Дело № 2-320/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Камень на Оби 31 мая 2011 года Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Штро А.Я., при секретаре Юшиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби Алтайского края и муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационный участок № 2» о возложении обязанности произвести ремонтные работы, Установил: Каменский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби Алтайского края и муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационный участок № 2» (далее МУП «ЖЭУ № 2») города Камень на Оби Алтайского края о возложении обязанности произвести ремонтные работы, указав, что *** заместителем главы администрации, председателем комитета по ЖКХ администрации города .... А. подписано разрешение на ввод жилого дома № по ул. .... в эксплуатацию. В ***, ОАО институт «<данные изъяты>», имеющим лицензию на право проведения работ по обследованию зданий, выданной Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проведено обследование и дана оценка технического состояния основных строительных конструкций и здания в целом <данные изъяты> жилого дома, расположенного в ...., на основании задания, выданного обслуживающей организацией МУП «ЖЭУ № 2». По результатам обследования выявлены серьезные нарушения строительных норм и правил при осуществлении строительства, а также обнаружены дефекты и деформации здания, что вызывает опасность обрушения здания. Институтом были сделаны рекомендации по устранению дефектов и деформаций указанного здания, однако ни Администрация города Камень на Оби Алтайского края, ни МУП «ЖЭУ № 2» не приняли никаких мер по устранению указанных дефектов с целью устранения возможных обрушений здания, несмотря на представление Каменского межрайонного прокурора от *** «Об устранении нарушений действующего законодательства». Несмотря на имевшиеся нарушения строительных норм и правил, заместителем главы города .... А. *** было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию дома № по ул. .... муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплутационный участок № 2». Разрешение на ввод в эксплуатацию и акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию отдельных секций дома утверждено постановлениями главы .... от *** №, от *** №. Просит признать незаконными действия муниципального образования Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби по выдаче разрешения на ввод жилого дома № по ул. .... в эксплуатацию от ***. Признать незаконным бездействие муниципального образования Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби по решению вопросов местного значения, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации в границах городского округа в виде существующей опасности обрушения жилого дома №, расположенного в городе ..... Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «ЖЭУ№ 2» города Камень на Оби, выразившееся в непринятии мер по устранению дефектов и деформаций, отраженных в отчете ОАО институт «<данные изъяты>». Возложить обязанность на муниципальное образование Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби и муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок № 2» .... по устранению дефектов и деформаций- выполнению мероприятий, направленных на приведение здания жилого дома №, расположенного в городе .... по .... к нормальной эксплуатационной пригодности, предложенных ОАО институт «<данные изъяты>». В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает, пояснив, что не принятие ответчиками мер по устранению выявленных нарушений, дефектов и деформаций здания жилого дома по адресу: .... грозит обвалом здания, нарушает права и интересы не только жильцов указанного дома, но также лиц, проходящих мимо здания, работающих на строительстве бассейна и других лиц, круг которых в полном объеме установить невозможно. Представитель ответчика - муниципального образования Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби Ощепкова И.А., действующая по доверенности, исковые требования признала частично, соглашаясь с тем, что выявленные дефекты и деформации здания жилого дома по ул. .... необходимо устранять, но нет финансовых средств для проведения этих работ, поскольку на указанные работы требуется порядка 14-15 миллионов рублей. Не признает исковых требований о признании незаконным выдачу разрешения на ввод указанного здания в эксплуатацию. Считает, что на день выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию здания жилого дома - *** нарушений строительных норм и правил выявлено не было, всё соответствовало норме, что подтверждается актами приемки государственной комиссии выполненных строительных работ по секциям. Обследование здания жилого дома по .... было проведено спустя два года после выдачи разрешения на ввод и ввода указанного объекта в эксплуатацию. Представитель ответчика МУП «ЖЭУ № 2» Лисица В.В., действующий по доверенности, исковые требования также признал частично, пояснив, что при наличии финансовых средств ответчик готов произвести все работы по устранению выявленных дефектов и деформаций здания жилого дома по ..... Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в *** закончилась достройка здания жилого дома № по ул. ...., строительство которого было начато в ***, приостановлено в ***, возобновленное в *** в связи с необходимостью размещения части жильцов отселяемых из зоны строительства второй очереди железнодорожного моста <данные изъяты>. *** заместителем главы администрации, председателем комитета по ЖКХ администрации .... А. подписано разрешение на ввод жилого дома № по ул. .... в эксплуатацию. В ***, ОАО институт «<данные изъяты>», имеющим лицензию на право проведения работ по обследованию зданий, выданной Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проведено обследование и дана оценка технического состояния основных строительных конструкций и здания в целом <данные изъяты> жилого дома, расположенного в ...., на основании задания, выданного обслуживающей организацией МУП «ЖЭУ №2». Целью обследования являлась оценка технического состояния основных строительных конструкций здания жилого дома и определение возможности его эксплуатации. В соответствии с отчетом, составленным по результатам вышеуказанного обследования, объект обследования представляет собой пятиэтажное кирпичное здание сложной конфигурации в плане, состоящее из семи блок секций, со сборными железобетонными перекрытиями с техническим подпольем и чердаком. Объект относится ко II (нормальному) уровню ответственности по надежности зданий и сооружений в соответствии с ГОСТ 27751-88 и является объектом массового строительства. В соответствии со СНиП 21-01-97* здание имеет II степень огнестойкости. В ходе подготовительных работ и по информации технических работников установлено, что возведение обследуемого здания было начато в *** по рабочему проекту на строительство жилого дома на <данные изъяты> квартиры, по типовому проекту, привязанному к местным условиям проектным институтом «<данные изъяты>» в ***. строительно-монтажные работы производил <данные изъяты>». Заказчиком выступало <данные изъяты>. За период строительства были выполнены работы по устройству свайных фундаментов с монолитным железобетонным ростверком, монтажу фундаментных блоков стен технического подполья, выполнена кирпичная кладка наружных и внутренних стен, смонтированы плиты перекрытий. В *** строительство было прекращено без консервации объекта. В *** администрация города предоставила недостроенный <данные изъяты> квартирный жилой дом для переселения части граждан из сносимой застройки при строительстве моста через реку «<данные изъяты>». Согласно пояснительной записке проекта компенсационного строительства, связанного с освобождением территории для строительства второго пути и расселением жилых домов, попадающих в санитарно - защитную зону, в проекте, разработанном институтом «<данные изъяты>», предусмотрено обследование и завершение строительства этого дома. Однако отчет по результатам обследования и рабочий проект на завершение строительства заказчиком не представлен. Ориентировочно, в том же году филиалом «<данные изъяты>» по заданию МУП «ЖЭУ-2» разработан проект перепланировки квартир недостроенного жилого дома с доведением количества квартир до <данные изъяты>. Предварительно в *** филиалом «<данные изъяты> по заданию Администрации .... проведено обследование недостроенного <данные изъяты> квартирного жилого дома по ..... По результатам обследования составлен отчет, в котором техническое состояние основных несущих конструктивных элементов и здания в целом признано работоспособным и не препятствующим достройке здания. По информации технических работников достройку жилого дома с перепланировкой квартир осуществило ООО «<данные изъяты>» .... в период с *** по ***. На период проведения обследования, ***, здание эксплуатировалось. Часть квартир первого этажа были переведены из разряда жилых в нежилые помещения и используются под офисные и торговые помещения. Установлено, что фундаменты жилого дома выполнены свайными с монолитным железобетонным ростверком и стенами технического подполья из сборных бетонных блоков стен подвалов на цементно-песчаном растворе, отдельные участки выполнены из обыкновенного керамического кирпича на цементно-песчаном растворе. Соответствие выполненных фундаментов проекту подтверждено соответствующими актами освидетельствования скрытых работ. В ходе обследования фундаментов со стороны технического подполья в процессе проведения обмерных работ основное внимание было уделено замерам пролетов (расстояний между несущими поперечными стенами). В соответствии с рабочим проектом шаг между осями поперечных несущих стен принят 6,44 метра, т. е. пролет в свету между стенами должен быть 6,04 м. В действительности расстояния между подавляющим большинством несущих поперечных стен колеблется от 5,93 м до 6,09 метра и свидетельствует о смещении осей блоков стен на величину до 50 мм, что превышает максимально допустимое 12 мм (СНиП 3.03.01-87 п.п. 3.7). Наибольшее расстояние установлено между стенами по осям «А» и «Г», секции Е, которое составляет 6,10 м. Смещения с осей до 35 мм имеют и поперечные стены лестничных клеток. При проектном 2,24 м, расстояния между стенами колеблются от 2,17 до 2,29м. Данное отступление касается и расстояний между внутренними стенами в районе входов в техподполье, которое при проектном размере 2,23 м колеблется от 2,20 до 2,30 м.. В ходе обследования фундаментов со стороны технического подполья и осмотра цоколя здания в стенах технического подполья выявлено несколько вертикальных сквозных трещин шириной раскрытия до 2 мм, пересекающих один или два ряда бетонных блоков. Наибольшее раскрытие до 6 мм имеет сквозная трещина, переходящая в вышележащую кирпичную кладку, в наружной стене техподполья, по оси «3» секции Е. Со слов технических работников, указанная трещина появилась еще в процессе строительства, за ее развитием устанавливалось наблюдение и за последнее время ширина ее раскрытия не увеличилась. Однако журнал наблюдений не представлен. С целью установления целостности ростверка в ходе производства работ в местах расположения трещин проведены вскрытия ростверка путем откопки двух шурфов. Установлено, что трещины из фундаментных блоков не переходят в ростверк. Следует отметить отсутствие или начавшиеся процессы разрушения вертикальной гидроизоляции поверхностей фундаментов, соприкасающихся с грунтом. Кроме того, в кирпичной кладке участков стен технического подполья имеются разрушения, скорее всего механического характера, с зависанием перемычек, отсутствием под ними опор, отсутствием несущих перемычек. Над отдельными проемами в несущих стенах уложены перемычки с недостаточной величиной опирания на кладку, с местным разрушением кладки под опорами, встречается и применение обычных не усиленных перемычек в несущих стенах. К дефектам следует отнести утолщенные, достигающие 60 мм, горизонтальные швы между бетонными блоками, снижающие прочностные характеристики стен технического подполья. При помощи электронного прибора ОНИКС-2.5 установлены прочностные характеристики материалов фундаментов. Учитывая наличие дефектов и деформаций, выявленных в ходе обследования, техническое состояние фундаментов оценивается, как неудовлетворительное кат. II [6] и ограниченно работоспособное по классификации СП 13-102-2003 [7]. Конструктивно здание решено с поперечными наружными и внутренними несущими стенами. В соответствии с рабочим проектом шаг между осями поперечных несущих стен принят 6,44 метра, т. е. пролет в свету между стенами принят 6,06 м. В действительности расстояния между несущими поперечными стенами колеблется от 5,99 м до 6,10 метра и свидетельствует о смещении осей стен на величину до 40 мм, что превышает максимально допустимое 10 мм (СНиП 3.03.01-87). Смещения с осей до 35 мм имеют и поперечные стены лестничных клеток. При проектном размере 2,26 м, расстояния между стенами колеблются от 2,18 до 2,28м. Основными дефектами, выявленными в ходе обследования, характерными для всех секций жилого дома, являются: - вертикальные и наклонные трещины, максимальной шириной раскрытия до 5 мм, проходящие в подоконной части оконных проемов первого этажа и не переходящие в фундамент. Причиной возникновения подобных трещин служит то обстоятельство, что подоконная часть стены работает подобно многопролетной неразрезной балке, нагрузкой на которую является реактивное давление грунта под подошвой фундаментов, а опорами простенки. В середине пролетов (посередине оконных проемов) возникают изгибающие моменты, растягивающие верхнюю зону и вызывающие образование трещин; - вертикальные и наклонные трещины, максимальной шириной раскрытия до 4мм, проходящие в местах сопряжения простенков с подоконными частями кладки, причиной возникновения которых служит депланация (искривление) сечений кладки, вызывая неравномерные напряжения. В простенках, несущих нагрузку от всех вышележащих этажей, нормальные (вертикальные) напряжения на много выше, чем в подоконных частях, несущих нагрузку от собственного веса. В местах резкого скачка и возникли подобные трещины, отмечены отдельные оконные проемы имеющие признаки разрушения материала под опорами перемычек; - наибольшую протяженность и величину раскрытия до 6 мм имеет вертикальная сквозная трещина, проходящая в наружной стене по оси «3» секции Е и переходящая в фундамент. Как отмечалось выше, параметры трещины не - вертикальные и горизонтальные трещины в штукатурке цоколя, местами ее разрушения, проседание отмостки; - отдельные участки замачивания и переувлажнения кирпичной кладки; - разрушение бетона, трещины и переломы отдельных опорных железобетонных плит под наружные кирпичные стены; - разрушение бетона бетонных блоков цоколя в месте прохода трубы внутреннего водостока; - сквозная трещина шириной раскрытия до 1 мм в железобетонной перемычке над оконным проемом секции Г в осях 7-8; - трещины в стенах санузлов, ослабленных вентиляционных каналов; - сквозные трещины во внутренних несущих стенах в месте опоры перемычки; - трещины в штукатурке в местах сопряжения наружной и внутренних стен на верхних этажах в лестничных клетках, возможно, свидетельствующих о неравномерных осадках несущих и ненесущих стен; - сильные разрушения бетона козырька входа (секция Е), сквозные трещины, переломы, оголение и коррозия арматуры, отсутствие покрытия. Железобетонные козырьки входов в остальные подъезды демонтированы и заменены ни металлические навесы. Кроме того, в местах блокировок не выполнены температурные швы, что способствовало перенапряжениям в кладке и образованию трещин, особенно в период перерыва строительства (не отапливаемое здание). Основными дефектами и деформациями, выявленными в ходе обследования, являются: - недостаточная величина опирания плит перекрытий на несущие кирпичные стены, местами составляющее всего от 2 до 5 см; -ослабление плит перекрытий пробитыми отверстиями с разрушением ребер и перерезкой рабочей и распределительной арматуры; -разрушение кладки под опорными частями плит перекрытий в результате местного смятия и размораживания кирпичной кладки; - применение в перекрытиях «рубленных» плит; - применение кирпича для заделки швов между плитами, что не обеспечивает необходимой жесткости дисков перекрытий; - отсутствие опоры (несущей перемычки) у плит перекрытия (секция Д в осях 8-9); - прогиб плит перекрытия до 4 см в результате разрушения кладки стены техподпо-лья при опирании внутренней кирпичной стены санузлов вышележащих этажей (секция В по оси 13), (секция Ж по оси 5); -трещины, перелом ребра, отсутствие опор под ребром лестничных площадок (секция А по оси 15), (секция Г по оси 3). Данные дефекты и деформации возникли по причине низкого качества строительно-монтажных работ, слабого геодезического контроля, длительного срока от начала до завершения строительства, нарушение технологии устройства отверстий в плитах перекрытия. Минимальная величина опирания плит перекрытий на кирпичные стены, принятая в проекте для плит длинной 2,38 м - 60 мм, для плит длинной 3,58 и - 80 мм, для плит длинной 6,28 м - 110 мм, с учетом увеличенных против проектных расстояний между несущими стенами, на многих участках не обеспечена. Следует учитывать и неточности монтажа, когда минимальная величина опирания плит на одной опоре обеспечена за счет уменьшения величины опирания на второй. Институт обращает внимание на необходимость срочного проведения мероприятий по раскреплению, установки временных подпорок и т.п. для ликвидации опасности обрушения конструкций в техническом подполье жилого дома. Указанные работы производились с использованием приборов и инструментов: рулетка, лазерный дальнометр, отвес, уровень, щуп, цифровой фотоаппарат, электронный прибор для определения прочности бетона, кирпича и строительного раствора, в соответствии с «Рекомендациями по обследованию технического состояния крупнопанельных и каменных зданий». Учитывая выявленные дефекты и деформации, их размер, угрозу обрушения конструкций, техническое состояние перекрытий оценивается, от неудовлетворительное кат. III до предаварийного кат. IY [6] и от ограниченно работоспособного до недопустимого по классификации СП 13-102-2003 [7]. Таким образом, при строительстве указанного многоквартирного жилого дома были нарушены строительные нормы и правила, в том числе СНиП 52-01-2003, СНиП 21-01-97, СНиП 2.01.07-85, СП 13-102-2003. Установлено, что до ввода в эксплуатацию жилой дом по .... в .... (незавершенный строительством) находился в муниципальной собственности, в хозяйственном ведении МУП «ЖЭУ-2 ». Строительством жилого дома занималось МУП «ЖЭУ -2», выступая заказчиком, привлекая к работам по договорам подряда строительные организации. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. При строительстве же многоквартирного жилого дома по .... в .... были нарушены вышеуказанные действующие строительные нормы и правила. Согласно ст.702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В силу ст.715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. В соответствии со ст.720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении (ч.2 ст.720 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки) (ч.3 ст.720 ГК РФ). В силу ст.740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (ч.2 ст.740 ГК РФ). Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки - ст.748 ГК РФ. Следовательно, обязанность по устранению дефектов строительства данного объекта лежит на МУП «ЖЭУ № 2». В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия: градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; Пункты 6, 7, 8 статьи 2 Кодекса устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Пункт 5 части 3 статьи 8 Градостроительного Кодекса относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов. В силу п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. В силу указанных выше правовых актов органом местного самоуправления Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби, которую представлял заместитель главы Администрации города- <данные изъяты> А., *** выдано разрешение на ввод жилого дома № по ул. .... в эксплуатацию. Для признания данного разрешения недействительным у суда нет оснований, поскольку недостатки, вскрытые в *** при обследовании, проведенном ОАО «<данные изъяты>», на которые ссылается сторона истца в обоснование своих требований о признании незаконными действия муниципального образования Город Камень на Оби Алтайского края в лице администрации города Камень на Оби по выдаче разрешения на ввод жилого дома № по ул. .... в эксплуатацию от ***, не были известны органу местного самоуправления, принимавшему решение о выдаче разрешения на ввод указанного жилого дома в эксплуатацию. Разрешение на ввод указанного жилого дома в эксплуатацию от *** было выдано органом местного самоуправления на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от ***, утвержденного постановлением Администрации .... № от ***. В своем отчете ОАО «<данные изъяты>» указывает конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить для приведения здания жилого дома № по ул. Пушкина к нормальной эксплуатационной пригодности. Неудовлетворительное состояние жилого дома № по ул. .... создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, может привести к разрушениям, обрушениям, что в свою очередь, может повлечь гибель жителей ..... По факту выявленных нарушений *** Каменским межрайонным прокурором главе .... вносилось представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Согласно представленному ответу, в городском бюджете на *** отсутствуют денежные средства. Путем внесения изменений в городской бюджет в течение *** средства на проведение мероприятий по приведению жилого дома по .... к нормальной эксплуатационной пригодности администрация города постарается изыскать, однако, до настоящего времени соответствующие денежные средства не изысканы, работы по устранению выявленных дефектов и деформаций не проведены, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную и здоровую среду обитания и создает опасность их жизни и здоровью в силу того, что невозможно определить лиц, кто может попасть в зону аварии в случае обрушения конструкций данного жилого, так как это могут быть как жильцы данного дома, число которых в силу миграционных процессов изменяется, так и прохожие жители города, приезжие лица, а также лица - рабочие, осуществляющие строительство <данные изъяты> возле дома № по ул. ...., а также дети - учащиеся <данные изъяты>. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащимся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек имеет право на здоровое и безопасное жилье. Жилые помещения должны удовлетворять здоровому и безопасному проживанию граждан, отвечать санитарным нормам и требованиям по площади, безопасности, водоснабжению, постоянному отоплению, проветриванию и другим условиям, обеспечивающим нормальное, здоровое проживание людей. В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Таким образом, гражданам предоставляются как государственные гарантии на беспрепятственное и постоянное пользование жильем, так и гарантии на безопасную и здоровую среду обитания. Вследствие не устранения выявленных дефектов и деформаций, отраженных в отчете, может возникнуть чрезвычайная ситуация, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация (п.4 ст.7 Закона №68-ФЗ). В силу п.28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа (<данные изъяты>). В силу подп. «г», «д» п.2 ст.11 Закона №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - ст.14 Закона №68-ФЗ. В соответствии со ст.18 Закона №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В силу ст.24 Закона №68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Согласно представленному реестру объектов собственности муниципального образования Город Камень-на-Оби АК, в муниципальной собственности находятся <данные изъяты> квартир, расположенных в доме № по ул. ..... В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. <данные изъяты>. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (ч.2 ст.18 ФЗ №131-ФЗ). Следовательно, в силу изложенного выше, на органе местного самоуправления в лице администрации г. Камень-на-Оби лежит обязанность по устранению выявленных дефектов введенного в эксплуатацию жилого дома. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать муниципальное образование Город Камень на Оби Алтайского края в лице Администрации города Камень на Оби Алтайского края и муниципальное унитарное предприятие «ЖЭУ-2» незамедлительно принять меры по устранению выявленных в *** ОАО «<данные изъяты>» дефектов и деформаций жилого дома, расположенного по адресу: ...., указанных в Отчете по обследованию технического состояния основных строительных конструкций и здания в целом <данные изъяты> - квартирного жилого дома в городе ..... В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в десятидневный срок со дня его вынесения. Судья - А.Я. Штро
увеличиваются, при осмотре стены со стороны квартир трещины, заделанной жильцами, или образования трещин в заделке не наблюдается. Тем не менее, учитывая размер деформации, необходимо проведение мероприятий по усилению данного участка кладки с постановкой постоянных наблюдений за возможным ее развитием и ведением соответствующего журнала;