лица Севостьяновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ... к администрации ... о признании действия в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и о прекращении такого действия,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ... о защите прав обратилось в суд с иском к администрации ... о признании действия в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и о прекращении такого действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ч.м.г. в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения ... поступило обращение директора ОДО «Сети водоотведения ...», в котором сообщалось об отсутствии в городе ... надлежащим образом организованного процесса сбора и вывоза жидких бытовых отходов от не канализованных домовладений, которые, в нарушение действующего законодательства, несанкционированно сбрасываются в централизованную канализационную сеть. По указанному заявлению территориальным отделом в Администрацию ... был сделан соответствующий запрос. Согласно представленной информации, изложенные в обращении ОДО «Сети водоотведения ...» факты подтвердились, а именно: было установлено, что специализированные места для сбора ЖБО от неканализованных домов и предприятий в городе отсутствуют, все собранные с указанных мест жидкие бытовые отходы сливаются в канализационный коллектор по улице .... По данному факту в отношении Администрации ... было возбуждено административное производство по ст. 6.3 КоАП РФ и вынесено постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере ХХХ рублей. Кроме того, в адрес Администрации было дано предписание о решении вопроса организации вывоза ЖБО, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил. Срок исполнения предписания территориальным отделом продлялся, за неисполнение предписания Администрация ... дважды привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Неоднократно территориальный отдел обращался с данной проблемой и к Главе ... района ..., однако до настоящего времени проблема не разрешена и сливные станции или поля ассенизации у города отсутствуют. Бездействием Администрации ... грубо нарушаются права жителей города на благоприятную и безопасную среду обитания. Удаление ЖБО с нарушением требований санитарных правил грозит возникновением и распространением инфекционных заболеваний среди населения. Указанная ситуация затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку относится ко всем жителям и гостям города. Указанный факт влечет невозможность предъявления исков в защиту конкретных лиц. Сославшись на п. 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8, п. 1 ст. 22, 44,46 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» /утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88/, п. 4.61 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утв. Постановлением Госмстроя СССР от 21.05.1985 г. №71 просили суд признать бездействие Администрации ... по не принятию мер к организации вывоза жидких бытовых отходов, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил в отношении неопределённого круга лиц противоправными и обязать Администрацию ... организовать вывоз жидких бытовых отходов, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил, обеспечив наличие у города сливных станций или полей ассенизации.
В судебном заседании представитель истца Аниськина О.А., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, просила суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика - Администрации ... Макаров А.В., действующий на основании доверенности от ч.м.г. №, иск не признал, считает, что какой-либо реальной опасности для здоровья граждан в связи с отсутствием сливной станции, предназначенной для приема и спуска в канализационную сеть жидких бытовых отходов, вывозимых специализированными организациями от неканализированных домовладений, расположенных в городе ХХХ не имеется. Не отрицает, что сбор и вывоз жидких бытовых отходов от неканализированных домовладений осуществляет МУП ХХХ, которое производит слив жидких бытовых отходов в канализационные колодцы по улице ..., поскольку сливная станция в городе ... отсутствует. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете города ..., необходимых для реализации мероприятий по размещению, сбору и вывозу жидких бытовых отходов, реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования отсутствует.
Представитель третьего лица ОДО «Сети водоотведения ...» Севостьянова Н.А., действующая на основании доверенности № от ч.м.г., исковые требования поддержала и пояснила, что на территории муниципального образования городе ... не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных частных домовладений, а также от ряда предприятий, организаций и учреждений, в том числе общеобразовательных и дошкольных учреждений города. В нарушение п. 3.2. СанПиН 42-128-4690-88. п.1.61. СНиП 2.04.03-85. п. 7.-1. СНиП 2.07.01-80* на территории города отсутствуют сливные станции, через которые может происходить санкционированный сброс жидких нечистот в городской коллектор. В соответствии с Методическими рекомендациями МДК 7-01.2003 /приложение 2. перечень основных исходных данных по существующему состоянию системы санитарной очистки и уборки/ сливные станции относятся к местам обезвреживания отходов и обустраиваются в первую очередь во исполнение санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека / ст. 21 Федеральною закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. / в целях обезвреживания жидких бытовых отходов. Работа сливной станции подчинена одной цели экологической безопасности города, которая позволяет контролировать состав сбрасываемых сточных вод, производить их обезвреживание, так как после очистки сточных вод па городских сооружениях производится сброс этих вод в местный водоем /р.ХХХ/. Полагает, что Администрация города ... обязана исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д..
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поседения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местною значения муниципального района организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Согласно п.3.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года №4690/ жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно п.4.61 строительных норм и правил СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21 мая 1985 года №71, прием сточных вод от не канализованных районов надлежит осуществлять через сливные станции.
В судебном заседании установлено, что в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ... поступило обращение директора ОДО «Сети водоотведения ...» об отсутствии в городе ... надлежащим образом организованного процесса сбора и вывоза жидких бытовых отходов от не канализованных домовладений, которые в нарушение действующего законодательства несанкционированно сбрасываются в централизованную канализационную сеть /л.д. № /.
Согласно сообщению Администрации ... от ч.м.г. № в ответ на запрос истца № от ч.м.г., деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов от не канализованных домов и предприятий осуществляет МУП «ХХХ», которая является специализированной организацией по данному виду деятельности, при этом сброс отходов производится в канализационный коллектор по улице ..../л.д.№/
Данное обстоятельство в судебном заседании стороны не отрицали.
Согласно предписанию № от ч.м.г. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора ... М.Т.И. Администарции ... было предложено в срок до ч.м.г. прекратить нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и решить вопрос об организации вывоза жидких отходов образующихся на территории города ... в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных МЗ СССР 05.08.88 №4690-88. /л.д.№/
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ч.м.г. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора ... М.Т.И. Администрация ... была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и ей было назначено административное наказание в виде штрафа в сумме ХХХ рублей.
Установлено, что истцом была произведена проверка в отношении Администрации ..., в ходе которой были выявлены факты невыполнения предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора ... М.Т.И.№ от ч.м.г., а именно: не представлены подтверждающие выполнение настоящего предписания документы по решению вопроса об организации вывоза жидких отходов, образующихся на территории города ... в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных МЗ СССР 05.08.88 №4690-88. /л.д.№/
Постановлением мирового судьи участка № ... от ч.м.г. Администрация ... была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор /контроль/, об устранении нарушений законодательства и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере ХХХ рублей. /л.д.№/
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что бездействие Администрации ... нашло своё полное подтверждение в судебном заседании, поскольку Администрация ... к полномочиям которой относятся и вопросы местного значения, в том числе и организация специализированных мест для сброса жидких бытовых отходов до настоящего времени не приняла мер к организации вывоза жидких бытовых отходов, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил в отношении неопределённого круга лиц, чем грубо нарушила права жителей города на благоприятную и безопасную среду обитания, так как удаление ЖБО с нарушением требований санитарных правил создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения.
Суд считает необходимым также обязать Администрацию ... организовать вывоз жидких бытовых отходов, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил, обеспечив наличие у города сливных станций или полей ассенизации.
Ответчиком доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ опровергающих вышеизложенные обстоятельства не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Администрации ... по не принятию мер к организации вывоза жидких бытовых отходов, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил в отношении неопределённого круга лиц противоправными.
Обязать Администрацию ... организовать вывоз жидких бытовых отходов, образующихся на территории города, в соответствии с требованиями санитарных правил, обеспечив наличие у города сливных станций или полей ассенизации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2012 года.
Председательствующий: