Решение о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста



                                           РЕШЕНИЕ

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСИКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 года                                           г. Камень - на - Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Колесниковой И.Е.,

при секретаре Коробатовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-229/2011 года по иску Зайцевой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного Фонда РФ в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского края о включении стажа работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязанности назначить пенсию с ***,

                                      установил:

Истец Зайцева Н.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного Фонда РФ в г. Камень - на - Оби и Каменском районе Алтайского (далее ГУ УПФ РФ по г. Камень - на - Оби и Каменскому району) о признании ее права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, обязанности включения ответчиком в специальный стаж периода работы в должности <данные изъяты> с *** по ***, обязанности начисления и выплаты пенсии с ***.

В судебном заседании уточнила исковые требования и дополнительно просит признать незаконным решение ответчика об отказе ей в установлении пенсии от ***, включении в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста периода работы в должности <данные изъяты> с *** по ***, обязанности назначения ей пенсии с ***.

Представители ответчика ГУ УПФ РФ по г. Камень - на - Оби и Каменскому району Мольдерова Л.Н.и Спиридонова Н.Ю. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п. 1, 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, работа в должности <данные изъяты> засчитывалась в выслугу лет педагогическим работникам при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением (25 лет), приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное постановление не применяется с ***, следовательно, должности <данные изъяты> и <данные изъяты> могли бы быть включены в специальный стаж в случае, если бы до *** истцом были выработаны требуемые 2/3 стажа. Поскольку специальный стаж Зайцевой Н.В. на *** в должностях, предусмотренных Перечнем, установленным указанным Постановлением Совета Министров СССР, составил менее 25 лет, необходимых для назначения пенсии и менее 16, 8 лет, необходимых для зачета в специальный стаж оспариваемого периода работы, оснований для включения данного периода работы в стаж <данные изъяты> работы не имеется.

     Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с трудовой книжкой Зайцева Н.В.с *** и по *** работала <данные изъяты>, о чем имеется запись <данные изъяты>.

По общему правилу, женщины, достигшие возраста 55 лет, имеют право на трудовую пенсию по старости (ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную пенсию пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В разделе «Наименование должностей» Списка должность комсорга не указана.

Такие должности не предусматривались и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем, во время работы истца в должности <данные изъяты> действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В соответствии с утвержденным указанным Постановлением Совета Министров СССР Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Суд считает возможным включить стаж истца период её работы в должности <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку возможность включения указанной работы в педагогический стаж была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

При этом суд исходит из того, что указанное Постановление действовало в периоды работы истицы на вышеназванной должности, а потому данный период подлежат включению в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, независимо от времени обращения истицы за назначением пенсии.

В соответствии с правилами п. 4 указанного Положения о порядке исчисления стажа, <данные изъяты> выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.Поскольку не оспариваемый ответчиком стаж педагогической работы Зайцевой Н.В. составил более требуемых 2/3 от 25 лет, а именно <данные изъяты>, то включение периода работы Зайцевой Н.В. с *** по *** в должности <данные изъяты> дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выслугой лет обосновано.

В соответствии с Приложением № 6 (порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях) к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 05.01.1977 года № 2 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива, а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.

В связи с изложенным ссылка представителей ответчика на то, что не может применяться постановление СМ СССР от 17.12.1959 года с 01 октября 1993 года по отношению к истице, поскольку на *** у истицы отсутствовало 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет работникам <данные изъяты>, не опровергают выводов суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, имеются законные основания для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                       Решил:

Признать отказ Государственного учреждения - Управления пенсионного Фонда РФ в г. Камень-на-Оби и Каменском районе Алтайского края от *** об установлении Зайцевой Н.В. досрочной трудовой пенсии по старости недействительным.

Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Зайцевой Н.В. с *** по *** в должности <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного Фонда РФ в г. Камень-на-Оби и Каменском районе Алтайского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости Зайцевой Н.В. с ***.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного Фонда РФ в г. Камень-на-Оби и Каменском районе Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

                                            Судья: Колесникова И.Е.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200