Решение о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2011 года.            г. Камень -на - Оби.

Каменский городской суд Алтайского края в составе: судьи Егерь С.В.

при секретаре Суворовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-589/2011 по иску Рожновой Г.В. к комитету по образованию и делам молодежи администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края о взыскании не доначисленной и не выплаченной заработной платы и возложении обязанности производить начисление заработной платы,

      У С Т А Н О В И Л :

Рожнова Г.В.обратилась в суд с иском к комитету по образованию и делам молодежи администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края о взыскании не доначисленной и не выплаченной заработной платы в период с *** по ***, и возложении обязанности на ответчика производить начисление заработной платы исходя из размера тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, произвести перерасчет заработной платы исходя из размера тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, взыскать недоплаченную заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей.

В обосновании заявленных требований ссылается на то, что работает в должности <данные изъяты>. Начисление заработной платы с *** производится из двух по 0,5 тарифных ставок в размере <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рубля соответственно, а с *** - <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей + районный коэффициент в размере 15%. Установленный порядок начисления заработной платы, ее размер, нарушают её трудовые права и не соответствуют положениям Конституции РФ и трудового законодательства.

Считает, что заработная плата должна ей начисляться исходя из размера тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом и на эту сумму начислять районный коэффициент и стимулирующие, компенсационные выплаты.

В судебном заседании истец Рожнова Г.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Павлиашвили Д.Н. иск не признал, пояснив, что оплата труда истцу осуществляется на основе действующего законодательства и заработная плата истцу начисляется в размере, не ниже минимального размера оплаты труда.

Представитель третьего лица - <данные изъяты> П. по поводу удовлетворения заявленных требований полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Заработная плата конкретного работника, согласно ТК РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.2 ст. 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147).

Из трудовой книжки Рожновой Г.В. следует, что она принята на работу в <данные изъяты> и работает по настоящее время (л.д.<данные изъяты>).

Трудовым договором и приказом о приеме на работу от *** подтверждается работа Рожновой Г.В. в должности <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>).

Расчетными листками и представленной справкой о размере заработной платы, которые истцом не оспаривались, подтверждается начисление заработной платы истцу, не ниже минимального размера оплаты труда, при полностью отработанной норме рабочего времени (л.д.<данные изъяты>).

Исчисление размера заработной платы с *** из 0,5 тарифной ставки помощника воспитателя в размере <данные изъяты> и 0,5 тарифной ставки кастелянши в размере <данные изъяты>, а с *** в размере <данные изъяты> и <данные изъяты>, произведено истцу работодателем в соответствии с тарифными коэффициентами и ставками ЕТС по оплате труда работников муниципальных учреждений в г.Камень-на-Оби, штатным расписанием, коллективным договором, Постановлением Администрации Алтайского края №53 от 11.02.2008года «Об оплате труда работников краевых, государственных учреждений, осуществляемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников краевых государственных учреждений», Постановлением Администрации Алтайского края №295 «О повышении с 1 июня 2011 года оплаты труда работников краевых государственных учреждений», Постановлением администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края №220 от 26 февраля 2008 года «Об оплате труда работников муниципальных учреждений в г.Камень-на-Оби», Постановлением администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края №1342 от 21 июня 2011 года «О повышении с 1 июня 2011 года оплаты труда работников муниципальных учреждений в г.Камень-на-Оби».

Давая оценку собранным по делу доказательствам, суд принимает во внимание, что в соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 ч. 3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

Трудовой кодекс РФ, в соответствии с требованиями Конституции РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

С учетом изменений, которые были внесены Федеральным законом N 54-ФЗ, с 01.09.2007 признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ.

Таким образом, с указанной даты органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. Следовательно, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены ниже МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полностью отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени(выполнившего нормы труда), включая оклад(тарифную ставку) компенсационные выплаты(доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), должна быть с 01 января 2009 года не менее 4330 рублей, а в соответствии с Федеральным законом от 1.06.2011 года № 106-ФЗ с 1 июня 2011 года не менее 4611 рублей.

Исходя из содержания части 1 статьи 129 ТК РФ следует, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст.130) и устанавливается федеральным законом (ст.133).

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установление оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. (Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 №1160-О-О.)

Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно статье 5 Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года (дня вступления в силу указанного Федерального закона).

Тем самым при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда.

В судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что заработная плата истца, включая стимулирующие выплаты по основному месту работы, начисляется в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Рожновой Г.В. к комитету по образованию и делам молодежи администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края о взыскании не доначисленной и не выплаченной заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей, а также возложении на комитет по образованию и делам молодежи администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края обязанности производить начисление заработной платы исходя из размера должностного оклада не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплат компенсационного истимулирующего характера - сверх фиксированного размера оплаты труда - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский Краевой суд в течение 10 суток, со дня принятия в окончательной форме, через     Каменский городской суд.

       Судья: С.В. Егерь