Дело № 2-154/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Камень-на-Оби 25 апреля 2011 года
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Зыковой И.Г.,
при секретаре Шамсоновой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Лахматовой О.Л. к Администрации Алтайского края в лице Управления по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края, Администрации города Камень-на-Оби Алтайского края о признании действий незаконными, признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и возложении обязанности включения в краевой реестр граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Каменский межрайонный прокурор в интересах Лахматовой О.Л. обратился в суд с иском к ответчикам указав, что в соответствии с Положением «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 15.11.2008 года № 8, в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи были направлены документы в отношении Лахматовой О.Л., однако в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Лахматовой О.Л. было отказано, так как анкета заполнена после достижения Лахматовой О.Л. *** летнего возраста, а также в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения, при этом не было принято во внимание, что закрепленное жилье признано не пригодным для проживания. Полагает такой отказ не законным, просит признать действия Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи незаконными, признать за Лахматовой О.Л. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, обязать Управление Администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Лахматову О.Л. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от *** исковые требования Каменского межрайонного прокурора были удовлетворены.
Действия Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по отказу во включении Лахматовой О.Л. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья признаны незаконными.
За Лахматовой О.Л. признано право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Администрация города Камень-на-Оби Алтайского края обязывалась представить в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявку на предоставление субсидии, заключение, анкету и другие необходимые документы на Лахматову О.Л.
Управление Администрации по образованию и делам молодежи Алтайского края обязывалось по получению всех необходимых документов из Администрации города Камень-на-Оби Алтайского края, включить Лахматову О.Л. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от *** данное решение Каменского городского суда отменено с направлением на новое рассмотрение в тот же суд в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ).
В судебном заседании процессуальный истец - прокурор настаивает на исковых требованиях, уточнив их, просит кроме того, признать незаконным заключение жилищной комиссии при администрации города Камень-на-Оби от ***, обязать администрацию г. Камень-на-Оби направить заявку на предоставление субсидии, заключение, анкету и другие необходимые документы на Лахматову О.Л. в Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края.
Истец Лахматова О.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что после смерти матери и лишения отца родительских прав, с *** она проживала в ...., затем поступила на учебу в .... .... и проживала в общежитии училища. В *** году встала на льготную очередь в администрации г. Камень-на-Оби на получение жилья. После того, как ей стало известно о возможности получения субсидии, она обратилась по этому вопросу в администрацию города, представила необходимые документы, которые пролежали в администрации и были направлены в Управление по образованию и делам молодежи Алтайского края после того как *** В *** году за ней было закреплено жилье в ...., которое для проживания не пригодно.
Представитель ответчика - Администрации г.Камень-на-Оби Ощепкова И.А. исковые требования не признала, пояснив, что *** жилищной комиссией при администрации г. Камень-на-Оби вынесено заключение о невозможности предоставления субсидии Лахматовой О.Л., так как на момент обращения она достигла *** возраста, в связи с чем администрацией города не может быть направлена заявка в отношении Лахматовой О.Л. в Управление по образованию и делам молодежи Алтайского края.
Представитель ответчика - Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование указал, что Управление по образованию и делам молодежи Алтайского края является самостоятельным органом исполнительной власти, администрация Алтайского края не является главным распорядителем средств краевого бюджета для предоставления субсидий и не осуществляет полномочий по решению вопроса о предоставлении субсидий. В настоящее время Лахматова О.Л. не имеет права на льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на получение безвозмездных субсидий имеют лица из указанной категории, за которыми не числится жилье по договору жилищного найма либо в собственности. Кроме того Лахматова О.Л. не обращалась с личным заявлением в орган местного самоуправления на получение субсидии. Принятие решения о возможности или невозможности предоставления субсидии и о направлении соответствующих документов входит в обязанности муниципальных органов.
Представитель ответчика - Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование указал, что документы на Лахматову О.Л. из муниципалитета Каменского района направлены в управление ***, тогда как день рождения истца ***, то есть истцу было более *** а в соответствии с действующим законодательством право на льготы имеют лица, не достигшие *** возраста. Кроме того, у Лахматовой О.Л. имелось закрепленное жилое помещение. Просят отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Признать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку действующим законодательством на Комитет не возложены полномочия по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению им субсидии на строительство или приобретение жилья.
Представитель третьего лица - Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с абз.2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Алтайского края.
В судебном заседании установлено, что Лахматова О.Л. родилась *** на ст. ..... Отец - Л., мать - В..
Постановлением .... от *** № Лахматова О.Л. (в постановлении - Лохматова), *** года рождения, в связи с отобранием у отца Л., лишенного родительских прав, принимая во внимание, что мать девочки умерла, определена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
Постановлением Администрации Подойниковского сельсовета .... от *** № за несовершеннолетними Л., ***, и В., ***, в связи с определением их в учреждение общественного воспитания, на основании ст. 60 ЖК РФ, закреплено право проживания на жилплощади, расположенной в поселке ...., принадлежащей ***
Из акта проверки от ***, следует, что закрепленное за воспитанником Лахматовой О.Л. по адресу: .... жилое помещение представляет из себя <данные изъяты> По месту жительства зарегистрирован в указанной квартире Л., который в течение трех <данные изъяты> <данные изъяты> выбыл в неизвестном направлении. В квартире нет дверей, оконные рамы без стекол, некоторых вообще нет. Печное отопление с отходящими от печи трубами полностью разморожено, печь требует капитального ремонта, трубы ремонту не подлежат, крыша дома требует ремонта, в коридоре нет пола, в комнатах пол требует ремонта, сгнили доски. Вывод: квартира непригодна для проживания.
Из заявления учащейся .... Лахматовой О.Л. от *** следует, что она обратилась в администрацию г.Камень-на-Оби в возрасте ***, с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с отсутствием жилой площади, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации .... от *** № Лахматова О.Л., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в общий список и одновременно в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья.
Письмом от *** комитет по образованию администрации г. Камень-на-Оби направил в адрес Управления по образованию администрации Алтайского края списки и анкеты граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, в том числе и на Лахматову О.Л.
Письмом от *** анкета Лахматовой О.Л. возвращена Управлением по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края в связи с тем, что на день направления анкеты Лахматовой О.Л. уже исполнилось *** и она не подпадает под действие п.4 «Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края». Кроме того, за Лахматовой О.Л. было закреплено жилое помещение. Рекомендовали Лахматовой О.Л. подтвердить свое право на получение указанной субсидии в судебном порядке.
Суд полагает данный отказ не соответствующим требованиям закона.
В соответствии со ст. 3 «Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края», право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 4 указанного выше Положения, учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившие желание её получить, стоящие в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.
Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрация (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.
Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших *** возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.
Из изложенного выше следует, что Лахматова О.Л., *** года рождения, поставлена на учет в общий список и в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья *** в администрации .... постановлением администрации города от *** №.
Статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подтверждается представленными документами: свидетельством о смерти матери В., решением Панкрушихинского районного суда .... от *** о лишении отца Л. родительских прав, постановлением администрации .... от *** № об определении несовершеннолетней Лахматовой О.Л. в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, постановлением Подойниковского сельсовета .... от *** № о закреплении жилой площади.
Закрепленное за Лахматовой О.Л. жилое помещение, находящееся по адресу: ...., с .... признано не пригодным для проживания. Закрепленная за истицей квартира разрушилась в связи с ветхостью, когда истице было не более *** и в силу своего возраста, имущественного положения она не могла самостоятельно поддерживать закрепленный за ней дом в надлежащем состоянии.
Лахматова О.Л. зарегистрирована по месту проживания в .... (*** по месту учебы с ***.
Согласно представленных информаций из Каменского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентразиция - Федеральное БТИ» от *** и Управления Федеральной регистрационной службы по .... от ***, Лахматова О.Л. и её сын Г., *** года рождения, в собственности жилья не имеют.
Факт закрепления за Лахматовой О.Л. в *** жилого помещения в ...., пришедшее в негодное для проживания состояние, также не может служить основанием для отказа во включении в банк данных лиц, которым предоставляются субсидии, поскольку Лахматова О.Л. состоит на учете в городе Камень-на-Оби как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающей и имеющей регистрацию в г. Камне-на-Оби, нуждающейся в жилье.
Из пояснения истицы Лахматовой О.Л. она обратилась в администрацию города Камень-на-Оби за предоставлением ей безвозмездной субсидии на приобретение жилья, собрала и сдала документы, в ***
В направлении документов в Управление по образованию и делам молодежи администрации .... ***, после того, как Лахматовой О.Л. исполнилось *** года.
С учетом приведенных норм законодательства, регулирующего основание предоставления субсидии, суд приходит к выводу о том, что достижение истцом *** возраста не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, так как *** относилась к категории граждан, имеющих право на получение данной субсидии. На день вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Лахматовой О.Л.не исполнилось ***, она поставлена на учет до достижения ею *** возраста, и до *** возраста свои обязательства перед Лахматовой О.Л. субъект Российской Федерации не исполнил, жилье ей не было представлено и вины в этом истицы нет, поскольку зависящие от нее действия, выразившиеся в обращении с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением необходимых документов она произвела своевременно.
Иное решение приведет к нарушению конституционных справ истца, закрепленных в ст. ст. 39,40 Конституции Российской Федерации.
*** жилищной комиссией при администрации г. Камень-на-Оби было вынесено заключение о невозможности предоставления безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Лахматовой О.Л., т.к. на момент обращения она достигла *** возраста. Данное заключение, с учетом приведенных норм законодательства, является незаконным, в связи с чем требования прокурора в этой части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Каменского межрайонного прокурора в интересах Лахматовой О.Л. удовлетворить частично.
Признать за Лахматовой О.Л., *** года рождения, право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Признать действия .... по образованию и делам молодежи по отказу во включении Лахматовой О.Л. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья незаконными.
Признать незаконным заключение жилищной комиссии при администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края от *** о невозможности предоставления безвозмездной субсидии Лахматовой О.Л..
Обязать Управление Администрации по образованию и делам молодежи Алтайского края включить Лахматову О.Л. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Г.Зыкова