Дело №2-572/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камень-на-Оби ---- года
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Зыковой И.Г.,
при секретаре Пичугине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-572/2010 по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Бовдун В.В. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по г. Камень-на-Оби о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Каменский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бовдун В.В. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по г. Камень-на-Оби о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию. Требования обосновывает тем, что истец является Ветераном труда и имеет право на социальную защиту со стороны государства в рамках действующего законодательства, в том числе по оплате коммунальных услуг в размере 50% в пределах нормативов потребления указанных услуг. Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25.10.2006 года, вступившим в силу с 01.01.2007 г., на территории Алтайского края установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах, в соответствии с которыми нормативом потребления, с учетом состава семьи из 2-х человек, проживающих в 2-х комнатной квартире, оборудованной газовой плитой, является 65 кВт.ч., однако при расчете мер социальной поддержки для истца применяется норматив потребления 32 кВт.ч., установленный решением Каменской городской Думы от ---- г. ***. Применение ответчиком заниженного норматива привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации истцу по оплате услуг по электроснабжению. В соответствии с Законом Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007 г. суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Каменские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 32 кВт.ч. при расчете оплаты за электроснабжение Бовдун В.В. за период с 01.01.2007 года по 01.03.2010 года, обязать ответчика произвести перерасчет за указанный период исходя из норматива потребления в размере 65 кВт.ч., обязать Управление социальной защиты по г. Камень-на-Оби выплатить Бовдун В.В. недополученную сумму компенсации за указанный период согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил в части периода за который необходимо произвести Бовдун В.В. перерасчет недополученной компенсации - с 01.01.2007 года по 31.03.2010 года. Просит обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Бовдун В.В. денежную компенсацию с учетом перерасчета за период с 01.01.2007 г. по 31.03.2008 года и обязать Управление социальной защиты по г. Камень-на-Оби выплатить Бовдун В.В. недополученную сумму компенсации за период с 01.04.2008 года по 31.03.2010 года.
Материальный истец Бовдун В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в своем заявлении суду просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» Кондрух Т.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что расчет оплаты за электроэнергию Бовдун В.В. производился с учетом нормативов, установленных решением Каменской городской Думы от ---- г. *** в размере 32 кВт.ч. в месяц, о том, что данное решение отменено, официальных публикаций не было. Кроме того, в Каменских МЭС отсутствовали сведения, необходимые для расчета компенсации льготникам в соответствии с решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ---- г. N 10, а именно отсутствовали сведения о количестве комнат и числе проживающих лиц. Данную информацию Каменские МЭС собирать не должны, а Управление социальной защиты по г. Камень-на-Оби представило необходимые сведения только в марте 2010 года, после чего был произведен перерасчет. Считает, что перерасчет с 01.01.2007 года не может быть взыскан, так как истекли сроки исковой давности.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби Маркина Н.В. и Минченко Я.В., действующие по доверенности, исковые требования не признали, ссылаясь на то, что до 1 апреля 2008 года меры социальной поддержки по оплате электроэнергии предоставлялись организацией-поставщиком услуг, в данном случае Каменскими МЭС, в натуральной форме в виде 50% скидки в пределах установленных нормативов. С 1 апреля 2008 года порядок был изменен, меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов, при этом денежный эквивалент рассчитывается организацией-поставщиком услуг, а Управление социальной защиты только производит выплаты на основании предоставленных расчетов. С указанного времени денежная компенсация истцу Бовдун В.В., рассчитанная Каменскими МЭС, выплачена в полном объеме. Считают, что поскольку решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. N 10 вступило в силу с 01.01.2007 г., то у Каменских МЭС на тот момент должна была быть собрана база о количестве комнат и проживающих членах семьи, однако Каменскими МЭС расчет производился на основании решения Каменской городской Думы от 25.06.1996 г. № 26. В связи с изложенным считают, что нарушений законодательства со стороны управления социальной защиты населения нет.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив матеpиалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Бовдун В.В., согласно имеющемуся удостоверению, выданному ---- г., является «Ветераном труда», имеющим права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке установленном Федеральным законом «О ветеранах» л.д. 6).
Бовдун В.В. проживает с женой в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу ... ... в ... л.д. 7).
Согласно справке филиала «Каменские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго», дом оборудован в установленном порядке стационарной газовой плитой, установлен прибор учета СОИ 449 10-40 А л.д.13).
Бовдун В.В. пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению. В заявленный прокурором период времени с 01.01.2007 г. по 01.04.2008 г. льгота ему предоставлялась энергоснабжающей организацией филиалом «Каменские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» в виде 50-ти процентной скидки при оплате услуг электроснабжения в пределах норматива 32 кВт.ч. в месяц. С 1 апреля 2008 г. по 31 марта 2010 г. указанной энергоснабжающей организацией Бовдун В.В. производится определение мер социальной поддержки от величины того же норматива - 32 кВт.ч, выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте осуществляет Управление социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби на основании представленных энергоснабжающей организацией реестров.
Из лицевого счета получателя компенсации на имя Бовдун В.В. л.д. 9-12) следует, что за период с ---- года по ---- года сумма льготы выплачивалась истцу ежемесячно в размере 50% от норматива в размере 32 кВт.ч., с ---- года размер компенсации рассчитывается исходя из норматива 64 кВт.ч.
Норматив потребления для определения мер социальной поддержки для Бовдун В.В. в размере 32 кВт.ч. в месяц применяется филиалом «Каменские межрайонные электрические сети» ОАО «...энерго» на основании решения Каменской городской Думы от ---- г. *** «О нормах на коммунальные услуги» л.д. 14).
Постановлением Каменской городской Думы от ---- г. *** были утверждены нормы на одного человека на коммунальные услуги в ..., в частности электроэнергия на 1 человека в год в жилых домах с газовыми плитами в размере 383 кВт.ч. Данное постановление было признано утратившим в силу в связи с принятием решения Каменской городской Думы *** от ---- года «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования городской округ «Город Камень-на-Оби» Алтайского края, в соответствии с которым установлен норматив потребления электроэнергии на 1 человека в месяц в жилых домах с газовыми плитами - 32 кВт.ч. и решением Каменской городской Думы *** от ---- года внесены изменения в решение ***, исключен раздел «Элетроэнергия».
В силу положений ст. 22 Федерального закона от ---- года ***ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ---- года ***ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на ---- года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 20 и 22 указанного Федерального Закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01 декабря 2004 г. принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», статьей 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50% расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе на оплату электрической энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, в соответствии с ч. 5 ст. 6 порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края.
В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», в соответствии с п. 19 которого меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.
Меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно п. 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Порядок предоставления мер социальной поддержки на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007 г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который вступил в действие с 01.04.2008 г., в соответствии со ст. 2 которого меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, статьей 7 установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.8).
Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации; в соответствии с п.п. 15,16 расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме; денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, до ----г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с ---- г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер мер социальной поддержки как до ----г., так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Данное решение принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».
Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решениями Каменской городской Думы, недопустимо учитывая то, что данный орган после принятия Закона Алтайского края № 61-ЗС от 01.12.2004 г. не правомочен принимать такие решения.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку исходя из характеристики занимаемого Бовдун В.В. жилого помещения (2 комнаты, 2 человека проживающих, наличие стационарной газовой плиты), норматив потребления услуг по электроснабжению согласно решению Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края *** от ---- года, для Бовдун В.В. составляет 65 кВт.ч.
Применение ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Каменские межрайонные электрические сети» в отношении Бовдун В.В. в заявленный период норматива потребления услуг по электроснабжению 32 кВт.ч. в месяц, вместо норматива, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, нарушает права Бовдун В.В.
Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Каменские межрайонные электрические сети» обязанности по перерасчету Бовдун В.В. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению с ---- года по ---- года, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению в размере 65 кВт.ч., установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края являются обоснованными, с учетом того, что с ---- года расчет денежного эквивалента ответчиком производится в указанном размере.
Требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Каменские межрайонные электрические сети» обязанности выплатить Бовдун В.В. денежную компенсацию недополученной суммы скидки в оплате услуг по электроснабжению, которая получится в результате произведенного перерасчета с ----г. по ---- года и возложении на Управление социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби обязанности выплатить Бовдун В.В. недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, согласно перерасчета оплаты за период с ---- года по ---- года, произведенного ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Каменские межрайонные электрические сети», суд находит также обоснованными, поскольку до ---- г. меры социальной поддержки предоставлялись органицацией-поставщиком услуг, в данном случае Каменскими МЭС, а с ---- г. они предоставляются в виде выплаты компенсации органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме. Указанные требования направлены на восстановление нарушенного права Бовдун В.В. на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
Заявление представителя ОАО «Алтайкрайэнерго» о применении, на основании ГК РФ срока исковой давности, удовлетворению не подлежит, поскольку спорные правоотношения по предоставлению ветеранам труда мер социальной поддержки гражданским законодательством не регулируются, а в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007 года предусмотрено, что суммы компенсации, полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
С учетом изложенного иск прокурора в интересах Бовдун В.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби надлежит взыскать 200 рублей государственной пошлины, по 100 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК PФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каменского межрайонного прокурора в интересах Бовдун В.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Каменские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 32 кВт.ч. в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению входящего в состав компенсации по оплате за коммунальные услуги в отношении Бовдун В.В. с ---- года по ---- года.
Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Каменские межрайонные электрические сети» произвести Бовдун В.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с ---- года по ---- года исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ---- года *** «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт.ч. в месяц.
Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» выплатить Бовдун В.В. денежную компенсацию недополученной скидки в оплате услуг по электроснабжению за период с ---- года по ---- года включительно рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ---- года *** «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт.ч. в месяц.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби выплатить Бовдун В.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки, за период с ---- года по ---- года включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Каменские межрайонные электрические сети» перерасчету.
Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета 100 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби в местный бюджет государственную пошлину в размере 100 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья И.Г.Зыкова
...
...
...
...