Дело № 2-479
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 год
Каменский городской суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Лавровой С.А.
При секретаре Макеевой Е.Н.
С участием зам. Прокурора Вершининой С.А
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каменского межрайонного прокурора заявленного в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации,
У С Т А Н О В И Л:
Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившиеся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, мотивируя свои требования тем, что 28 апреля 2011 года Каменской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов в деятельности администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения относится в том числе, и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №98-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нормами ст.ст. 4,22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии; населения» установлено, что отходы производства и потребления; подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам РФ.
В нарушение вышеуказанных правил в ходе проверки было установлено, что рядом с селом Кевдо- Мельситово, неподалеку от полигона ТБО, на земле сельскохозяйственного назначения расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 30х40 метров. Отходы в беспорядке рассыпаны по земле, специальные контейнеры для складирования отходов отсутствуют. Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данного участка санитарным правилам и гигиеническим требованиям отсутствует. Регламент и режим работы участка для хранения бытовых отходов отсутствует, инструкции по приему бытовых отходов нет, отсутствует контроль за составом поступающих отходов, контроль за распределением отходов не осуществляется, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечивается. Список принимаемых отходов (из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов I-IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами) с территориальным центром Госсанэпиднадзора не согласован. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигонов менее 500 м. Участки для устройства полигона ТБО не отведены в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки поселка. Хозяйственные зоны для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов не оборудованы.
Таким образом, имеется нарушение положений санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, а именно п.2.2. - выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; п.2.3. - организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; п.2.4. - на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов I-IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории; п..3.2.- размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны; п.3.3. -участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным, планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны; п.3.4. - санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН; п.4.1. -хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов.
Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что свалка является
несанкционированной и администрация Кевдо- Мельситовского сельсовета самоустранилась от решения данной проблемы.
Таким образом, бездействием администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета и ее должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных.
Администрацией Кевдо- Мельситовского сельсовета нарушается
конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а именно на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Кевдо- Мельситовского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.
В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав,
среди которых признания права, восстановления положения,
существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих
право или создающих угрозу его нарушения. Просит суд 1.Признать незаконным бездействие администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; 2. Обязать администрацию Кевдо- Мельситовского сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку.
В судебном заседании зам. Прокурора Вершинина С.А. заявленное требование поддержала, по доводам изложенным в заявлении. Просит суд удовлетворить заявленное требование.
Представитель ответчика Глава администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета Тютин А.П заявленное требование признал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, среди которых признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что 28 апреля 2011 года Каменской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов в деятельности администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета.
Нормами ст.ст. 4,22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии; населения» установлено, что отходы производства и потребления; подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам РФ.
В нарушение вышеуказанных правил в ходе проверки было установлено, что рядом с селом Кевдо- Мельситово, неподалеку от полигона ТБО, на земле сельскохозяйственного назначения расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 30х40 метров. Отходы в беспорядке рассыпаны по земле, специальные контейнеры для складирования отходов отсутствуют. Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данного участка санитарным правилам и гигиеническим требованиям отсутствует. Регламент и режим работы участка для хранения бытовых отходов отсутствует, инструкции по приему бытовых отходов нет, отсутствует контроль за составом поступающих отходов, контроль за распределением отходов не осуществляется, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечивается. Список принимаемых отходов (из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов I-IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами) с территориальным центром Госсанэпиднадзора не согласован. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигонов менее 500 м. Участки для устройства полигона ТБО не отведены в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки поселка. Хозяйственные зоны для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов.
Проведенной проверкой установлено нарушение положений санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, а именно п.2.2. п.2.3.; п.2.4. п..3.2.- ; п.3.4.
Свалка является несанкционированной и администрация, Кевдо- Мельситовского сельсовета самоустранилась от решения данной проблемы, что является нарушением п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-Ф3, предусматривающего, что к вопросам местного значения относится в том числе, и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. И нарушением ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №98-ФЗ, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, бездействием администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета и ее должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных.
Представитель ответчика заявленное требование признал, признание требований принято судом.
В соответствии со ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при принятии судом признания иска ответчиком принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каменского межрайонного прокурора заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кевдо- Мельситовского сельского совета Каменского района Пензенской области, о признании незаконным бездействия администрации, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кевдо- Мельситовского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
Обязать администрацию Кевдо- Мельситовского сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку.
Решение может быть обжаловано в течение 10- ти дней в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.
Председательствующий С.А.Лаврова