Дело № 2-335/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Камень на Оби 26 мая 2011 года
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Штро А.Я.,
при секретаре Коробатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Камень- на- Оби» Алтайского края в лице Администрации г. Камень- на- Оби о признании ненадлежащей деятельности в части принятия достаточных мер, направленных на организацию надлежащего обращения с отходами производства и потребления и понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,
Установил:
Каменский межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Камень- на- Оби» Алтайского края в лице Администрации г. Камень- на- Оби о запрещении экологически вредной деятельности (несанкционированной свалки твердых бытовых отходов), указав, что при проверке соблюдения природоохранного законодательства выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, занимаемая площадь около <данные изъяты> кв.м., расположенная в ....). Данный участок местности, а именно обочины дороги сплошь покрыты отходами производства и потребления - шлак, древесные отходы, опилки, строительный мусор, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, пищевые отходы, обрывки тканей и другое, в объеме <данные изъяты> куб.м. на разном удалении от дороги (расстояние варьируется от <данные изъяты>). Проведенной проверкой деятельности организации в области охраны окружающей среды в городе Камне-на-Оби Алтайского края выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, в частности требований ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающих, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, что также закреплено в ст. ст. 5 п.9, п. 24 Устава муниципального образования «Город Камень- на- Оби» Алтайского края. Просит признать ненадлежащей деятельность муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби в части принятия достаточных мер, направленных на организацию надлежащего обращения с отходами производства и потребления, а также обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в ....) площадью <данные изъяты> кв.м путем сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Каменского межрайонного прокурора Бондаренко Д.Г. на исковых требованиях настаивает, уточнив их: просит обязать ответчика организовать сбор, вывоз, утилизацию несанкционированной свалки, в срок до ***, пояснив, что ответчик мусорную несанкционированную свалку твердых бытовых отходов не ликвидировал на день рассмотрения дела в суде.
Представитель ответчика - муниципального образования «Город Камень на Оби» Алтайского края в лице Администрации г. Камень-на-Оби Ощепкова И.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что указанные в исковом заявлении требования исполняются в настоящее время муниципальным предприятием «<данные изъяты>». Работы по уборке мест несанкционированных свалок профинансированы администрацией города. Работы по уборке ещё не завершены.
Представитель третьего лица - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представив отзыв на исковое заявление о поддержании исковых требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании бесспорно установлено, что проведенной Каменской межрайонной прокуратурой проверкой деятельности муниципального образования «Город Камень на Оби» Алтайского края организации в области охраны окружающей среды в городе Камень- на- Оби Алтайского края, отраженной в акте осмотра объекта от ***, по обочинам дороги с двух сторон в .... выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления в объеме <данные изъяты> куб.м на площади около <данные изъяты> кв.м на разном удалении от дороги (древесные отходы, опилки, строительный мусор, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, пищевые отходы, обрывки тканей и др.). Данная несанкционированная свалка размещена и образована хозяйствующими субъектами и жителями прилегающих домов. В связи с несанкционированным сбросом отходов мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления не проводятся, в результате чего происходит захламление, загрязнение земли, поверхностных и подземных вод. При длительном размещении на почве происходит гниение отходов, в результате чего осуществляется выброс загрязняющих и дурно пахнущих веществ в атмосферный воздух, возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровью человека, окружающей природной среде.
В соответствии с требованиями ст. 42 Конституции РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды определяется как- деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» дано понятие «благоприятная окружающая среда» - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 указанного выше закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, и др.
Согласно требований ст. 4 вышеназванного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Федеральными законами «Об охране окружающей среды», статьей 7, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 14 и 15, «Об отходах производства и потребления» статьей 8, предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Исходя из требований статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Все выше перечисленные условия и требования в рассматриваемом судом случае в отношении несанкционированной свалки не соблюдены и не выполнены.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривается нахождение несанкционированной свалки по указанному адресу.
Следовательно, исковые требования по ликвидации несанкционированной свалки по указанному адресу подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Решил:
Признать ненадлежащей деятельность муниципального образования «Город Камень на Оби» Алтайского края в лице Администрации города Камень-на-Оби в части принятия достаточных мер, направленных на организацию надлежащего обращения с отходами производства и потребления.
Обязать муниципальное образование «Город Камень на Оби» Алтайского края в лице Администрации города Камень-на-Оби в срок до *** организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов и промышленного производства, расположенных в .... площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья -А.Я. Штро