Определение по апелляционной жалобе о взыскании опекунского пособия (вступило в законную силу)



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

---- года.

г. Камень - на - Оби.

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

Судьи С.С. Мерклингер.

При секретаре Гутаровой Е.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по апелляционной жалобе комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка ***

г. Камень - на - Оби Алтайского края от ---- года по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах опекуна Кожевниковой И.В., подопечного Матвеева С.А. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Камень-на-Оби Алтайского края о взыскании разницы в опекунском пособии.

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор в интересах опекуна Кожевниковой И.В., подопечного Матвеева С.А. обратился с иском к мировому судье к ответчикам о признании их действий в части невыплаченного размера опекунского пособия незаконными и о взыскании невыплаченного размера опекунского пособия за 2005 год в сумме ... копеек.

Указывая, что размер выплаченного опекуну Кожевниковой И.В. пособия в указанный период не соответствует установленным нормативам. Размер выплачиваемого администрацией г. Камень-на-Оби пособия в 2005 г. определен в соответствии с постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 02.12.2003 г. № 406 и составляет 2045 руб. в месяц на одного ребенка дошкольного возраста и 2340 руб. в месяц на одного ребенка школьного возраста.

Данное обстоятельство противоречит ст. 5 ФЗ «О социальных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, в котором установлено, что расходы по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Исходя из постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 и от 07 ноября 2005 года № 659 и Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ 19.08.1999 года, сложившихся фактических цен за 2005 год, ответчик обязан выплатить опекуну ... руб. ... коп., тогда как выплатил - ... рублей. Разница составляет - ... рублей ... коп., которые прокурор просит взыскать с ответчиков.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков ... рублей ... копеек, исключив требование и о признании их действий незаконными.

Решением мирового судьи уточненные исковые требования удовлетворены частично, взыскание заявленных требований произведены полностью, но только с одного ответчика - комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края за счет средств бюджета Алтайского края.

Не согласившись с указанным решением, ответчик - комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края принес апелляционную жалобу, просит отменить решение мирового судьи, вынести новое решение суда, в котором отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывая, что не имеется оснований для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год», поскольку он является нормативным правовым актом. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, и относится к категории обязательных платежей из бюджета, его выплата связана с присвоением гражданину статуса -опекун. Размер опекунского пособия, выплаченного в 2004 году, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2005 году. Ст. 27 закона Алтайского края от 31.12.2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», утвержден размер опекунского пособия на 2005 год - 28080 руб. в год на одного ребенка. Полагает, что права и законные интересы детей не нарушены, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта РФ, считает свои обязательства выполненными в полном объеме, в соответствии с утвержденным на 2005 год бюджетом Алтайского края. Опекунское пособие не стало ниже уровня его выплаты, установленного на 31.12.2004 года.

В судебное заседание истцы Кожевникова И.В., Матвеев С.А., ответчики - комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Камень-на-Оби Алтайского края, третье лицо - комитет администрации г. Камень-на-Оби по образованию не явились, о месте и времени слушания извещены надлежащим образом.

Участвующий в судебном процессе прокурор Бондаренко Д.Г. возражает в удовлетворении жалобы, считая, что решение мирового судьи соответствует закону, обосновано нормами материального права.

Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, находит решение мирового судьи законным и обоснованным.

Доводы ответчика, что если закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» не был в судебном порядке признан противоречащим нормам закона, следовательно, оснований для его неприменения нет, суд находит несостоятельными.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истец Кожевникова И.В. являлась опекуном истца Матвеева С.А., в связи с чем ей было назначено пособие на содержание подопечного.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению таких гарантий производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Право опекуна на получение ежемесячных денежных выплат на содержание ребенка было установлено п. 3 постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 № 409. Этим же постановлением установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122 -ФЗ. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона должно быть соблюдено условие о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий в денежной форме, предоставляемых соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Таким образом, субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленными законами субъекта РФ, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

При определении размера пособия на 2005 год сравнение объема финансирования за этот период должно производиться с предыдущим, 2004 годом, когда еще действовал порядок расчета пособия исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам региона. Для мальчиков школьного возраста в 2004 году размер пособия составлял 39700 рублей 26 копеек ( 28502 рубля 85 копеек на питание и 11197 рублей 41 коп на одежду, обувь и мягкий инвентарь).

Фактически опекуну - истцу Кожевниковой И.В. за 2005 год выплачено ... рублей ... копеек, то есть как предусмотрено ст. 27 Закона Алтайского края от 28 декабря 2004 года № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год», не доплата составила ( ... руб. ... коп - ... рублей ) ... рублей ... копеек.

Мировой судья правильно учел, что совокупный доход финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть ответчиком уменьшен, а поэтому удовлетворил исковые требования.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка *** города Камень на Оби Алтайского края от ---- года по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах опекуна Кожевниковой И.В., подопечного Матвеева С.А. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о взыскании разницы в опекунском пособии - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья С.С. Мерклингер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200