Дело № 2-315/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Камень на Оби 05 мая 2011 года
Каменский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Штро А.Я.,
при секретаре Юшиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астаповой О.В. к Администрации города Камень на Оби Алтайского края о признании нуждающейся в жилье и права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья,
Установил:
Астапова О.В. обратился в суд с иском к ответчику указав, что она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец В. умер ***, мать В. Л. лишена родительских прав решением .... от ***. Поскольку у родителей своего жилья не имелось, после лишения матери родительских прав её поставили на учет в Администрации города как не имеющей закрепленного жилья. В настоящее время она состоит на учете в списках льготников на получение жилья под номером №. 15.01.2008 года Администрацией Алтайского края № 8 утверждено положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края. Данное постановление распространяется на граждан, из указанной выше категории, не достигших 23 летнего возраста. Поскольку она обратилась с заявлением в Администрацию города Камень на Оби Алтайского края после достижения ею 23 лет - *** года, жилищная комиссия при администрации города Камень на Оби Алтайского края отказала ей в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Просит признать её нуждающейся в жилье и признать её право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
В судебном заседании истица Астапова О.В. изменила исковые требования: отказалась от иска в части признания её нуждающейся в жилье, поскольку она уже признана нуждающейся и состоит на учете в Администрации города Камень на Оби на учете по указанному основанию. На иске в части признания её права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья настаивает.
Представитель ответчика -Администрации города Камень на Оби Алтайского края Ощепкова И.А. в судебном заседании иск не признала, полагая, что истице правомерно отказано в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, поскольку на день подачи заявления истице исполнилось 23 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Алтайского края № 72-ЗС от 31.12.2004 года (в редакции от 06.09.2007 года № 78-ЗС) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Алтайского края.
В судебном заседании бесспорно установлено, что согласно свидетельства о рождении Астапова О.В. родилась *** в .... ..... Её родителями являются: отец - В., мать - Л..
Отец истицы - В. умер ***, что следует из свидетельства о смерти от ***.
Мать истицы - Л., согласно справки о заключении брака № от ***, *** заключившая брак с Б., сменившая фамилию с В. на Б., решением .... суда .... от *** лишена родительских прав в отношении .... Астаповой О.В., *** года рождения.
Постановлением Администрации города Камень на Оби Алтайского края от *** № Астапова О.В., учащаяся .... относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющую закрепленного жилого помещения, состав семьи .... человек, проживающей по ...., принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в общий список и льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношение Астаповой О.В. к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подтверждается справкой комитета по образованию и делам молодежи Администрации города Камень на Оби Алтайского края от *** №.
Согласно справки комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации города Камень на Оби Алтайского края от *** №, Астапова О.В., *** года рождения, проживающая по .... .... ...., действительно состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Камень на Оби Алтайского края с *** в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Очередь №.
Согласно регистрации в паспорте Астапова О.В. с *** проживает по .....
Из заявления Астаповой О.В. от *** следует, что она обратилась в Администрацию города Камень на Оби Алтайского края с заявлением о предоставлении ей субсидии на приобретение жилья так как относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, состав семьи .... человек, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилье с *** года.
Жилищная комиссия при администрации города Камень на Оби Алтайского края, рассмотрев *** года заявление Астаповой О.В от *** года, а также представленные документы, вынесла заключение о невозможности предоставления безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент обращения достигла 23-летнего возраста.
Суд полагает данный отказ не соответствующим требованиям закона.
В соответствии со ст. 3 «Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края», право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года.
Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждении исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утверждено указанное выше Положение.
В соответствии с п. 4 Положения,
4.1 Учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4.2 Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание её получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.
4.3 Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.
Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору социального найма.
Из изложенного выше следует, что Астапова О.В., *** года рождения, поставлена на учет в общий список и в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья *** в Администрации города Камень на Оби Алтайского края постановлением Администрации города от *** года № №
Астапова О.В. зарегистрирована по месту проживания в .....
Законом не установлено, что достижение 23- летнего возраста на момент подачи документов в Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края, является основанием к отказу в предоставлении субсидий на приобретение жилья лицам указанной выше категории граждан.
Указанное выше Положение предусматривает формирование банка данных на лиц, не достигших 23 летнего возраста, но не препятствует включению тех, кто уже достиг на день подачи заявки 23 лет, поскольку Астаповой О.В. на день вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года, она поставлена на учет до достижения ею 23- летнего возраста, и до 23- летнего возраста свои обязательства перед Астаповой О.В. ни субъект Российской Федерации ни орган местного самоуправления не исполнили, жилье ей не было представлено и вины в этом истицы нет.
Также в судебном заседании установлено отсутствие жилья у Астаповой О.В.
С учетом изложенного суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Астаповой О.В. удовлетворить.
Признать за Астаповой О.В., *** года рождения, право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья А.Я. Штро